Календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Шемарова Екатерина Александровна

Содержание учебного предмета.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. (1час)

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)

Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_4klass_orkse._shemarova_e.a.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по «Основам православной культуры» составлена на основе концепции и общеобразовательной программы «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры»,  в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования,  соответствует  учебному плану школы. Рабочая программа разработана на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009). Обучение проходит по учебнику, автором которого является Кураев А.В.  Содержащийся в них материал  предназначен для организации разнообразных видов и форм работы с детьми, позволяет  творчески подойти к отбору необходимого материала с учетом особенностей учащихся.

        Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Достижение данной цели обеспечит решение следующих задач: 

  1. Формирование представлений об особенностях православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, мировых религиозных культур и светской этики.
  2. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей.
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика курса.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Место предмета в базисном учебном плане.

          В соответствии с учебным планом на изучение «Основ православной культуры»  в 4 классе отводится 34 часов по 1 часу в неделю.

писание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  

деятельности обучающихся  - в урочную деятельность -интегрирует духовно-нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательном   процессе,  способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

•  Патриотизм

•  Социальная солидарность

•  Гражданственность

•  Семья

•  Труд и творчество

•  Наука

•  Традиционные российские религии

•  Искусство и литература

•  Природа

•  Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации  и  готовности  основных  социальных  сил  к  гражданской  консолидации  на основе общих  ценностей  и  социальных  смыслов  в  решении  общенациональных

задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.  Достижение гражданского согласия

по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство  российского

образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и

социальный динамизм.

Гражданское  согласие  по  базовым  национальным  ценностям  не  имеет  ничего

общего  с  единообразием  ценностей  нации  и  самой  нации,  духовной  и  социальной

унификацией.  Единство  нации  достигается  через  базовый  ценностный  консенсус  в

диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ

и  поддерживается  их  открытостью  друг  другу,  готовностью  сообща  решать

общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и

молодёжи как основа развития нашей страны.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного предмета.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. (1час)

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)

Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения программы

Скорректи

рованные сроки прохождения программы

1

Россия - наша Родина. Культурные традиции.

Формулировать познавательную цель, основы гражданской идентичности личности. Узнают понятия ценности, идеалы. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

01.09.-08.09.

2

Культура и религия. Истоки русской культуры в православной религии. Традиции русской православной культуры.

Осуществлять поиск и выделение информации, инициативно сотрудничать в группе. Узнают: для чего человеку необходима религия; что Религия дает человеку; как Культура и Религия взаимодействует друг с другом; когда человек считается культурным.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

11.09.-15.09.

3

Человек и Бог в православии.

Изучают основы духовной традиции православия.

Узнают, почему Бога называют Творцом; знакомятся с выражением «вездеприсутствие Бога».

18.09.-22.09.

4

Православная молитва. Отличие молитвы от магии. Три вида молитвы: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Узнают: почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»;

что такое молитва; почему молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой.

25.09.-29.09.

5

Библия и Евангелие.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Узнают: почему Библию называют «Книга книг»; как переводится слово Евангелие; как зовутся авторы книг Ветхого Завета и  Нового Завета.

02.10--06.10

6

Проповедь Христа. Учение Христа. Духовные сокровища.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Узнают: что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире; что составляет истинное богатство христианина;

кого учил любить Иисус Христос.

9.10-13.10

7

Христос и его крест. Православный крест- символ христианства.

Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Узнают: почему именно смерть Иисуса Христа имеет такое значение для человечества; что, по мнению верующего человека, находится за порогом смерти.

16.10-20.10

8

Пасха.

Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Узнают: с каким событием связан праздник Пасхи; почему Христа называют Спасителем; что символизирует яйцо.

23.10-27.10

9

Православное учение о человеке.

Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Узнают: как человек может сделать свою душу богаче; в чем главное отличие человека от животного; зачем Бог даровал человеку свободу.

06.11-10.11

10

Совесть и раскаяние.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Узнают: что помогает человеку различать добро и зло; кто является свидетелем любого недоброго поступка человека.

13.11-17.11

11

Заповеди. Зависть мешает радости.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

20.11-24.11

12

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Узнают, что каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

27.11-01.12

13.

«Что такое этика?»

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Узнают: почему нельзя осуждать, сплетничать.

04.12-08.12

14.

Золотое правило этики. Как правильно указать человеку на его ошибки.

11.12-15.12

15.

Храм. Устройство православного храма.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Узнают значение слов: храм, собор, церковь, часовня, алтарь, канон.

18.12-22.12

16.

Храм.  Правила поведения в православном храме.

25.12-29.12

17.

Икона. Отличие иконы от обычной картины.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

15.01-19.01

18.

Творческий

проект «Как я понимаю православную культуру».

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

22.01-26.01

19

Как христианство пришло на Русь. Что такое крещение.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Узнают: как связано понятие Святая Русь с крещением Руси; зачем люди крестят детей.

29.01-02.02

20

Подвиг. Эгоизм.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства.

05.02-09.02

21

Заповеди блаженств. Когда сердце бывает чистым? Какой человек «нищий духом»?

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства.

12.02-16.02

22

Зачем творить добро?

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: зачем Христос пришел в мир; когда человек может испытать «духовную радость».

19.02-23.02

23

Чудо в жизни христианина. Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Узнают: что в жизни христианина может быть названо чудом.

26.02-02.03

24

Православие о Божием суде.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Узнают: что такое для православного христианина вечная жизнь;  влияет ли земная жизнь на жизнь человека в вечности; как определятся судьба человека в вечности; одинаковый ли смысл в православии имеют  слова «бессмертие» и «вечная жизнь».

05.03-09.03

25

Таинство причастия. Главное назначение церкви.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Узнают: от какого слова образовано слово «причастие»; зависит ли действие причастия на человека от его душевного состояния; что изменяется в людях, которые чаще причащаются.

12.03-16.03

26

Монастырь.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Узнают: для чего люди уходят в монастырь; что в монастыре  для монаха важнее всего; как проявляется религиозное призвание.

19.03-23.03

27

Отношение христианина к природе.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Узнают: как может проявляться  «образ Божий» в человеке по отношению к природе; должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир.

02.04-06.04

28.

Милосердное отношение к животным.

09.04-13.04

29

Христианская семья.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Узнают: почему надо слушаться родителей; уметь жить в семье по христианским заповедям.

16.04-20.04

30

Защита Отечества.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Различают, приводят примеры понятия справедливая и несправедливая война;

Узнают имена защитников Отечества и их подвиги.

23.04-27.04

31

Христианин в труде.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Узнают: заповеди, данные людям в раю; земной труд должен: Быть честным пред людьми  и  Богом; христианин трудится и работает для того, чтобы: приблизится к Богу,  стараясь делать те дела,  которые Богу угодны.

Выбирают нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, и дают им оценку.

30.04-04.05

32

Любовь и уважение к Отечеству.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Знакомятся с понятиями Отечество, Любовь, Уважение, Патриотизм.

Учатся толерантно относится к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

07.05-11.05

33.

Главные ценности для человека: Родина, семья, жизнь, культура.

14.05-18.05

34.

Подготовка

творческих

проектов «Главные ценности человека».

Составляют словарь терминов и понятий.

Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите.

Готовят проект  в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта.

21.05-25.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Основы православной культуры». 

1.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур культур и светской этики, Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012

2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2012.С.-239

3. Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.С.-32

4. Учебник: А.В.Кураев  «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г.

5. Мультимедийный проектор.

6.Ноутбук. Принтер.

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от «____» августа  2017 г. №  1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________ Быковская Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.

Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ модуль ОПК....

Календарно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ

Календарно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" по учебнику А.В.Кураева...

Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ 4 класс

Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ, модульОПК для 4 класса (учебник А.Кураева "Основы православной культуры")...

Планирование по курсу ОРКСЭ

Материал соответсвует всем требования ФГОСт по начальной школе....