Основы исламской культуры
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа к предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы исламской культуры» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_islamskoy_kultury.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса модуль «Основы исламской культуры» составлена в соответствии:
1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),
2) с примерной программой Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта,
3) с авторской программой Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
4) с основной образовательной программой НОО МБОУ «СШ №11» на 2015-2016 учебный год
5) с рекомендациями по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СШ №11».
Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; · осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Общая характеристика предмета
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Место модульного курса в учебном плане
В учебном плане на изучения модульного курса «Основы исламской культуры» отводится 34 часа в 4 классе, по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты: — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России
· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 28 часов. .
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоe поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.
Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).
Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку.Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.
Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязянности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы исламской культуры» »
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды учебной деятельности учащихся | Планируемый результат | Материальнотехническая база,ЭОРЫ | ||||||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | |||||||||||||||
1. | 07.09. | 07.09 | Россия – наша Родина | -понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - вступать в учебный диалог; - различать способы и средства познания окружающего мира; - работать с учебником; - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | Учебник, презентация | |||||||
Основы исламской культуры | |||||||||||||||
2. | 14.09. | 14.09 | Колыбель ислама. | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -работатьс учебником; -знакомиться с историей возникновения и распространения исламской культуры. - вступать в учебный диалог; - составлять монологическое высказывание; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - работать в паре; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание связи культуры и религии.миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Учебник, презентация | |||||||
3. | 21.09 | 21.09 | Пророк Мухаммад - основатель ислама. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником; - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию; - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог); - работать с разными источниками информации; - работать в паре, высказывать свое мнение; -изучать основы духовной традиции ислама. - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | формирование первоначальных представлений | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассужде ний, отнесение к известным понятиям. | Учебник, презентация | |||||||
4. | 28.09 | 28.09 | Начало пророчества. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником и другими источниками информации; - выполнять творческие задания по заданной теме; - дать определения основных понятий исламской культуры - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Осведомление в основе исламской культуре | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Учебник, презентация | |||||||
5. | 05.10 | 05.10 | Чудесное путешествие пророка. | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -устанавливать взаимосвязь между исламской культурой и поведением людей; - работать со словарем; - работать с разными источниками информации (притчи); - выступать с сообщением о жизни Пророка Мухаммада; - работать в парах (мини группах); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Осведомление в основе исламской культуре | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Учебник, презентация | |||||||
6. | 12.10 | 12.10 | Хиджра. | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению; - работать с разными источниками информации (притчами, текстами); - работать со словарем; - различать материальные и духовные богатства; -познакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание значения и места в культуре. | Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных книг мира. | Развитие элементарных представлений о религиозной картине мира | Учебник, презентация | |||||||
7. | 19.10 | 19.10 | Коран и Сунна. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -познакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры; - работать со словарем; - работать с учебником, иллюстрациями,извлекать полезную информацию; - вступать в диалог со взрослыми; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание основных священных книг, понимание их значения и места висламской культуре. | Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных книг мира. | Развитие элементарных представлений о религиозной картине мира | Учебник, презентация | |||||||
8. | 26.10 | 26.10 | Вера в Аллаха | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - отвечать и задавать вопросы; - вступать в диалог; - высказывать свои суждения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | Формирование пони- мание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Овладение умением построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. | Учебник, презентация | |||||||
9. | 09.11 | 09.11 | Божественные Писания. Посланники Бога. | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятие о душе; - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе; - задавать и отвечать на вопросы; - определять эмоциональное состояние души по художественному образу; - работать с разными источниками информации; - выразительно читать стихи; - высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Формирование пони- мание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; представления о душевной и физической красоте человека. | Учебник, презентация | |||||||
10. | 16.11 | 16.11 | Вера в Судный день и судьбу | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - оценивать поступки героев; - работать в парах над проблемными ситуациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с учебником, иллюстрациями; - понять структуру и значение судного дня; - инсценировать проблемные ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание духовно-нравственных понятий | Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей. | Учебник, презентация | |||||||
11 | 23.11 | 23.11 | Обязанности мусульман. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять значение заповедей; - работать в группах; - проанализировать понятие «обязанность»на примере притчи - задавать и отвечать на вопросы; - высказывать свои мысли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание основных норм религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных | Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Учебник, презентация | |||||||
12. | 30.11 | 30.11 | Поклонение Аллаху | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - проанализировать различные виды текстов; - работать в мини группах; - работать с разными источниками информации (притчами); - работать со словарем; - вступать в диалог; - высказывать свое мнение; - составить синквейн к слову «поклонение»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных сооружений мира. | Развитие доброжелательности и эмоцио нально-нравственной отзывчивости | Учебник, презентация | |||||||
13. | 07.12 | 07.12 | Поклонение Аллаху | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать главное правило мусульманина во время поста месяца рамадан; - работать с учебником; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в дискуссию; - работать с дополнительной информацией; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных сооружений мира. | Развитие доброжелательности и эмоцио нально-нравственной отзывчивости | Учебник, презентация | |||||||
14. | 14.12 | 14.12 | Пожертвование во имя Всевышнего | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - раскрыть смысл пожертвование во имя Всевышнего; - объяснить значение выражений; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; - высказывать свои суждения; - работать в парах, группах; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Представление о религиозной картине ислама в истории и культуре нашей страны
| Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Формирование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. | Учебник, презентация | |||||||
15. | 21.12 | 21.12 | Паломничество в Мекку. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учиться описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры; -излагать своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни общества; - работать с учебником, иллюстрациями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание о паломничестве и паломниках
| Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Формирование представления о возможном негатив ном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. | Учебник, презентация | |||||||
16. | 28.12 | 28.12 | Творческие работы учащихся. | Обсуждение, выбор и критериев оценивания | Определение наиболее эффективных способов достижения результата | Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при распределении ролей в совместной работе | Учебник, презентация | |||||||
17. | Презентация творческих работ | Защита творческих работ | Определение наиболее эффективных способов достижения результата | Овладение логическими действиями обсуждения по теме, систематизации готовить проект. | Извлечение необходимой информации из словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов. | Учебник, презентация | |||||||||
18. | История ислама в России | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -знакомятся с развитием исламской культуры в истории России; -учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами исламской культуры; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения |
Представление о религиозной картине мира в истории и культуре нашей страны
| Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Формирование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. | Учебник, презентация | |||||||||
19. | Нравственные ценности ислама | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - знакомятся с развитием исламской культуры в истории России; -учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами исламской культуры; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Формирование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы. | Учебник, презентация | |||||||||
20. | . | Сотворение добра | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсудить понятие «добро»; - различать виды добра; - работать со словарем; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - работать в группах; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний. | Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Учебник, презентация | ||||||||
21. | . | Дружба и взаимопомощь | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - работать со словарем; - понять смысл дружбы и взаимопомощи; - работать с учебником, иллюстрациями; - вступать в диалог; - задавать и отвечать на вопросы; - выразительно читать стихотворение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание символов, традиций, обрядов, праздников разных народов России (светских и религиозных). | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний. | Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Учебник, презентация | ||||||||
22. | Семья в исламе | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы создания мусульманской семьи; - осознать роль традиций в семейной жизни; - рассуждать и высказывать свое суждение; - работать с различными видами информации; - работать в парах над притчей «О дикаре и царе»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. | Формирование личностного смысла учения о традиционных религиях, их роли в культуре. | Учебник, презентация | |||||||||
23. | Родители и дети | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осмыслить понятие «свобода», «долг», «ответственность», «труд»; - сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь»; - работать с текстом учебника, иллюстрациями; - вступать в диалог; - выполнить творческую работу и ее обсудить; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | Формирование уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России | Учебник, презентация | |||||||||
24. | Отношение к старшим. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - понимать ответственность за свои поступки; - осознать, что любой человек посланник бога на земле; - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды); - работать в мини группах (парах); - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | Формирование уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России | Учебник, презентация | |||||||||
25. | Традиции гостеприимства | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - усвоить традиции гостеприимства; - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог; - работать с учебником, иллюстрациями; - работать со словарем; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | . Знание символов, традиций, обрядов, праздников разных народов России (светских и религиозных). | Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. | Учебник, презентация | |||||||||
26. | Ценность и польза образования | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -;познакомиться с творчеством Омар Хайяма, Рудаки; - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. | Изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий. | Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. | Учебник, презентация | |||||||||
27. | Ислам и наука. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, что наука – это ценность; - осознать ответственность за сохранение природы и мира; - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание, понимание и принятие личностью ценностей. | Изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Учебник, презентация | |||||||||
28. | Искусство ислама. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы искусства ислама; - изучить праздники исламских народов России; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с разными видами источниками информации; - работать в парах, группах с иллюстрациями; - работать со словарем; - рассуждать, высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Учебник, презентация | |||||||||
29. | Праздники мусульман. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - знакомятся с развитием исламской культуры в истории России; -учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами исламской культуры; - работать с учебником; -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества; - понять нравственную позицию воина христианина; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Знание символов, традиций, обрядов, праздников разных народов России (светских и религиозных). | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Учебник, презентация | |||||||||
Духовные традиции многонационального народа. | |||||||||||||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества; - осознать, что любовь к Отечеству – это служение; - понять из чего складывались духовные традиции России; - составить портрет слова «Отечество» в группах; - работать с раздаточным материалом, различными источниками информации; - высказывать свое мнение; - сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения |
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; | Изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать. | Учебник, презентация | |||||||||
31. | Подготовка творческих проектов. Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы. | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - подготовить проект - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал; - оформить презентации; - представить проект.; - оценить свое эмоциональное состояние. | Определение наиболее эффективных способов достижения результата | Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при распределении ролей в совместной работе | Учебник, презентация | |||||||||
32. | Подготовка творческих проектов. Разработка критериев оценивания | понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - подготовить проект - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал; - оформить презентации; - представить проект.; - оценить свое эмоциональное состояние. | Определение наиболее эффективных способов достижения результата | Овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при распределении ролей в совместной работе | Учебник, презентация | |||||||||
33. | Презентации творческих проектов | - представить проект.; - оценить свое эмоциональное состояние. | Определение наиболее эффективных способов достижения результата | Овладение логическими действиями обсуждения по теме, систематизации готовить проект. | Извлечение необходимой информации из словарей, энциклопедий, справочников, интернгет-ресурсов. | Учебник, презентация | |||||||||
34. | Презентации творческих проектов | Защита творческих работ | Определение наиболее эффективных способов достижения результата | Овладение логическими действиями обсуждения по теме, систематизации готовить проект. | Извлечение необходимой информации из словарей, энциклопедий, справочников, интернгет-ресурсов. | Учебник, презентация |
Материально-техническое обеспечение
Реализация обозначенной цели предмета ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в наличии имеются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., переносные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок (магниты);
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры,мультимедийная доска);
•дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы религиозных культур народов России. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011.- 144 с.
- Студеникин М. Т. Основы светской этики. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.- 200 с.: ил.
- Студеникин М. Т. Основы светской этики для 5 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
4.Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
5.«Основы исламской культуры» учебник для 4-5 класса /Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин. – Просвещение, 2012.
6.Цифровые ресурсы
http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153
http/fcior.edu.ru;
http://school-collection.edu.ru.
http://www.orkce.org/
http://www.orkce.org/method-cabinet
http://www.orkce.org/publishers
http://www.orkce.org/smi
для родителей:
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля- защита презентации.
Безоценочная система.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы исламской культуры"
Обучающиеся получат возможность научиться:- Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.- Сформируются умения...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ МОДУЛЬ – ОСНОВЫ исламской культуры
ull;Модуль ОИК знакомит учащихся с основами исламской культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей, способствует формированию личности ребенка, его отношения к миру и людям, поведения в пов...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...