Этика наука о нравственной жизни человека.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Образовательные:
- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;
- сформировать умение применять их;
- научить сопоставлять добро и зло.
Воспитательные:
-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения
- развивать память;
- развивать умения преодолевать трудности;
- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_14.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Этика наука о нравственной жизни человека.
Цели урока.
Образовательные:
- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;
- сформировать умение применять их;
- научить сопоставлять добро и зло.
Воспитательные:
-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения
- развивать память;
- развивать умения преодолевать трудности;
- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Задачи:
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
II. Игра «Угадай слово».
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в группах.
- Как нужно было поступить в этой ситуации?
- В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить. Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.
2. Ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков.
Ситуация № 1.
Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
Ситуация № 2.
Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?
3. Проблемное задание.
- Как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
- Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
4. Работа с учебником.
- Найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки?
5. Игра.
- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх).
•Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).
•Перебивать старших…(невежливо).
•Уступить место пожилому человеку… (вежливо).
•Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо).
6. Притча о доброте и вежливости.
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.
—Зачем тебе это?— спросил мастер.
—Хочу стать сильным и непобедимым.
—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
—Почему?
—Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.
—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.
—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.
ВОПРОСЫ.
- Какой совет мастер дал юноше?
- Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.
- Какой главный урок усвоил юноша?
- Какова мораль этой притчи?
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
VI. Рефлексия. Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
VII. Итог урока.
- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»
Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...
Этика - наука о нравственности
Презентация к уроку ОРКСЭ...
Значение диких животных в жизни человека. Наука – бионика.
Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»Тема. Значение диких животных в жизни человека. Наука – бионика.Тип урока: изучение нового материала.Цель - развитие з...
Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая - познакомить с поня...
Этика - наука о нравственной жизни человека
ОРКСЭ "Светская этика" 4 класс...
Презентация к уроку ОРКСЭ «Этика - наука о нравственной жизни человека»(модуль "Основы светской этики")
Презентация составлена к вводному уроку курса ОРКСЭ в 4 классе , модуль "Основы светской этики". Автор учебника А.И. Шемшурина....
Нравственная жизнь человека
Презентация к классному часу. Кто основал науку Этику, т. е. нравственную жизнь человека, нравственные нормы, кто такой культурный человек. Проверка ребят об усвоении материала....