Канун Рождества!
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Поддержка интереса и творческой активности учащихся в освоении разнообразных форм православной культуры России;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki._varianty_urokov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1.
Канун Рождества называют по-разному: где коляда, где сочельник. Сочевник (сочельник) из-за того, что в это время постятся (предшествует сорокадневный пост) и едят сочиво, то есть постную кашу, овощи. Ритуальными кушаниями были кутья и взвар. Сам стол при этом устилается сеном или соломой, на который и ставится угощение. Взвар и кутья соединяли собою воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Сено или солома на столе напоминала собою те ясли, в которые был положен при рождении Иисус Христос (прочтение стихотворения А.Черного «Рождественское»).
Вечером ходила по домам коляда – переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Подростки и молодежь величали хозяев, не жалея щедрых слов. Хозяева одаривали колядовщиков деньгами и угощением.
Из истории Коляды:
История свидетельствует, что обычай колядования существует еще со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскрешение Озириса, надевали на себя костюмы, соответствовавшие определенным божествам, и ходили по улицам городов.
Петр 1 по возвращении из Европы в Россию стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил на святках по Москве, шутейно славя бояр. По всей видимости, святочные обычаи перешли к нам из Византии; в те времена немало славяноруссов служило при дворе византийских императоров. Существует две коляды: Васильевская – в канун Рождества и Крещенская – накануне Крещения. Первая – богатая, а вторая – бедная, или постная.
В Москве в ночь на Рождество возили в санях девушку, одетую поверх теплой одежды в рубаху. Девушку выдавали за коляду. Есть предположение, что праздник распространился по Руси из Новгорода, чему свидетельствует старинная святочная песня: «Шла коляда из Новгорода…». В Новгороде и Вологде святки ещё называли и кудесами, так как по летописи чародеи, колдуны, кудесники вели себя очень весело, т.е. кудесили.
Русская история указывает, что не только Петр 1 любил святочные игрища, но и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не одел скоморошеской одежды.
Учащимся предлагается вспомнить знакомые колядки, разучить новые и попробовать сочинить самим.
Урок №2.
В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. Пожалуй, лишь очень пожилые люди, в основном с крестьянскими корнями, теперь в состоянии припомнить, как на Рождество всей семьей садились за стол. По многовековому неписаному обычаю, который соблюдался гораздо строже писаных законов, на скатерть ставился лишний прибор. Для кого? По христианской традиции – для того, кто заглянет на огонек. На праздничный ужин принято было приглашать одиноких соседей, стариков, тех, кому веселье праздника не в радость, а в тягость. Как необходимо в школьные каникулы собрать совсем одиноких людей, либо посетить их на дому, естественно, не с пустыми руками и не с пустой душой. Программу такой встречи придумать несложно. Приготовить рождественские подарки детдомовским детям и т.д.
В светлую рождественскую ночь, звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех Своей любовью. Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, как важно помирить поссорившихся, позаботиться о близких и родных и т.д.
Обычай славления Христа был только детским. Один из детей нес в руках Вифлеемскую звезду, а само шествие воспринималось как шествие волхвов. Зайдя, в дом дети пели Рождественский тропарь, духовные стихи и величальные хозяевам. Детишек щедро одаривали.
Учащимся предлагается разучить рождественские песни, стихи.
Для святок характерна странная смесь обычаев языческих и чисто христианских. Бесспорно, к обрядам языческим относятся гадания, игры, наряды, которые отражают внешнюю сторону торжества, не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, - славлением, хождением детей, а иногда и взрослых со звездою, вертепом и тому подобными предметами.
Звезда, сделанная из бумаги, картона, фанеры, водруженная на палку, олицетворяла звезду Нового года и звезду Христа. Звезда, которую носят дети, могла быть о пяти или шести лучах. К каждому лучу крепились разноцветные ленты и бумажные цветные полоски. А посредине звезды – икона Божьей Матери или свечка приделана. Звезда на батоге (палке) крутилась как мельница. Существовало поверие: что каждый луч звезды олицетворял Землю, Воду, Воздух, Огонь и Человеческое сознание. Вертеп – это ящик, с которым ходят на святках, представляя обстоятельства рождения Христа (позднее этот ящик был с танцующими куклами). В.Даль считает, что вертеп – это «зрелище в лицах, устроенное в малом виде».
Учащимся предлагается пофантазировать и нарисовать или сделать свою звезду.
Урок №3.
Святки, или, как их ещё называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
В святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали доброго здоровья, богатого урожая.
Первая неделя Святок называлась Святая, а вторая неделя – Страшные вечера. На святки гадали, колядовали (колядки от греч. «каланда», новомесячие), пели подблюдные песни, одевались ряжеными. Наибольшее внимание в обрядах праздника уделялось хлебу (обряд «посевания зерна на новый урожай»). Посевальщики с семенами ржи, пшеницы, семечек и др. обходили дворы и разбрасывали (посевали) зерна по избе, двору. Эти действия сопровождались словами:
«Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю, на телят, на жеребят, на маленьких ребят, чтоб здоровы были, много лет жили».
«На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито-пшеницу и всякую пашницу».
Почему же Новый год в январе рождается? Был когда-то весенний новый год – в марте начинался. Это вроде бы ясно – самое подходящее время для рождения года. Был осенний новый год – первое сентября. Ну, куда ни шло… А теперь вот зимний. Январь – середина зимы. Впереди ещё будут и жгучие холода, и седые вьюги, но уже отходит пора тусклых, коротких дней. Свет на прибавку пошел, от рассвета до сумерек просторней стало. «Январь – прибавил дня на куриный переступ»
Два лица у января – суровое да улыбчивое. Это и понятно. Далекий предок января двуликий Янус – бог начала и конца, бог времени. Пошел январь в прадеда – хмур да весел. Идет, идет время от Васильева дня, через январь к весне и дальше к концу года, чтобы снова начаться. Что же это такое – само время? Время – времечко – веретено. Вот такая цепочка. Вращается веретено, крутится. Как Земля наша. И тянется бесконечная нить времени. А прясть её начинает январь – правнук двуликого бога времени Януса. Когда же и рождаться новому году, если не в январе!
Учащимся предлагается разучить новогодние песенки – поздравления (благопожелания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник Рождества
Рождественская сказка.( Рождественский вертеп.) 1-ый ангел :В далёкой чудесной восточной стране...
Презентация к урокам английского языка по теме "Рождество"
В презентации рассказывается об истории празднования этого праздника в Англии и Америке. Может использоваться при прохождении темы "Английские праздники"...
Внеклассное мероприятие "Завтра будут Рождество, завтра будет праздник!»
Разработка внеклассного мероприятия к празднику Рождества....
Приключение Деда Мороза в канун Нового года
Сценарий проведения новогоднего праздника в начальной школе...
Рождество Христово. История празднования Рождества Христова
Дети знакомятся с историей праздника, выявляют значение этого событияв истории человечества, знакомятся с обрядами, исполняют рождественские колядки мастерят ангелочков....
Конспект внеклассного мероприятия по теме: Канун волшебства (3 класс)
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать личность каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых ситуаций, формировать потребность в новых знаниях, развивать умение ...
Беседа по теме: "Рождество Христово. История празднования Рождества Христова".
Ознакомить детей с историей РождестваХристова, выявить значение этогособытия, ставшего главным в историичеловечества...