Презентация по ОРКСЭ «Какие ценности есть у человечества. Будь честным»
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Афанасьева Анжела Геннадьевна

На уроке учащиеся выясняют сущность  понятия "честность"  как одной из основных нравсвенных ценностей человечества, знакомятся с этим качеством на примере фольклорных произведений основных мировых религий, критически оценивают свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Какие ценности есть у человечества. Будь честным»

Цель урока: формирование представления о понятии « честность»  как одной из основных нравственных ценностей человечества.

Задачи урока:

выявить сущность понятия «честность»,  проследить как это нравственное качество раскрывается в фольклорных произведениях основных мировых религий, учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;

– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

– воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование нравственных качеств личности;

Предметные:

-формирование умения поступать по совести;

Метапредметные:

- формирование умения вести диалог, считаться с мнениями других людей.

Ресурсы: толковые словари, карточки с незаконченными пословицами для парной работы, тексты притч, карточки со словами(антонимы и синонимы к слову «честность»), презентация, фигуры для самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Мы друг другу улыбнемся, крепко за руки возьмемся,

Вместе все преодолеем.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

2. Актуализация знаний.

Просмотр мультфильма по произведению Л.Пантелеева «Честное слово»

-Почему ребенок не покинул свой пост?

-Какими  качествами обладал этот мальчик?

-Что же такое честность?( Дают свои  ответы)

3. Мотивация познавательной деятельности (работа в парах)

 Обсуждаем истории детей. (работа с учебником с 145).

-Как ты понимаешь слова учительницы: «У вранья короткий век»?

-Почему Виталику было стыдно?

-Чем похожи все эти истории? Какого качества не доставало главным героям?

-Определите тему урока.

4.Организация познавательной деятельности.(работа в парах)

 -А где можно узнать точное значение слова «честность?»

1.Работают с толковыми словарями Д.Ожегова, В.Даля)

- А какие ценности есть у человечества? Назовите.

-Как вы считаете, честность-это ценное качество человека?

2.Работа с притчами основных мировых религий.

В каждой группе дети отвечают на вопросы после текста и группы меняются местами

1 гр(православие)        2 гр.(иудаизм)

3гр.    (буддизм)                  4 гр.(ислам)

Вопросы:

1 гр. -Почему «хитрый» человек  не смог  последовать  за  всеми? (Притча «Пропасть»)

 Чему  учит эта притча?

2гр.-Какой человеческий порок высмеивает эта притча? (Притча «Нечестный слуга»)

3гр.-Кто из главных героев поступил по совести? (Притча «Актер»)

4гр.-Какой человек может заслужить доверие? (Притча «Человек, который заслуживает доверия»)

-Чему  учат притчи основных мировых религий?

5  Игра «Синонимы-антонимы»

Группам предлагаются слова, которые нужно распределить в 2 столбика: в первый -синонимы к слову «честность», во второй -антонимы к слову «честность». Каждый участник группы получает слово. Выигрывает команда, которая не только быстрее, но и правильно распределит слова на игровом столе.

6.Организация познавательной деятельности  (продолжение). Дети работают и в парах, и в группах.

Каждой паре предлагают пословицы, но не полностью записанные. Дети ищут продолжение, объединяясь с кем-то в паре. Смысл пословиц объясняют при фронтальной проверке задания.

7 Подведение итогов урока. Рефлексия.

-О какой человеческом качестве вы сегодня узнали?

-Почему «честность» -это ценность?

-Что происходит с людьми, которые пренебрегают этим качеством?

-Заставил ли этот урок вас о чем-то задуматься?  О чем?

-Оцените  свою деятельность на уроке с помощью фигур. (прикрепляют к доске)

      Я все понял, мне было интересно на уроке.

      Я все понял, но мне было скучно.

      Я плохо все понял и урок мне не понравился.

8 Домашнее зада+ние (на выбор)

 1) Подбери  5 пословиц на тему «честность». Объясни их смысл.

2) Напиши сочинение-рассуждение на тему :

 «А всегда ли я поступаю честно?»

 3) Назови литературные произведения, в которых  ты встречался с таким понятием как «честность».  

4) Инсценировка отрывка из какого-нибудь литературного  произведения на тему «честность»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

КАКИЕ ЦЕННОСТИ ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БУДЬ ЧЕСТНЫМ

Слайд 3

Просмотр мультфильма

Слайд 4

Что такое честность? Попробуй дать свое определение этому понятию . Определите тему урока. Как выдумаете, какова цель урока? Где можно узнать значение этого слова? Поработаем с толковым словарем .

Слайд 5

Буддийская притча Актер Некогда жил актер, умевший устраивать представления всякого рода. У одного богатого домохозяина он попросил вола. Домохозяин и не думал выполнять его просьбу и поэтому сказал ему так: – Если ты сможешь столь же старательно продолжать свои представления днем и ночью без отдыха в течение целого года, я отдам тебе вола. Актер ответил, что сможет, но, в свою очередь, спросил, сумеет ли хозяин все это время слушать его. Тот также ответил, что сумеет. Когда актер услышал все это, сердце его возликовало. Три дня и три ночи он не выказывал никакой усталости, и домохозяину надоело, наконец, его слушать. Он велел домочадцам вывести вола и отдать актеру.

Слайд 6

Христианская притча Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Слайд 7

Знакомство с притчами в других мировых религиях А с какими нравственными ценностями знакомят тебя в притчах двух других мировых религий? Стр. 149-150

Слайд 8

Игра «синонимы-антонимы» Помоги словам найти нужное место и раздели их на 2 группы. Синонимы ЧЕСТНОСТЬ Антонимы

Слайд 9

Игра «Синонимы-антонимы» ЧЕСТНОСТЬ СИНОНИМЫ правдивость , чистосердечность , порядочность , искренность , кристальность , добропорядочность , неподкупность , бесхитростность , совестливость , справедливость , целомудрие , откровенность АНТОНИМЫ нечестность , бесчестность , подлость , жульничество , хитрость , продажность , уловка

Слайд 10

СОЕДИНИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Некрасив собой, зато честен душой Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом Добрый конь не без седока, а честный человек не бед друга. Не в силе честность, а в правде . Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный . Честные глаза в бок не глядят . Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом. Гол, да не вор ; беден, да честен

Слайд 11

Подведем итог Что такое ценность? Почему « ЧЕСТНОСТЬ » тоже относят к нравственным ценностям? В каких мировых религиях этому понятию уделяют огромное значение? Почему? Что сегодня для тебя было новым на уроке?

Слайд 12

Оцените свою работу на уроке Я все понял, мне было интересно на уроке Я все понял, но мне было скучно Я плохо все понял и урок мне не понравился

Слайд 13

Домашнее задание (на выбор) 1) Подбери 5 пословиц на тему «честность». Объясни их смысл. 2) Напиши сочинение-рассуждение на тему : «А всегда ли я поступаю честно?» 3) Назови литературные произведения, в которых ты встречался с таким понятием как «честность» 4) Инсценировка отрывка из произведения на тему «честность» ( групповая работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформирова...

Любите детей такими, какие они есть

     Словно быстрые весенние потоки проносятся наши годы, и нельзя обратить их вспять, заставить задержаться, возвратить счастливые мгновения прожитой жизни. Казалось, только вче...

«Нравственные ценности и будущее человечества. Будущее начинается сегодня»

Сценарий мероприятия, посвящённого открытиюшкольных Рождественских Чтений-2018 Цель: формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста посредством приобщения...

Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"...