Календарно-тематическое планирование по курсу ОРКСЭ 4 класс
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
Содержание учебного предмета.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. (1час)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_4klass_orkse._shemarova_e.a.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по «Основам православной культуры» составлена на основе концепции и общеобразовательной программы «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры», в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования, соответствует учебному плану школы. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009). Обучение проходит по учебнику, автором которого является Кураев А.В. Содержащийся в них материал предназначен для организации разнообразных видов и форм работы с детьми, позволяет творчески подойти к отбору необходимого материала с учетом особенностей учащихся.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Достижение данной цели обеспечит решение следующих задач:
- Формирование представлений об особенностях православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, мировых религиозных культур и светской этики.
- Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей.
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
- Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика курса.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение «Основ православной культуры» в 4 классе отводится 34 часов по 1 часу в неделю.
писание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность -интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательном процессе, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
• Патриотизм
• Социальная солидарность
• Гражданственность
• Семья
• Труд и творчество
• Наука
• Традиционные российские религии
• Искусство и литература
• Природа
• Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных
задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия
по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского
образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и
социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего
общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной
унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в
диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ
и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать
общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и
молодёжи как основа развития нашей страны.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. (1час)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения программы | Скорректи рованные сроки прохождения программы |
1 | Россия - наша Родина. Культурные традиции. | Формулировать познавательную цель, основы гражданской идентичности личности. Узнают понятия ценности, идеалы. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | 01.09.-08.09. | |
2 | Культура и религия. Истоки русской культуры в православной религии. Традиции русской православной культуры. | Осуществлять поиск и выделение информации, инициативно сотрудничать в группе. Узнают: для чего человеку необходима религия; что Религия дает человеку; как Культура и Религия взаимодействует друг с другом; когда человек считается культурным. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | 11.09.-15.09. | |
3 | Человек и Бог в православии. | Изучают основы духовной традиции православия. Узнают, почему Бога называют Творцом; знакомятся с выражением «вездеприсутствие Бога». | 18.09.-22.09. | |
4 | Православная молитва. Отличие молитвы от магии. Три вида молитвы: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. | Дают определения основных понятий православной культуры. Узнают: почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»; что такое молитва; почему молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой. | 25.09.-29.09. | |
5 | Библия и Евангелие. | Дают определения основных понятий православной культуры. Узнают: почему Библию называют «Книга книг»; как переводится слово Евангелие; как зовутся авторы книг Ветхого Завета и Нового Завета. | 02.10--06.10 | |
6 | Проповедь Христа. Учение Христа. Духовные сокровища. | Дают определения основных понятий православной культуры. Узнают: что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире; что составляет истинное богатство христианина; кого учил любить Иисус Христос. | 9.10-13.10 | |
7 | Христос и его крест. Православный крест- символ христианства. | Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Узнают: почему именно смерть Иисуса Христа имеет такое значение для человечества; что, по мнению верующего человека, находится за порогом смерти. | 16.10-20.10 | |
8 | Пасха. | Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Узнают: с каким событием связан праздник Пасхи; почему Христа называют Спасителем; что символизирует яйцо. | 23.10-27.10 | |
9 | Православное учение о человеке. | Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Узнают: как человек может сделать свою душу богаче; в чем главное отличие человека от животного; зачем Бог даровал человеку свободу. | 06.11-10.11 | |
10 | Совесть и раскаяние. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Узнают: что помогает человеку различать добро и зло; кто является свидетелем любого недоброго поступка человека. | 13.11-17.11 | |
11 | Заповеди. Зависть мешает радости. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | 20.11-24.11 | |
12 | Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Узнают, что каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. | 27.11-01.12 | |
13. | «Что такое этика?» | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Узнают: почему нельзя осуждать, сплетничать. | 04.12-08.12 | |
14. | Золотое правило этики. Как правильно указать человеку на его ошибки. | 11.12-15.12 | ||
15. | Храм. Устройство православного храма. | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Узнают значение слов: храм, собор, церковь, часовня, алтарь, канон. | 18.12-22.12 | |
16. | Храм. Правила поведения в православном храме. | 25.12-29.12 | ||
17. | Икона. Отличие иконы от обычной картины. | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. | 15.01-19.01 | |
18. | Творческий проект «Как я понимаю православную культуру». | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | 22.01-26.01 | |
19 | Как христианство пришло на Русь. Что такое крещение. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Узнают: как связано понятие Святая Русь с крещением Руси; зачем люди крестят детей. | 29.01-02.02 | |
20 | Подвиг. Эгоизм. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства. | 05.02-09.02 | |
21 | Заповеди блаженств. Когда сердце бывает чистым? Какой человек «нищий духом»? | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: в чем главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства. | 12.02-16.02 | |
22 | Зачем творить добро? | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: зачем Христос пришел в мир; когда человек может испытать «духовную радость». | 19.02-23.02 | |
23 | Чудо в жизни христианина. Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Узнают: что в жизни христианина может быть названо чудом. | 26.02-02.03 | |
24 | Православие о Божием суде. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Узнают: что такое для православного христианина вечная жизнь; влияет ли земная жизнь на жизнь человека в вечности; как определятся судьба человека в вечности; одинаковый ли смысл в православии имеют слова «бессмертие» и «вечная жизнь». | 05.03-09.03 | |
25 | Таинство причастия. Главное назначение церкви. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Узнают: от какого слова образовано слово «причастие»; зависит ли действие причастия на человека от его душевного состояния; что изменяется в людях, которые чаще причащаются. | 12.03-16.03 | |
26 | Монастырь. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Узнают: для чего люди уходят в монастырь; что в монастыре для монаха важнее всего; как проявляется религиозное призвание. | 19.03-23.03 | |
27 | Отношение христианина к природе. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Узнают: как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе; должен ли человек быть ответственным за окружающий его мир. | 02.04-06.04 | |
28. | Милосердное отношение к животным. | 09.04-13.04 | ||
29 | Христианская семья. | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Узнают: почему надо слушаться родителей; уметь жить в семье по христианским заповедям. | 16.04-20.04 | |
30 | Защита Отечества. | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Различают, приводят примеры понятия справедливая и несправедливая война; Узнают имена защитников Отечества и их подвиги. | 23.04-27.04 | |
31 | Христианин в труде. | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Узнают: заповеди, данные людям в раю; земной труд должен: Быть честным пред людьми и Богом; христианин трудится и работает для того, чтобы: приблизится к Богу, стараясь делать те дела, которые Богу угодны. Выбирают нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, и дают им оценку. | 30.04-04.05 | |
32 | Любовь и уважение к Отечеству. | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Знакомятся с понятиями Отечество, Любовь, Уважение, Патриотизм. Учатся толерантно относится к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 07.05-11.05 | |
33. | Главные ценности для человека: Родина, семья, жизнь, культура. | 14.05-18.05 | ||
34. | Подготовка творческих проектов «Главные ценности человека». | Составляют словарь терминов и понятий. Узнают: правила составления презентаций, требования к оформлению и ее защите. Готовят проект в соответствии с требованиями, комментируют его, отвечают на вопросы по содержанию проекта. | 21.05-25.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Основы православной культуры».
1.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур культур и светской этики, Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012
2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2012.С.-239
3. Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.С.-32
4. Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г.
5. Мультимедийный проектор.
6.Ноутбук. Принтер.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
от «____» августа 2017 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ Быковская Т.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.
Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ модуль ОПК....
тематическое планирование ПО КУРСУ ОРКСЭ
ДЛЯ 4 КЛАССА...
Календарно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ
Календарно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" по учебнику А.В.Кураева...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ 4 класс
Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ, модульОПК для 4 класса (учебник А.Кураева "Основы православной культуры")...
Календарно- тематическое планирование по курсу "ОРКСЭ"для 4 класса с характеристикой деятельности учащихся
Календарно- тематическое планирование по курсу "ОРКСЭ"для 4 класса...
Планирование по курсу ОРКСЭ
Материал соответсвует всем требования ФГОСт по начальной школе....