Урок ОРКСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема: « Чистый ручеёк нашей речи»
Класс 4
Учитель: В.А. Черенкова
Цели:
· Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;
· Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;
· Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
· Сформировать представление у учащихся, что такое речевом этикете.
Задачи:
· Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
· Продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
· Сформировать понятие о правилах эффективного общения;
· Познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения
· Учить анализировать собственную речь и речь собеседника
Ожидаемые результаты:
· Учащиеся углубят знания об этике как науке;
· Дети познакомятся с рассказом Василия Сухомлинского “Одни и те же слова”; притчей “Тройное сито нашей речи”
Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи (это мелодия речи) - доброжелательный, дружеский, спокойный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_orkse_4_klass.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по ОРКСЭ
Тема: « Чистый ручеёк нашей речи»
Класс 4
Учитель: В.А. Черенкова
Цели:
- Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;
- Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;
- Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
- Сформировать представление у учащихся, что такое речевом этикете.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
- Продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
- Сформировать понятие о правилах эффективного общения;
- Познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения
- Учить анализировать собственную речь и речь собеседника
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся углубят знания об этике как науке;
- Дети познакомятся с рассказом Василия Сухомлинского “Одни и те же слова”; притчей “Тройное сито нашей речи”
Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи (это мелодия речи) - доброжелательный, дружеский, спокойный
Основные средства наглядности: Презентация, карточки для чтения стихотворений
Ход урока
1. Орг. Момент.
Учитель: - Ребята! С чего начинается каждый наш день? (ответы детей….) … со слов приветствия…
Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слова
" Здравствуйте!" и с замечательных слов Татьяны Лавровой (http://www.boxter.org/index.php)
Здравствуйте.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаю – здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка – Земля пусть хлебом – солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
- Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести)
Какое продолжение вы придумали к предложениям с точки зрения правил этикета
- Когда я на улице....
- Когда я в магазине....
- Когда я в транспорте...
- Когда я в театре...
- Когда я в библиотеке...
II. Подготовка к восприятию нового материала
а) Закрепление основных понятий урока
- Какие виды этикета вы знаете? (свадебный, повседневный, речевой, профессиональный, этикет выходного дня, дипломатический, столовый и др.)
- К какому виду этикета относится совокупность принятых в обществе правил речевого поведения? (к речевому).
- А что такое речь?
- Какая она бывает?
б) Определение темы урока
В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво
- Какое слово похоже на слово “речка”? (Речь.)
- Что общего? ( для речи так же, как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями.
в) - Как же звучит тема нашего урока?
Чистый ручеёк нашей речи
- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля
Приятная речь для слуха – своего рода музыка” (Аристотель)
III. Работа с новым материалом
а) Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.
Чтение стихотворения Сергей Есенин - С добрым утром
Прослушивание.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?
Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”.
Какие выразительные средства помогли автору? Эпитет (золотые, речные, сонные, шелковые,..)
Олицетворение (шепчет шаловливо, обрядилась ярким перламутром, сонные березки)
Обобщение ответов.
- Перечитайте последние строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)
б) Наблюдения за эмоциональной окраской родной речи. Работа по учебнику с.43-44
Откройте учебник на с.43, прочитайте последний абзац. (Произнесённое слово....)
Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова”
Назовите эти слова. В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов?
- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”
Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?
- Найдите в тексте слова, где говорится о теме сочинения: о чём должны рассказать ребята?
- Что же должны были увидеть дети? Кто может прочитать? (начало рассказа)
- А внимательно ли дети-первоклассники наблюдали за небом? (нет, они не отметили грусти в степи, и с чем это было связано, не заметили птиц)
- Какие слова подобрали дети в начале рассказа?
- Можно ли эти слова назвать «рисующим»? Где мы их встречали? (в стихах, рассказах, сказках)
- Что «рисуют» эти слова? (Небо. Таким, каким его увидели дети. Его цвет, чистоту, прозрачность)
- Соответствуют ли они теме сочинения? (нет, т.к. учительница сказала, что сегодня они будут составлять сочинение об осеннем небе и перелётных птицах )
- А в конце рассказа?
- Кто помог детям увидеть небо таким, каким оно было на самом деле? (девочка Валя – она нашла точное слово)
- Понравилось вам это слово? Чем оно интересно и необычно? (оно рассказывает о чувствах и настроении, о ласковом и нежном отношении к перелётным птицам )
- Чем отличаются слова, которые назвали дети в конце рассказа, от тех, которые подобрали в начале? (это слова, передающие настроение)
Работа в группах
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Расскажите друг другу, как вы понимаете смысл этих слов?
–КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ:
Небо грустное
Небо тревожное
Небо печальное
Небо студёное
Ответы по группам:
Небо грустное – курлыканье было жалобным. Птицы прощались с родными краями.
Небо тревожное – перелёт птиц очень трудный и опасный, много птиц погибает, не все возвращаются на родину, тревожно за птиц
Небо печальное – именно таким оно кажется, когда видишь в нём улетающих птиц и слышишь их грустную прощальную песню
Небо студёное – «холодное», неприветливое. Именно таким оно может быть для перелётных птиц: со стужей, холодом, переменчивой осенней погодой
в)Чтение учащимися стихотворения С.Михалкова.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
- О какой каше идёт речь?
(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
- Какой вывод сделаем для себя?
Вывод: Мы очищаем нашу речь от всего ненужного, говорить надо, чётко выговаривая слова.
-Что значит “чисто” говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, “не спотыкаться” на трудных звуковых сочетаниях, не “комкать” концы слов и фраз, не “проглатывать” отдельные звуки и слова).
Игра “Выбрасываем слова-сорняки”
Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)
Герои: Лёня и Коля.
- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.
- Ну а кто всё время говорит “ну”!
- Да ты только что сказал “ну”!
Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
- Опять говоришь так!
- Ну как же с тобой говорить?
- Без “ну” и без “значит”.
- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
- Чем недоволен Коля? Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”? Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь).
- Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?
Совет: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.
Учитель:- Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернослов?
- Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих? Какой совет следует из ваших рассуждений?
Совет: никогда не используй в своей речи скверные слова.
III этап заключительный (оценочно-рефлексивный)
Учитель:- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека? (на партах лежат капельки, напишите на них слова, которые нужно употреблять в своей речи. Рядом сухие деревья – скверные слова).
На доске «собирается» рисунок (деревья, ручей, солнышко, голубые облака….)
С чего начинается большая река? (с маленького ручейка)
-Нарисуем чистый светлый ручеёк, и чтобы он стал полноводной чистой рекой, добавим капельки – слова. Будет ли место для скверных слов?
Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?
Учитель: Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.
"Как изменчиво все в этом мире. Человек рождается, живет и умирает... Время быстротечно. Оно торопит нас, и порой мы даже не успеваем рассмотреть тех, с кем нас свела жизнь, кто оказался рядом с нами в те или иные минуты. Давайте не будем спешить. Улыбнемся случайному прохожему, поболтаем со старой знакомой, позвоним родителям и поиграем с детьми. Давайте будем помнить о том, что мы – люди. Будем добрее и терпеливее к нашим близким, протянем руку помощи и скажем ласковое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по речевому этикету "Чистый ручеёк нашей речи"
Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка....
Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"
Презентация "Чистый ручеёк нашей речи"...
Внеклассное занятие по литературному чтению "Чистый ручеёк нашей речи" 1-4 классы
Цели занятия:- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать навыки вежливого пове...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"
Речь-образ души человека, главное его достоинство.Цели:•раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;•дать п...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чистый ручеёк нашей речи» (4 класс)
Цель урока: формирование у школьников речевой этики и любви к родному языку.Задачи урокаДидактические:• знать основы культуры речи;&bull...
Чистый ручеёк нашей речи
ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...