Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") Священные соружения
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Симонова Наваль Батыровна

Урок знакомит детей со священными сооружениями различных религий мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО               Камалова Наваль Батыровна

Район, ОУ     Калининский район, ГБОУ СОШ №156 с углубленным изучением информатики

УМК            «Школа 2100»

Предмет     Основы Мировых религиозных культур

Класс           4

Тема: Священные сооружения (урок 1)

Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Планируемые результаты:

Предметные

осознанное овладение общим приемами решения учебной задачи; ориентирование на разнообразие способов решения задач; умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Метапредметные

выделение и осознание того, что уже усвоено; выбор средства для своего поведения; запоминание и удержание правила, инструкции по времени; планирование и контроль, выполнение действий по заданному образцу, правилу, с использованием норм; начало и окончание действий в нужный момент

Личностные

формирование целостного взгляда на мир, органичное единство и разнообразие природы народов, культур; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре разных народов

Ресурсы урока: презентация с изображениями священных сооружений (синагоги, церкви, колокольни, ступы, дацана), раздаточный материал(тексты для чтения).

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к деятельности

Постановка вопросов

  • Что вы увидели? Что вы знаете об этом? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Что вы бы хотели узнать по этой теме?
  • Как вы думаете что является священными сооружениями?
  • Для чего они нужны?

Просмотр слайдов разных храмовых сооружений

Активизация необходимых знаний

  • Рассказ учителя.

  • Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам, и приносить им жертвы. Иногда для этих целей использовался переносной шатер (например у древних евреев он назывался скинией).

(Слайд : скиния)

  • Иногда собранные вместе и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находятся остатки этих сооружений из камней. Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж (Стоун – по-английски «камень»).

(Слайд : Стоунхендж)

  • В Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем  Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвященные своим богам.

(Слайды : Древние храмы)

Обсуждение в парах. Обучающиеся высказывают предположение о том, для чего были построены священные сооружения, дают ответы

Организация познавательной деятельности

Организует  исследование, с целью знакомства с культовыми сооружениями разных религий, используя различные информационные источники 

Дает устные комментарии и оценку работы уч-ся

Виртуальная экскурсия в Дацан(выход в интернет)

http://dazan.spb.ru/

Тексты для чтения

Священные здания иудаизма.

Еще во время странствий в пустыни на Моисея была возложена Обязанность изготовить Мишкан (переносной Храм), жилище для Всевышнего, место Его постоянного присутствия среди людей. В Мишкане помещался Ковчег со скрижалями Завета.

В дальнейшем местом, где Слава Божья пребывает среди людей, должен был стать находящийся на Святой земле Храм.    

Здесь во времена правления сына Давида, мудрого израильского царя Соломона, в середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский Храм.

 Он был несколько раз разрушен захватчиками Иерусалима и вновь восстанавливался еврейским народом.

Еще одним священным сооружением евреев является Синагога (дом собраний) (Слайд : синагога)

Время появления первых синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения первого Храма.

Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня, но не являются храмами, т.к. иудейский Храм может быть построен только на одном месте – на Храмовой горе в Иерусалиме.

Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчиненно определенным правилам.

Христианские храмы.

Первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Еще богослужения совершались на местах захоронений тех христиан, которые пострадали за веру.

Позднее появились христианские храмы (церкви). Внешне они очень разнообразны, но есть общие черты для всех христианских храмов.

К храмам часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.

(Слайд: колокольня или звонница)

Священные здания ислама.

Мечети

Мечеть- молитвенное здание в исламе стали строить уже во времена преемников Мухаммада. Большинство мечетей имеют специальную башню-минарет, с которой верующих призывают на молитву. В мечети нет картин, скульптур и вообще никаких изображений живых существ, она украшена лишь специальными надписями(стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. В мечеть верующие входят без обуви, поэтому пол там застлан циновками и коврами.

Священные здания буддизма.

Ступа  (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии. (Слайд: ступа)

Храм Дацан

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.

Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам.(Слайд: дацан)

Заполняют таблицу.

Священные сооружения религий мира

Иудейская культура

Православная культура

Исламская культура

Буддийская культура

Отмечают новую для себя информацию.

Комментируют уровень раскрытия

темы.

Рефлексия деятельности

Организует обмен мнениями и помогает сделать самооценку

Отвечают на вопросы:

- Какие священные сооружения религий мира вы теперь знаете? (мечеть, церковь, синагога, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

-Можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий?

-Почему так бывает?

Дают оценку своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

Тема "Возникновение религий" 4 урок...

Презентация к уроку "Основы мировых религиозных культур" Священные книги

В период пандемии, когда нельзя соединять учащихся из разных классов для урока ОРКСЭ , презентации стали актуальны для он-лайн уроков. Спасибо nsportal за возможность использовать ресурсы других учите...

Открытый урок по Основам мировых религиозных культур Тема: Священные сооружения.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.Задачи:-сформировать представление об основных священных сооружениях мировых ...