Добро и зло
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №5
ДОБРО И ЗЛО
Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой
Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника.
Задачи:
- Предметные:
- формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
- Урок ОРКиСЭ № 5 Добро и зло. 4 класс.)
- Компьютер
- Проектор
- Учебник «Основы светской этики»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2. Создание проблемной ситуации
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? (Ответы детей)
– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?
ДОБРО ЗЛО
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.
3. Введение в тему урока
1.Я просила Вас найти в словаре Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.
Из словаря Ожегова
Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?
Сочинения «Кто такой добрый человек?»
Учитель. Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.)
– Конечно же, это добрые, теплые слова.
– Какие? (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)
4. Парная работа
“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова. (Листочки)
5. Игра «Доскажи словечко»
– Давайте мы немного поиграем.
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... («добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... («спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... («прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ... («спасибо!»)
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.
6. Работа с пословицами
- Худо жить без ласкового слова
- За добро добром платят
- Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
7. Древняя китайская история (рассказ учителя)
ДОБРО БЕЗ УМА
Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
Ученик.
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Просмотр мультфильма
8. Работа в группах
Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
- расстроенная подруга плачет;
- приятель в компании беззастенчиво врёт;
- родители несправедливо сердятся;
- девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
- мальчишки играли в футбол и разбили окно;
- брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
9. Работа на карточках (с экрана)
Учитель. Закончите предложение.
- “Я могу простить другого человека, если ….”,
- “Мне было одиноко, когда ….”,
- “Я раздражаюсь, если …”,
- “Я страдаю, когда ….”.
Ученик 3.
Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела
«Спешите делать добро» – это изречение выбито на памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
10. Хочется в заключение урока послушать стихотворение Юрия Шмидта:
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
– Какова главная мысль стихотворения? (Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)
11. Игра «Солнышко доброты»
12. Домашнее задание
Акция «Спешите делать добро». Готовим подарки для будущих первоклассников, сувениры для ветеранов ВОВ. Это могут быть открытки, сувениры, книжки-малышки…
Конспект урока
Предмет: Основы светской этики 4 класс.
Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока: 1. создание условий для понимания значения понятий добра и зла.
2. Создать условия для воспитания таких нравственных качеств: как добро и зло
3. Создать условия для развития навыка работы с письменными
источниками.
Задачи урока
в области ценностей:
ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно,
добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного
достоинства;
в области опыта:
ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют
умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний:
ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы
добродетельному человеку, как приобрести эти качества;
в области умений и навыков:
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного
человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать
добродетельным человеком;
индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические
понятия.
Ход урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование.
Может ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...