Дидактический материал "Православная лексика"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Зарубина Татьяна Львовна

 

Одной из главных  задач начальной школы и особенно первых лет  обучения в ней  считается знакомство с родным языком. Знакомство с родным языком дает главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей   жизни  человека.  Первое знакомство с  основами православной культуры  следует начать с уяснения смысла наиболее часто встречающихся в речи и в той или иной степени знакомых слов связанных с темой православия.  Поэтому в дидактический материал  включены слова, наиболее ясно передающие смысл православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской областиМОУ ничколькская СОШ эмблема

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Дидактические материалы

для кружка в 4 классе

« Православная лексика»78787

                                                                        Разработчик: Т.Л. Зарубина

                                                                      Квалификация: высшая

2017год

Пояснительная записка

Религиозную лексику русского языка можно разбить на три группы. Первую назовем общерелигиозной. Она включает слова, обозначающие понятия, свойственные всем религиям (Бог, душа, праведность, молитва и др.). Вторую группу составляют слова, обозначающие понятия, свойственные всем основным христианским конфессиям  (Святая Троица, Святой Дух, Спаситель, апостол, Евангелие, Церковь, исповедь и др.). Третью группу образуют слова, свойственные отдельным христианским конфессиям (например, наименования священнослужителей: батюшка; богослужений: обедня, утреня, всенощная; частей храма: иконостас, притвор, паперть и др.).

В 4 классе ученик познает мир православной культуры. Поэтому  дидактический материал составлен с позиций узнающего мир школьника . Главная его цель – упорядочить опыт ребят и показать всеобщую взаимосвязь маленького читателя с историческими  и культурологическими знаниями .Важнейшее умение, которое получают ребята – способность находить связь понятия с явлением и явлений друг с  другом.

Одной из главных  задач начальной школы и особенно первых лет  обучения в ней  считается знакомство с родным языком. Знакомство с родным языком дает главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей   жизни  человека.  Первое знакомство с  основами православной культуры  следует начать с уяснения смысла наиболее часто встречающихся в речи и в той или иной степени знакомых слов связанных с темой православия.  Поэтому в дидактический материал  включены слова, наиболее ясно передающие смысл православной культуры.

Дидактический материал «Православная лексика» построен на интегративных связях учебных предметов.

Дидактический материал  составлен по степени сложности заданий и может использоваться учителем, как для всего класса, так и для отдельных учеников. Дидактический материал  предназначен для работы на уроках в 4 классе.

Работа может быть организована следующим образом:

-  рассматривание и анализ иллюстрации или репродукции иконы ,

-  фонетический анализ слова, выделение звука, анализ лексического значения слова (использование возможности интерактивной доски),

- устное составление предложения с данным словом  или  игра  «Доскажи словечко»,

-постановка ударения –  игра «Ударь молоточком»

- украшение букв слова  узорами –  игра «Летописцы»,

-самостоятельный подбор слов на православную тему по заданной букве -

игра  «Назови слово»,

- составление альбома лучших  работ «Юные знатоки класса» .

- использование мультимедийной презентации  «Православная лексика».

ВЕРА.  ПРАВОСЛАВИЕ.

Горкин так наставлял меня:

 - Православная наша вера, русская….

она, милок, самая хорошая, весёлая!

 слабого облегчает, уныние просветляет,

и малым радость (И.Шмелёв)

Задание №1

Слово «вера» - многозначное. Оно имеет следующие значения:

  1. Убеждённость, глубокая уверенность в ком- (или) чём-нибудь. Вера в победу. Вера в людей.
  2. Убеждённость в существование Бога, высших божественных сил. Вера в Бога.
  3. То же, что вероисповедание. Христианская вера. Человек иной веры.

Принять на веру – признать истинным без доказательств.

Верой и правдой служить кому-либо – служить преданно, честно.

Определи в каком значении слово «вера» употребляется в следующих предложениях.

  1. И когда прошёл год, в 6496 (988) году <…> сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи».
  2. Вижу – меркнет Божья вера, тьма полночная растёт.

Вижу – льётся кровь невинных, брат на брата восстаёт

(Д.С. Мережковский)

  1. Друг, во мне поколеблена вера

В благородное сердце твое (Н.А. Некрасов).

Задание №2

Выбери из приведённых ниже слов синонимы к слову «вера» в 1-м значении.

Выбери из приведённых ниже слов синонимы к слову «вера» в 2-м значении.

Выбери из приведённых ниже слов синонимы к слову «вера» в 3-м значении.

Вероисповедание, закон, исповедание, религия, верование, убеждение, правоверие, православие, доверие, уверенность.

Задание №3

В каком значении употребляется слово «закон» в следующем отрывке из «Повести временных лет»?

«В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш» Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира».

Задание №4

Составь словосочетания со словом «вера» по схеме «прилагательное + существительное», например: глубокая вера.

СПРАВКА

Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, истовая, каменная, крепкая, могучая, неиссякаемая, неистовая, неистребимая, неколебимая, немеркнущая, неограниченная, непоколебимая, непреклонная, непреоборимая, нерушимая, несокрушимая, неугасимая, огромная, отважная (устар), отрадная, пламенная, подлинная, полная, простосердечная, прочная, радостная, робкая, светлая, святая, слепая, смиренная, спасительная, стойкая, страстная, счастливая, твёрдая, тихая, трогательная, чистая, чудесная, ясная.

Задание №5

Слова, в которых выделяется один корень, называются простыми словами. Слова, в которых выделяются два и более корня, называются сложными. Слово «православие» - сложное слово. В нём выделяются корни

 -прав- и  -слав-.

Запиши приведённые ниже однокоренные слова с корнем -прав- в 2 колонки: 1-я колонка – простые слова с корнем -прав-.

2-я колонка – сложные слова с корнем -прав-.

Правый, правильность, правильный, правота, правописание, православие, православный.

Задание №6

Запиши приведённые ниже однокоренные слова с корнем -слав- в 2 колонки: 1-я колонка – простые слова с корнем -слав-.

2-я колонка – сложные слова с корнем -слав-.

Слава, славить, славиться, славный, славолюбивый, славолюбие, славословие, славословить.

Задание №7

В «Повести временных лет» «В год 6495 (987)» рассказывается о выборе веры великим князем Владимиром Святославовичем. (В год 6495 – в год от сотворения мира, в год 987 – в год от Рождества Христова – сокращённая запись – от Р.Х.).

Внимательно прочти отрывок из «Повести временных лет». Придумай ему заглавие и кратко перескажи его.

Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш» Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто , говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?»

И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине всё разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу».

И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал Владимир: «Идите ещё к немцам, высмотрите и у них всё, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю.

Царь же спросил их: «Зачем пришли?». Они же рассказали ему всё. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошёл с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великим и с честью. Они же вернулись в землю свою.

И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними»,  - и обратился к послам: «Говорите перед дружиною».

Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме <…>. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И сказал Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».

Почему княжеские послы выбрали православную веру – закон греческий?

Культура. Религия

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое

пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры – в православной религии. Например, русское слово «спасибо»  это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

В копилку русского языка

Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.

          Это интересно 

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.

(Из записей Павла Алеппского, 17 век)

РОССИИ

Тебе Бог дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.

О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему, и все народы
Обняв любовию своей, -
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!

(Алексей Хомяков 1839)

Вопросы:

1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

2. Что значит быть православным человеком?

4. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ

Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.

Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому  Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.

Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.

Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть).

Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом.

Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.

Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.

ЗАЧЕМ ХРИСТОС УМЕР?

Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер -  значит,  Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа  смерть давала людям лишь пустоту  и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»).

Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и казнил.

ЖЕРТВА ХРИСТА

Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.

Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.

Евангелие так передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату:

«Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее».

Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.

РАСПЯТИЕ

Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом  сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней…

На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.

СИМВОЛИКА КРЕСТА

На православном кресте есть три поперечные перекладины.

Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.

К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.

Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.

У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта.

ВРЕЗКА

В яслях лежит Ребенок.

Матери нежен лик.

Слышат волы спросонок

Слабенький детский крик.

Придет Он не в блеске грома,

Не в славе побед земных,

Он трости не переломит

И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,

Не князей призовет в совет –

С галилейскими рыбаками

Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,

В узилища не запрет,

Но Сам, распростерши руки,

В смертельной муке умрет.

(Александр Солодовников)

* Апостолы до встречи со Христом были рыбаками на Галилейском озере

ВРЕЗКА. Из Библии. Слова казнимого Христа:

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!..  Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. 

МОЛИТВА

Задание №1

Как ты понимаешь значение слова «молитва»?

В толковых словарях русского языка указывается на 2 значения слова «молитва».

  1. Действие по глаголу молиться. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. Возносить молитву, воссылать молитву к Богу.
  2. Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении  к Богу, святым. Молитва «Отче наш».

Определи значение слова «молитва» в следующих примерах:

  1. Вот потому, Иван Денисович, что молились вы мало, плохо, без усердия, вот потому и не сбылось по молитвам вашим. Молитва должна быть неотступна! И если будете веру иметь, и скажете этой горе – перейди – перейдёт (А. Солженицын).
  2. Молитва «Отче наш» говорит; «Прости нас, как и мы прощаем» (Н. Желнорова).
  3. Текст молитвы написали печатными крупными буквами на листах ватмана и повесили на кухне, в комнатах, чтобы священные слова были всегда перед глазами… (В. Карпов).
  4. И вот, по малу времени, услышана была их горячая молитва, и родился у них сынок (И. Шмелёв).

Задание №2

Составь предложения со словом «молитва» в 1-м и во 2-м значениях.

Задание №3

Приведи однокоренные слова к слову «молитва».

Задание №4

Определи, к какой части речи относятся следующие однокоренные слова.

Молить, молиться, молитвослов, молитвенник, молитвенный, молитвословить (молиться).

Задание №5

Слово «молитвенник» имеет 3 значения.

  1. Сборник молитв.
  2. Лицо, усердно обращающееся к Богу с молитвой, богомолец, заступник перед Богом.
  3. В древнерусском языке – священник, а также проситель, посол, представитель и др.

Определи значение этого слова в следующих примерах.

  1. Колдует над полянами весёлая весна,

А бабушка молитвенник читает у окна (С. Соловьёв).

  1. Он был замечен как усердный молитвенник, в котором уже тогда нетрудно было увидеть будущего доброго пастыря Церкви Христовой (свящ. А. Власов).

Задание №6

Каково значение слова «молитвослов»? Определи значение этого слова с помощью следующих примеров.

  1. Ничего не знал, священник мне дал молитвослов, пометил галочками молитвы, которые я должен был прочитать (А. Сотников).
  2. Молитвы, содержащиеся в молитвослове, составлены по большей своей части святыми и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся к их духовной жизни и учимся сами молиться (прот. Александр Мень).
  3. Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом перед Богом, и написанные молитвы читать в молитвослов; можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. (св.Тихон Задонский).

Задание №7

Вставь нужные слова.

Молитвослов – это …к слову молитвенник в 1-м значении (синоним, антоним).

Молитвословить – … к слову молиться (синоним, антоним).

Задание №8

Приведи синонимы к слову «молитва».

Задание №9

Определи род следующих синонимов слова «молитва». К какой части речи они относятся?

Моление, мольба, молитвословение, молебен, прошение, славословие, просьба.

Задание №10

Приведи эпитеты (художественные определения) к слову «молитва».

Задание №11

Составь предложения со словом «молитва», используя понравившиеся тебе эпитеты.

Беззвучная, бесхитростная, благодарственная, благостная, благотворная, волнующая, восторженная, горячая, душевная, душеспасительная, жаркая, задушевная, искренняя, кроткая, мирная, немая, непритворная, нехитрая, одухотворённая, освежающая, отрадная, покаянная, покойная, покорная, проникновенная, просительная, робкая, сердечная, сладкая, сладостная, смиренная, сосредоточенная, спасительная, строгая, счастливая, тайная, торжественная, трепетная, трогательная, умиротворённая, чистая, чудодейственная, чудотворная.

Задание №12

Прочтите вслух стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Какова его главная мысль? Когда обращается герой произведения к молитве? Как изменяется настроение героя стихотворения после чтения молитвы? Какие выразительные средства использует автор для передачи «благодатной силы» молитвы?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Задание №13

К кому обращается П.П. Ершов в своей стихотворной молитве? Как можно её озаглавить? Какова основная мысль этого стихотворения? Какими ключевыми словами она выражена? Какие синонимы к слову «молитва» использует автор?

Тебя, Бог сильный и благой!
Тебя – недремлющее око!
Из бездны горести глубокой
Зовём усердною мольбой.
Услыши слабое моленье
Бессильных в тягостной борьбе;
Не в силах мира, но в Тебе
Надежда наша и спасенье.

Задание №14

В стихах М.Ю. Лермонтова и П.П. Ершова встречаются следующие словосочетания: «благодатная сила» и «благой Бог»,.

Найди общий корень в именах прилагательных благодатный и благой. Сколько ты знаешь слов с этим корнем?

СПРАВКА

В Новом толковом словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой приводится 165 слов с корнем «благ». Академик Д.С. Лихачёв насчитал 247 слов с этим корнем (включая и старославянский язык). Подавляющее количество слов с корнем благ-  сложные, то есть имеющие два и более корней: благодать, благодатный, благожелательный, благодарить, благодарный, благодарность и под.

В толковых словарях современного русского языка указывается на следующие значения слова «благо».

  1. Добро. Стремление к общему благу.
  2. То, что даёт достаток, удовлетворяет потребности. Употребляется обычно в форме мн.ч. Материальные блага. Земные блага.

Из современного русского языка исчезло основное значение данного слова. Благо (Благой) – это одно из имён Бога. Источником высшего блага является только Сам Бог. Это значение сохраняется в церковнославянском языке.

Задание №15

Вспомни значения изученных тобой слов: благоверный, Благовещение.

Почему великого князя Владимира Мономаха называют святым благоверным?

(Благоверный – верный Благу (Богу).Благоверные  (блгв) – цари и князья, которые употребляли полученные с рождения власть и материальные сокровища для дел, угодных Богу: строили монастыри и церкви, просвещали русский народ в православной вере, проявляли милосердие и т.д.).Благовещение – весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом, о грядущем рождении от неё Спасителя – Иисуса Христа).

Задание №16

Слово «благодать» в современном русском языке имеет следующие значения.

  1. Благоволение, добро, помощь, исходящие – по религиозным представлениям – от Бога, ниспосланные им.
  2. Состояние удовлетвор1ённости, душевного покоя.
  3. Изобилие каких-либо материальных благ.

Определи значение слова благодать в следующих примерах.

  1. Не надо спать, не надо глаз смыкать,

Отсутствовать при этакой погоде,

Когда кругом такая благодать –

Во мне самом, а может быть, в природе (Д. Самойлов).

  1. В лесу всякая благодать: и грибы, и ягоды.

  1. Богородица этой дорогой

В летний вечер подходит к земле,

Благодать разостлать над тревогой,

Погрустить с истомлённым во мгле (Ю. Анисимов).

Это интересно!

Колокола являются неотъемлемой принадлежностью православного храма. Они появились на Руси в конце X века.

Колокольный звон употребляется для того ,чтобы

  • созывать верующих к Богослужению,
  • выражать торжество церкви и её Богослужения,
  • возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

Колокольные звоны разделяются на три основных вида:

  • благовест,
  • перезвон, перебор,
  • собственно звон.

Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной ...

И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится. (И.С. Аксаков).

Благовест – это равномерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.

Запомни правильное произношение этого слова – блАговест – ударение на первом слоге!

Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол.

Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех колоколов.  К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарём.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра “Ladybirds’ questions” (УМК “Enjoy English 2”, обобщение и контроль знаний по лексике и грамматике)

Работа предназначена для учителей, работающих по УМК “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой 2 класс.Дидактическая игра «Ladybirds’ questions» направлена на обобщение ...

Дидактическая игра “Цветные вопросы” (УМК “Enjoy English 2”, обобщение и контроль знаний по лексике и грамматике)

Дидактическая игра «Цветные вопросы» направлена на обобщение и контроль знаний. Презентация содержит игровой тест, в котором учащимся предлагается ответить на «цветные вопросы», для того чтобы  х...

Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс

Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...

дидактический материал для повторения лексики на тему "части тела"

Очень полезные карточки, которые можно скачать, распечатать и использовать на уроках на тему "части тела"...

Дидактическая игра по развитию лексико – грамматического строя речи детей 7-8 лет «Ромашка»

Материал для обогащения словарного запаса детей, формирование грамматических представлений, закрепление правильного, отчётливого произношения звуков в словах и фразах....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Комплекс дидактических упражнений по овладению лексико-грамматическим строем речи русского языка младшими школьниками с русско-киргизским билингвизмом

Подобран и адаптирован комплекс дидактических упражнений, основанный на принципах и методах преподавания русского языка как иностранного, который был разбит на тематические блоки (осень, овощи, фрукты...