Основы исламской культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_4_kl._osnovy_islamskoy_kultury_azihanova_g.z._1.docx | 321.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет «Основы исламской культуры»
(для четырехлетней начальной школы)
Программа по основам мировых религиозныхкультур составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и обеспечена УМК «Начальная школа ХХI века»: 4 класс: «Основы мировых религиозных культур» – учебник для 4 класса, в 2ч. Автор: Н.В. Виноградова.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Обучение детей по программе курса «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия - страна, объединившая народы. Россия -многонациональная держава. Родина - место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия - наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Конституция РФ - основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык - государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества - долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война - пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной.страны. Подвиги воинов - представителей разных на родов.
Многообразие кулътур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства - представители разных народов.
Кулътура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения Пророка, Навруз; Шаббат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, спра ведливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость - бщечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от
национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.
Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Ислам - мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Где возник ислам. Ислам в современном мире. Мекка - религиозная столица ислама.
Ислам в России. История распространения ислама в России. Мероприятия Екатерины II по встраиванию мусульманского сообщества в систему государственного устройства империи. Положение ислама в современной России. Места проживания мусульман в нашей стране.
«Нет Бога, кроме Аллаха ... ~ Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он создал мир, землю и всё, что есть на ней. Аллах - первоначало всего, высший судья (судия).
Пророки - избранники Аллаха. Про рок Ибрахим и Кааба. Мухаммад - последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада. Нравственная ценность его высказываний и назиданий.
Основы ислама. Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог. Паломничество (хадж) - показатель искренней преданности верующего, одно из наилучших деяний для мусульманина, очищающее его от грехов. Дозволенное и запретное в исламе.
Коран и Сунна. Коран (собрание боговдохновенных изречений пророка Мухаммада) - Священное Писание, главная книга ислама. Сунна (собрание рассказов (хадисов), содержащих в себе описания поступков и высказываний пророка Мухаммада) - Священное Предание ислама.
Чему учит ислам. Мусульманин - пример добродетели. Главные добродетели ислама: миролюбие, добро, трудолюбие. Нравственные нормы и правила ислама. Примеры добродетелей у мусульман.
«Место, где совершаются земные поклоны ... » Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети (минареты, растительный орнамент храма, отсутствие изображений человека и животных). Лучшие образцы мечетей в мире и России. Правила поведения в мечети.
«Искусство ислама». Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Художественное ремесло.
Мусульманская семья. Заповеди ислама о семье и семейной жизни. Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок
Праздники в исламе. Роль, значение, функции, особенности основных исламских правдников. Праздник разговения - Ураза-байрам, Праздник жертвоприношения Курбан-байрам. День рождения пророка. Праздник в память о чудесном вознесении пророка Мухаммада к престолу Аллаха - Раджаб-байрам. Особенности исламского календаря.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата факт. |
Россия – многонациональное государство | 7.09 | ||
Как все начиналось. Народы Севера. Народы Поволжья | 14.09 | ||
Народы Северного Кавказа. Народы Сибири | 21.09 | ||
Путешествие в Биробиджан | 28.09 | ||
Когда люди объединяются | 5.10 | ||
Что нам стоит дом построить | 12.10 | ||
Культурные традиции народов | 19.10 | ||
Культурные традиции народов | 26.10 | ||
Традиционные религии России | 2.11 | ||
Войдем в православный храм | 16.11 | ||
Буддийский храм. Синагога. | 23.11 | ||
Войдем в мечеть | 30.11 | ||
Народные и религиозные праздники | 7.12 | ||
Народные и религиозные праздники | 14.12 | ||
Какие ценности есть у человечества? | 21.12 | ||
Выступление учащихся со своими творческими работами:«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятникирелигиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 28.12 | ||
Ислам – мировая религия | 18.01 | ||
Ислам в России | 25.01 | ||
Нет Бога, кроме Аллаха… | 1.02 | ||
Пророки – избранники Аллаха | 8.02 | ||
Пророки – избранники Аллаха | 15.02 | ||
Основы ислама | 22.02 | ||
Основы ислама | 1.03 | ||
Коран и Сунна | 8.03 Бин 15.03 | ||
Коран и Сунна | 15.03 | ||
Чему учит ислам | 22.03 | ||
Чему учит ислам | 5.04 | ||
Мечеть – место молитвы | 12.04 | ||
Искусство ислама | 19.04 | ||
Искусство ислама | 26.04 | ||
Мусульманская семья. Традиционная одежда мусульманок | 3.05 | ||
Мусульманская семья. | 10.05 | ||
Праздники в исламе | 17.05 | ||
Презентация творческих проектов по изученным темам | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы исламской культуры"
Обучающиеся получат возможность научиться:- Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.- Сформируются умения...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ МОДУЛЬ – ОСНОВЫ исламской культуры
ull;Модуль ОИК знакомит учащихся с основами исламской культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей, способствует формированию личности ребенка, его отношения к миру и людям, поведения в пов...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...