ОРКСЭ "Семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Каткова Ольга Викторовна

Разработка конспекта урока по ОРКСЭ для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._uroka_semya.doc61.5 КБ
PDF icon semya_pril._k_uroku.pdf2.74 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18

603115, Нижний Новгород, ул. Невзоровых, д. 63/3

тел. 428-34-38, 428-62-78

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе,

модуль «Основы религиозных культур»

Конспект урока по теме:

«Семья»

Выполнила:

Каткова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

г. Нижний Новгород

2014 г.


МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Урок № 28

по теме «Семья»

  Цель урока: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье.

  Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях на основе цитат из Ветхого завета и пророка Мухаммада, примеров жизни Петра и Февронии Муромских, семьи царя Николая II, раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

  Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);
  • Слайд-шоу «Семья»;
  • Аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет»

  • Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др.

 Тип урока:

 урок-презентация.

 План урока:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока (6 минут)
  3. Изучение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление пройденного материала (10 минут)
  5. Итог урока и домашнее задание (3 минуты)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников и говорит, что на данном уроке они увидят презентацию по новой теме, а затем примут участие в викторине по изученному материалу. Учитель нацеливает ребят на внимательный просмотр презентации и активное участие на уроке.

  1. Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока.

-Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России.

- Какие религии вы знаете?

(Христианство, ислам, иудаизм, буддизм)

- Из стихотворения догадайтесь, о чем именно пойдет речь на уроке?

(учитель читает стихотворение)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

-Сегодня на уроке речь пойдет о семье. Как вы понимаете, что такое семья?

(Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (заполняем схему)

        


- Ребята, а теперь послушайте семейную притчу «Хлебец с маслом».

Хлебец с маслом.

   Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день 30-летия семейной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец – она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути ее рука остановилась…

  Она подумала: «В день нашего 30-летия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом 30 лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

  И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она не видела за 30 лет совместной жизни.

  А муж взял хлеб и сказал с улыбкой: «Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе».

- Чему учит притча?

Как вы считаете, что помогает сохранять семью крепкой?

(Любовь, согласие, ответственность, уважение).

Синквейн со словом «Семья».

3.Изучение нового материала, работа с учебником.

 (сопровождается демонстрацией слайдов)

-Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Православие.

- Семья в православии именуется Малой Церковью. Брак в православной церкви считается одним из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга.

  Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи.

  - Прекрасным примером любви и верности в семье является

история о Петре и Февронии. (звучит аудиозапись)

 

  Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился  ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

   И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

  Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела.  Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

  Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

  День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

  Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

- Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея.

  В 1917 году Николая II отрекся от престола, был сослан в ссылку, а потом казнен большевиками в Екатеринбурге. Его участь постигла всю семью, всех расстреляли.

  Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными людьми. Мать, Александра Федоровна, много сил отдала на воспитание пятерых детей, царевны во время войны работали в госпитале сестрами милосердия: перевязывали раненых, стирали белье, дежурили у постели тяжелораненых.

  Александра Федоровна в своем дневнике писала: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном мире царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности».

А вот ее слова об истинной любви: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает такой сильной, как в дни страданий и горя…»

Ислам.

- Найдите в учебнике и прочитайте, как ислам рассматривает брак. (чтение учебника уч-ся)

- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина?

(Создать семью, заботиться о детях, дать им достойное образование)

- Как дети должны относиться к родителям?

(Почитать родителей, обеспечить им достойную старость)

Иудаизм.

- В Ветхом Завете есть такие слова: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственному ему… А нарек Адам имя жене своей Ева, Ибо стала она матерью всех живущих».

  Семья изначально создается для продолжения рода человеческого, и в этом – рождении и воспитании детей ее предназначение.

  В заповедях, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, говорится, что надо чтить отца и мать свою, сохранять верность в браке.

Буддизм.

  Семья является одной из важнейших ценностей. Родители должны следить за тем, чтобы дети не причиняли вреда другим, не употребляли алкоголь, наркотики, уважали старших.

  Дети, в свою очередь, должны помогать родителям, исполнять обязанности, возложенные на них родителями, быть опорой родителей в старости.

4. Закрепление пройденного материала (викторина)

Задание №1.

- Как называется таинство Православной церкви, освящающее супружество?

(Брак или венчание)

Задание №2.

- Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью?

(Взаимная мудрость, терпение, любовь.)

 

Задание №3.

- Закончи предложения.

  По мнению святой мученицы императрицы Александры, в семье следует забыть _______________, посвятить себя _______________,учиться ______________. Долгом в семье является __________________________. Между братьями и сестрами должна быть __________________________.

 

Для справок: другому; своё «я»; самоотречению;  нежная дружба; бескорыстная любовь.

Задание №4.

- Соберите пословицы о семье.

В семье…                                               … добро не бывает.

Дом согревает не печь,..                       … и каша гуще.

В недружной семье…                           … а любовь и согласие.

5. Итог урока и домашнее задание.

- Понравился ли вам урок? 

-Что особенно заинтересовало?

- Хочется закончить сегодняшний урок словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока.

…Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша СЕМЬЯ!


Предварительный просмотр: