Человек и Бог в православии
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Варфоломеева Екатерина Фёдоровна

Конспект урока по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_bog_v_pravoslavii.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

               

Конспект урока по Основам Православной Культуры.  4 класс.

Урок№3.

Тема урока: «Человек и Бог в православии».

Цели и задачи урока: 

Обучающая: познакомить учащихся с  представлениями верующих людей о Боге. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра и праведной жизни.

Развивающая: показать детям, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Воспитывающая: вырабатывать чувство благодарности, прививать стремление овладевать представлениями о законах добра и следовать им, учиться понимать, как вера влияет на поступки человека.

Ключевые понятия: Бог-Творец,

                                  мир – творение Бога,  

                                  человек  – это образ Божий

Ход урока.

  1. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

●Ответы на вопросы по теме «Культура и религия», их дополнительное обсуждение:

- Что такое культура?

- Что такое религия?

- Какие слова благодарности вы знаете?

 - Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

- Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

●Повторение терминов и понятий: Родина, христианство, православие, культура, религия.

 - Найдите соответствие между понятием слова и его определением

 Родина                           это правила, нормы, обычаи, проведение

                                     праздников встречи       гостей

           Культура               это мысли и поступки человека, убеждённого в том,    

                            что человеческий   разум в нашем мире не  одинок  

               

          Христианство      это место, где человек родился, живёт со своими

                                        родителями, друзьями

   Православие                это истинное представление о Боге и творении

   Религия                       это религия, которая проповедует то, что две тысячи

                              лет назад Бог пришёл в мир

● Продолжите фразу.

1) Культура даёт человеку знание о …

   - духовных ценностях;

   - правилах хорошего тона;

   - материальном состоянии народа.

2) Религиозным человека можно назвать, если …

   - соблюдает правила, установленные в его религии;

   - называет себя верующим;

   - знает основы религии.

3) Что является самым важным показателем религиозного человека?

   - демонстрирование своего отношения к религии других людей;

   - положение в церковном мире;

   - вера.

II.  Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

- Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

- Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

- Как вы думаете, о Ком пойдет сегодня речь? Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

  1. Работа над новой темой урока.
  1. Знакомство с рассказом из учебника.

Дети получают карточки для чтения. В течение нескольких минут они готовятся к выразительному чтению. Затем чтение рассказа «цепочкой».

  1. Работа над содержанием рассказа.

а) Ответы на вопросы.

  -Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

   -Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо».  Вера делает человека бесстрашным.)

   -Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищено, тепло, спокойно.)

- Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

- Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

- Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

- Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

- Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

                       б) Заполнение таблицы. Работа в парах.

- В статье учебника разные действующие лица, так или иначе, высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка? Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

Для Вани Бог

Для Леночки Бог

3. Самостоятельная работа.

– А что значит Бог для каждого из вас. Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. Пусть каждый из вас в тетради аккуратно нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

- На лепестках ромашки запиши те слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

(Затем желающие ученики читают свои надписи)

             4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»

- Под словом Бог в православии понимается Творец, Который создал весь мир и человека.

Просмотр мультфильма «Сотворение мира»

  - Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

-Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу?  (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

            5. Дары Бога человеку. Работа по учебнику с. 8-10.

- Сотворив человека, Бог дал ему особые дары. Какие это дары?

- Прочитайте, что дол Бог людям, и запишите в тетрадь.

Свобода

Разум

Совесть

Доброта

Любовь  

Бог есть именно Любовь.

   -Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

IV. Итог урока.

  • Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  •  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
  •  Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и Бог в православии

Презентация к уроку ОРКСЭ (ОПК) "Человек и Бог в православии"...

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...

Человек и Бог в православии

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Ver...

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...