Конспект урока "Россия- наша Родина".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Представленный материал подходит для урока ОРКСЭ и модуля ОПК. Можно использовать как в 4 классе, так и в 5-м. Также данный материал перекликается с уроками изо и литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.rossiya-_nasha_rodina.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра поликультурного образования
Тема конспекта урока:
«Россия – наша Родина».
Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету Лебедева М.А.
Место работы ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
Москва 2017
УМК , авторы : А.В.Кураев
Класс : 4
Предмет : Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Тема урока : Россия – наша Родина.
Тип урока: изучение нового.
Место урока в системе уроков по данной теме: введение .
Цель урок:
- формирование представления о Родине;
- создание условий для изучения курса
Задачи урока:
- обобщить и актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- формировать понятийный аппарат.
Оборудование:
мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.
Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- задавать вопросы;
- пользоваться условными обозначениями учебника.
Предметные УУД:
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- работать с учебником;
- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Межпредметные связи:
- изо « Пейзаж»
- литературное чтение «Стихи русских поэтов»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Какие задачи стоят перед нами на уроке?
1. Объяснить значение слова «родина».
2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.
III. Изучение нового материала.
- - Составьте ряд родственных слов со словом
родина , … (род, родной, родимый, родичи,…)( Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.5)
- Откуда же произошло слово «родина»?
Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.
- Подберите синонимы к слову Родина.
Родина …(Отчизна, Отечество…).
- Как называется страна, в которой мы живём?
-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.
Наше Отечество
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.
- Так почему же Родину называют Отечеством?
- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)
2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)
«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в ко-торой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и праде-душки. Родина у каждого человека одна.
Послушайте стихотворение о Родине.
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти»
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
( Показ иллюстраций картин известных художнико: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов «Московский дворик» )
Вывод : родина у каждого своя.
- Работа с тетрадью.
(Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.7-8 задание № 8)
- - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
« Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень.
Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ».
5. - Какие русские военачальники вам известны?
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
IV. Закрепление.
Самостоятельная работа.
1. Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
-Какова главная мысль текста?
2. Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6 задание № 6
V. Подведение итогов урока.
Объясните смыл пословиц:
- Нет земли краше, чем родина наша!
- Береги землю любимую, как мать Родимую.
- Кто за родину горой – тот истинный герой.
Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?
- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
Рабочая тетрадь Т.В.Комаровой с.6-7 задание № 7
Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):
- Т.В.Комарова. Рабочая тетрадь.
- К. Д. Ушинский . Наше Отечество
- А.В.Кураев. «Основы православной культуры».
- Репродукции картин художников – пейзажистов: И.Левитана «Тихая обитель», А.Саврасова «Грачи прилетели», В.Д.Полёнова «Московский дворик»
- Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики»
(4-5 класс). – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
конспект урока "Россия - наша Родина".
Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина". Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру...
Конспект урока "Россия - наша Родина"
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина» ...
Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...
Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...
Конспект наша родина Россия
Конспект наша родина Россия...
Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"
Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...