Из опыта работы по курсу ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
В моём северном городе, где я в настоящее время живу, проживают вместе люди разных национальностей, приезжие с разных концов России. Одной из приоритетных задач общества и нашего государства является воспитание нравственного гражданина Российской Федерации. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) – учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально, в 19 регионах России – с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента – во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_kursu_orkse_modul_osnovy_islamskoy_kultury.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по курсу ОРКСЭ
(модуль «Основы исламской культуры»)
Учитель начальных классов
Сафиуллина Г.Х.
МАОУ СОШ №2 УИИЯ, ЯНАО, г.Ноябрьск
В моём северном городе, где я в настоящее время живу, проживают вместе люди разных национальностей, приезжие с разных концов России. Одной из приоритетных задач общества и нашего государства является воспитание нравственного гражданина Российской Федерации. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) – учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально, в 19 регионах России – с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента – во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
На основе определения образовательных потребностей обучающихся и по выбору родителей (законных представителей) учащихся, нашим общеобразовательным учреждением было утверждено изучение учебного курса ОРКСЭ по четырём модулям:
«Основы православной культуры»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы религиозных культур»;
«Основы светской этики».
С четвёртой четверти 2011-2012 учебного года я начала преподавание модуля «Основы исламской культуры» нового учебного курса по программе общеобразовательных учреждений для 4-5 классов.
А с 2012-2013 учебного года преподаю данный модуль по программе общеобразовательных учреждений для 4-х классов и являлась членом городской творческой группы. В 2013-2014 учебном году являлась руководителем городской творческой группы по данному модулю.
Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя знание религии, основанное на философском осмыслении. Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности. Мы, педагоги, понимаем, что, как бы ни менялся мир, мы обязаны прививать детям ценностные ориентиры.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Отрадно, что на рубеже тысячелетий церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении. В этом – залог нравственного возрождения всего народа.
Важно понимать, что реализация курса – это шаг к формированию поликультурной образовательной среды в российской школе. В этом плане в рамках реализации курса учиться будут не только дети, но и родители, сама школа. Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса в национальную культуру.
Моя педагогическая философия:
«Только внутренняя, духовная, животворящая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» (К.Д.Ушинский).
Моё педагогическое кредо:
«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» (К.Д.Ушинский).
У каждого человека свой жизненный путь, своё призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь детям, то, чем живу я сама.
Изучение истоков ислама, морали и нравственности происходит с использованием на занятиях разнообразных форм работы: парной, групповой, индивидуальной и фронтальной.
Одним из фронтальных форм работы является беседа, в основе которой лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. В процессе беседы дети учатся анализировать собственные поступки и соотносить их общечеловеческими ценностями, умению рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
При организации работы в группе учитываю личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения учебным материалом, а также степень самостоятельности. Такая форма работы предполагает решение продуктивных задач. Дети ведут обсуждение (учатся чётко формулировать вопрос, выражать своё мнение, учитывать другие точки зрения).
Пословицы – мудрость народная. Поэтому работу над пословицами провожу в паре, либо индивидуально. Пословицы и поговорки учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет, критикуют. Загадки помогают воспитывать быстроту реакции, образность мышления, воображение.
Для поддержания интереса детей к новому курсу использую аудио и видео пособия, иллюстративную наглядность, библиотечный фонд. Провожу викторины, беседы-путешествия, работаю с притчами, использую кроссворды. Применяю такую форму работы, как драматизация. Дети любят инсценировать различные ситуации. Они применяют на себя роль как положительных, так и отрицательных героев, излагают своё мнение, в будущем такие уроки помогут скорректировать поведение, меньше совершать ошибки, не обидеть друга, ближнего своего.
Создаю условия для самостоятельной деятельности обучающихся, внедряю умения осуществлять информационный поиск для решения учебных заданий. Особое место занимают творческие мини-проекты учеников, выставки рисунков, презентаций. Ресурсы сети Интернет являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
Внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.
Это составление словаря терминов и понятий. Работа со словарём способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов, совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
К учебнику прилагается электронное приложение. Оно содержит более 300 ресурсов, объединенных в рубрики: биографии, контроль, словарь, золотое слово, исторический факт, тренажер и т. д., где мы можем найти и познавательный материал, повторить словарь терминов и понятий, а также проверить свои знания.
По наблюдениям следует отметить хорошую активность детей практически на всех занятиях. Учащиеся с радостью приходят на них, с желанием работают и ждут новой встречи. Учебный материал по модулю «Основы исламской культуры», авторами которого являются Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин, А.Я Данилюк, представлен доступный, познавательный. Структура построения всех тем в учебнике способствует организации совместной позитивной деятельности учителя, учащихся и родителей. Учебник содержит догматические основы, которые представлены в простой для учащихся форме. Поэтому учащиеся с интересом рассматривают иллюстрации, читают тексты, работают над вопросами. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Учащиеся задают порой очень серьёзные вопросы. Слушая ответы учителя, они пристально смотрят и внимательно слушают, могут часто сделать самостоятельный вывод и остаются очень благодарными.
По окончании изучения курса 3 часа я отвожу на уроки-представления творческих проектов, как индивидуальных, так и групповых по изученному материалу на разные темы. Учащимся нравится высказывать своё мнение, они учатся говорить и слушать друг друга. А это и есть привитие толерантности, уважение к собеседнику, воспитание речевой культуры. В 2014-2015 учебном году группа учащиеся 4-х классов участвовали в городском конкурсе проектов по теме: «Искусство ислама. Каллиграфия». По итогам конкурса заняли достойное 2 место.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших учеников. Но для этого и мы должны учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России. На заседаниях творческой группы обсуждали многие волнующие нас вопросы, проводили семинары по теме: «Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), «Формирование толерантного сознания школьников. Феномен толерантности. Диагностика уровня толерантности»; предложила коллегам составленные мною тесты по темам курса для проверки знаний уч-ся.
По итогам работы могу с уверенностью сказать, что такие уроки нужны. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») для этого создаёт прекрасную возможность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темы исследовательских работ в курсе ОРКСЭ.
Темя иследовательских работ в курспе ОРКСЭ....
Презентация "Из опыта работы по курсу основы мировых религиозных культур"
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения.Методик...
КОНРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу ОРКСЭ
Тема: «Россия – наша Родина»(Урок №1)...
Организация внеурочной, внешкольной и внеклассной работы по курсу ОРКСЭ
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает и большую внеурочную работу, которая служит для более детального раскрытия изучаемых тем. Внеурочные занятия необходимо прово...
Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»
Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...
Итоговая работа: "Роль курса ОРКСЭ. Доклад для родителей"
Методическая разработка+ презентация...
Обобщения опыта работы по курсу "ОРКСЭ. Основы светской этики" в 4 классе
выступление на педсовете...