Программа Основы религиозных культур и светской этики. Православная культура. (2017г.)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа ОРКСЭ. модуль "Православная культура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._pravoslavnaya_kultura.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для учащихся четвёртых классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13;
- Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов МБОУ СОШ №13.
Рабочая программа разработана с учетом Примерной программы начального общего образования по ОРКС, авторской программы Виноградовой Н. Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Вентана-Граф, 2012 и ориентирована на использование учебника «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1,/ Н.Ф. Виноградова М: Вентана- Граф», 2017, учебника «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2,/ Н.Ф. Виноградова М: Вентана- Граф», 2017, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Учебный план образовательного учреждения предусматривает обязательное изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объёме 34 годовых часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:
-готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;
-высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;
· овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных
религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
-раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); –ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; –на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; –излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; –соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; –осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. | -развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; –устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; –выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. |
Содержание учебного предмета.
Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники. Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Православие в России. Православное христианство. Православие – традиционная религия России. По византийскому примеру. Русская Православная Церковь. Монастырь и его обитатели. Монастыри на Руси. Троице – Сергиева лавра. Из истории Русской Православной Церкви. Вклад православия в развитие русской культуры. Первые шаги к просвещению. Монастыри – центры культуры. «Троица» Андрея Рублёва. Церковно – приходские школы.
Чему учит православное христианство. Бог – создатель мира. Бог – един и всемогущ. Первые люди. Сотворение человека. О человеческой душе. Размышление маленького христианина о человеке. Десять заповедей Божиих. О злобе и заборе с гвоздями. Свидетель всего. В лавке у Бога. Сын Божий Иисус Христос. Благовещение. Рождество. Детство Иисуса. Крещение. Чудеса Иисуса Христа. Благая весть Иисуса. Нагорная проповедь. Не делай другим того, чего не хочешь для себя. Притчи Иисуса Христа. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Спасатели. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Иисус и апостолы. Апостол Пётр. Иоанн Богослов. Священная книга христиан. Библия.
Традиции православного христианства. Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Любить грешника и ненавидеть грех. Сердце. Ценности православной семьи. Таинство брака. Секреты православной семьи. Богослужение в Русской Православной церкви. Крест – символ православной веры. Знамение креста. Священнослужители. Молитва в православии. Молитва Господня. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство храма. Иконы и фрески. Богослужение. Церковное пение. Православный колокольный звон. Благовест. Правила поведения в храме. Православный календарь. Особенности православного календаря. Пост. Что это такое? Великий пост. День рождения Иисуса Христа. Крещение Господне. Пасха. Пасхальные яйца.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Россия – страна, объединившая народы. | 5 |
2 | Многообразие культур России. | 7 |
3 | Народные и религиозные праздники. | 2 |
4 | Какие ценности есть у человечества? | 3 |
5 | Православие в России. | 4 |
6 | Чему учит православное христианство. | 7 |
7 | Традиции православного христианства. | 6 |
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" (4 класс)
Урок № 3 по курсу "Основы религиозных знаний и светской этики". Тема: "Культура и мораль" для 4 класса. Презентация из-за большого объёма разбита на 2 части, которые нужно объединить перед демонстраци...
Презентация по Основам православной культуры и светской этики "Иконы русской православной церкви"
Презентация по Основам православной культуры и светской этики...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...