Учебный диалог на уроке
статья по орксэ (4 класс) по теме
Правила работы с темой:
1. Изучаем тему
2. Составляем учебный диалог по любой теме и присылаем на мой адрес электронной почты ( файл диалог ФИО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный диалог на уроке | 24 КБ |
Диалог Веретенникова И.П. | 13.48 КБ |
учебный диалог Шкариной А.М. | 14.54 КБ |
Учебный диалог Серавиной Ж.А. | 12.41 КБ |
Учебный диалог Погодиной Н.В. | 13.71 КБ |
Учебный диалог Ундаловой О.В. | 28.5 КБ |
Учебный диалог Носовой Е.А. | 18.31 КБ |
Учебный диалог Угаровой А.Н. | 16.28 КБ |
Учебный диалог Логиновой Т.А. | 14.85 КБ |
Диалог Трухиной Н.В. | 19.61 КБ |
Урок-диалог Чамровой Т.В. | 129.5 КБ |
Учебный диалог Бариновой О.В. | 13.86 КБ |
Урок Вилковой Н.Ф. | 559 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 1. Учебный диалог как форма обучения
Учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.
Учебный диалог может зародиться только в учебной деятельности. Но большинство педагогов отождествляют понятие учебной деятельности с любыми учебными действиями детей: открытие тетради, запись числа, выполнение упражнения, решение задачи и т.д., – все это по-прежнему считается учебной деятельностью.
Однако учебная деятельность характеризуется тем, что:
1) ее направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии действующего субъекта;
2) эта потребность реализуется в решении учебных задач, при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т.п.);
3) решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями;
4) учебная деятельность требует особенной формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.
Ход учебного диалога не предсказуем и может не соответствовать на 100% задуманному педагогом. Проектировать занятие, урок необходимо, исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности детей и прогнозируя вариативность детских действий. Проектирование должно задавать не только вариативность, но и значительный запас содержания, покрывающий несколько конкретных уроков. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность детей, а не педагога, как это обычно отражается в планировании.
Это можно пояснить следующим образом: «Если дети на мой вопрос (предложение) ответят так-то, я буду действовать таким образом…, я задам им такой вопрос (или предложу выполнить следующее)… А если они предложат то-то, я, пожалуй, сделаю вот так… Далее нам надо прийти к такому-то выводу, попробую действовать так…» То есть педагог отталкивается от действий ребенка. Непредсказуемый ход мыслей детей, который педагог может именно спроектировать, все-таки надо направлять в нужное русло, но без лишней, пустой «болтовни не по теме», без натаскивания детей на «нужные» педагогу рассуждения. Организация работы должна быть такова, чтобы дети сами проявляли инициативу в высказывании идей, в их проверке и в нахождении нового способа действия.
Может показаться, что на это уходит много времени. Но это не так! Во-первых, не на всех уроках и не каждый раз детьми будет решаться учебная задача; во-вторых, работа в системе даст свои плоды раньше, чем мы предполагаем, и педагог уже не поменяет свой стиль деятельности на прежний. «Рискующие» поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности организации учебного диалога и для детей (в первую очередь – это наша задача воспитания и обучения), и для себя.
Очевидно, что учебный диалог при рассмотренных выше его особенностях способствует формированию всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Содержательными компонентами деятельности педагога по организации учебного диалога, или условиями зарождения диалога, с 1-го по 4-й класс являются:
1.Организация усвоения детьми речеведческих знаний.
2.Организация полноценной учебной деятельности на каждом уроке любого предмета.
3.Обучение учащихся умению вести учебный диалог.
Обучение самих учащихся умению вести учебный диалог включает в себя три этапа:
1.Обучение детей умению ставить вопросы.
2.Обучение умению работать в паре, группе.
3.Обучение умению вести групповую и общеклассную дискуссии.
Обратим внимание лишь на некоторые моменты организации урока с учебным диалогом. Обучение детей умению вести учебный диалог начинается с самого важного – обучения умению задавать вопросы педагогу, сверстникам, себе. Но не любые вопросы.
В младшем школьном возрасте учебный диалог начинается с погружения в сознание ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре у каждого ученика возникает своя точка зрения, которую в дальнейшем он и будет высказывать.
Возражая культурологическим собеседникам, младший школьник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. И нужна большая работа учителя по диалогизации предметного содержания учебного материала, чтобы учащиеся могли высказаться по нему.
Учитель в учебном диалоге:
1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;
2) является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;
3) помогает детям оформить свою мысль о предмете. «Учитель может разглядеть в неуклюжем гадком утенке – образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость, а начало личностного мышления».(Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. – Киев, 1987г. С.94-97)
Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределения ролей и т.п.
Для учебного диалога характерны следующие особенности:
-наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
-наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
-возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;
-наличие цели организации диалога;
-наличие обратной связи;
-наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.
Итак, учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. В соответствии с личностной парадигмой образования он предстает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой личностно-ориентированной технологии обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из сущностных характеристик учебного процесса, показателем перехода его на личностно-смысловой уровень. Диалогизация учебного процесса является одним из условий развития творческого потенциала ребенка. Диалог – не только средство активизации познавательной активности учащихся, но и важный ценностный элемент обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Храм.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Павловского района;
- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;
- познакомить с устройством храма;
развивающие:
- развивать у учащихся навык критического слушания;
- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.
Учитель: Ребята, какие храмы вы знаете? ( Храм Христа Спасителя, Храм Василия Блаженного (Москва), Храм Покрова на Нерли (Владимир), храм Пресвятой Богородицы (Н. Новгород)….)
Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? (купола, кресты, звонница).
Учитель: Какие храмы располагаются на территории нашего Павловского района? ( Церковь Вознесения Господня, церковь Воскресения Христова, церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (Павлово), церковь Иконы Божией Матери Казанская (Ворсма), Покровский собор и домовой храм в честь Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь)
Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм.
Предварительный просмотр:
Учитель показывает «ученикам» икону.
– Знаете ли, что я держу в руках?
( Это икона.)
– Что такое икона?
( Картина, рисунок, портрет.)
– Видите ли, икона ни то, ни другое, ни третье. Что же она такое на самом деле?
-Икона – это шифрованное послание из другого мира к нам. Представьте, что вы держите в руках карту неведомой страны, большая часть которой покрыта загадочными письменами. Интуиция подсказывает вам, что это карта кладов, она указывает на поле, где зарыта драгоценная жемчужина, которая дороже всех сокровищ мира. Какие чувства вы испытаете в этот момент?
( Досадно, что не понимаю значения букв.)
-Представьте, что к Вам попал листок с нотными знаками, которыми записана дивная музыка, и вы совершенно точно знаете, что он попал из другого мира, из другой галактики. О чем вы подумаете в эту минуту?
(Жаль, что не знаю нотной грамоты).
-Представьте, что вы в космическом корабле, и он приземляется на неведомой планете. С внешним миром вас связывает маленькое окно – иллюминатор. Там, за окном, – дивное свечение. Как вы поступите?
(Скорее к окошку и посмотреть, что там происходит)
Ну что ж, в таком случае вам пора познакомиться с иконой.
Предварительный просмотр:
- Организационный момент.
Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.
- Вы согласны со мной?
- А какой есть еще мир? Другой?
(духовный мир)
- А как вы понимаете значение этого слова?
(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)
- А как иначе можно назвать этот мир?
(миром культуры)
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.
- А на чем основаны культурные традиции?
( на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)
- А в чем истоки русской культуры?
( в православной религии)
А поскольку мы изучаем ОПК, мы должны знать, что означает православие?
(верное учение, правильно славить Бога)
Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.
Предварительный просмотр:
- Разобрать содержание понятия «поколение».
Учитель: История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
Вопросы к классу:
1.Как вы понимаете, что такое поколение?
(люди, живущие в одно время, одинаковые по возрасту)
Вывод: Поколение - группа людей, близких по возрасту,
объединенных общей деятельностью
- Сколько поколений живы в вашей семье?
Ты и твое поколение – младшее поколение
Твои родители – старшее поколение
Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
- Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут?
(они работают, чтобы обеспечить себя и своих детей всем необходимым для жизни)
«Учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»
Учитель обобщает: Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»
- Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?
(для будущего поколения людей)
- Скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?
(сохранить то, что передало нам старшее поколение и создать что-то новое для будущего поколения людей)
Делается вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.
В этом заключается суть исторического развития.
Предварительный просмотр:
Диалог на уроке ОПК
Тема урока: Зачем творить добро?
1. Ход урока.
Ребята, оглянитесь вокруг: светит солнышко, вы все вместе, вы здоровы и все у вас хорошо. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор.
Загадка:
Как - то раз малыш Егорка
Неудачно съехал с горки.
-Не реви! - сказал Антошка-
Потерпи пока немножко,
Ранку смажем мы зелёнкой. -
Так утешил он ребенка.
Вот какая красота,
Если в сердце …. (ДОБРОТА)
Ребята, кто знает, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, о доброте.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». ( Л. Н. Толстой.)
«Секрет на ушко»
Ребята, а вы любите секреты? Я тоже. И мне хочется с вами посекретничать. ( звучит тихая музыка)
Подумайте и скажите мне на ушко, а вы можете назвать себя добрыми? (Педагог подходит к ученикам и слушает ответы).
Спасибо за то, что вы мне доверили свой секрет. Я никому не скажу о нем.
-А вы хотите научить свое сердце доброте?
-Добрый человек, какой он? (красивый)
-Красивый чем? (душой, сердцем , делами)
Упражнения «Загляни в себя. Я - добрый!»
Посмотрите, что это? Для чего мы применяем этот предмет?
(педагог показывает детям зеркало и предлагает объяснить его предназначение)
Верно, мы применяем зеркала для того, чтобы посмотреть на свою внешность.
Как вы думаете, можно ли с помощью зеркала посмотреть, что у человека в тайнах его души, в сердце?
А вы хотите заглянуть в себя и отыскать в себе доброту?
Тогда садитесь удобно и слушайте.
Предварительный просмотр:
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель урока: познакомить с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «любовь к врагам», «ближний».
Задачи урока:
- Обучающая: познакомить детей с понятиями милосердия и жестокосердия; рассказать им, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова;
- Развивающая: способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по Евангелию в современном мире, в собственной семье; научить детей не проходить мимо чужой беды, ученики должны понять, как должен относиться христианин к личным врагам.
- Воспитывающая: воспитывать понимание того, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, для кого они совершаются.
Формируемые УУД:
- личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
- познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
- коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Ход урока:
2. Актуализация знаний учащихся.
На слайде презентации портреты:
1.Князь Владимир 2.Сергий Радонежский 3.Серафим Саровский
Учитель: Ребята, скажите, что объединяет этих людей? (Это мужчины. Это известные люди России. Это святые земли русской.)
Учитель: А что объединяет этих святых?
Учащиеся: Это святые, которые являются примером служения Богу.)
Учитель: Какими они были?
Учащиеся:
Добродушными, добросердечными,
добрыми, благочестивыми,
терпимыми, терпеливыми,
милосердными, великодушными, трудолюбивыми, …
Учитель: Встречали ли вы в современном мире людей, которые обладают хотя бы одним качеством, присущим святым?
Учащиеся:
Такие люди есть, это наши близкие.
Это герои наших дней, которые ценой своей жизни спасают других.
Это люди, которые просто так, помогают другим, как в акции «ДОБРО» на 1КАНАЛЕ ТВ.)
Учитель: Встречались ли вам злые люди? Их можно любить?
Учащиеся:
Их нельзя любить.
Их надо прощать.
К ним нужно снисходительно относиться, терпимо.
Нужно быть к ним, милосердными, мы же не знаем причины их злости.
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТ УРОКА ОРКСЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАЛОГА
ТЕМА УРОКА:ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА.
ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
- Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
- Познакомить с видами молитвы.
- Познакомить с молитвой «Отче наш».
- Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.
Метапредметные:
- Формирование умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Личностные:
- Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
- Воспитание желания быть духовно красивым человеком.
1. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомните что обозначает понятие «православие»
Ученики: Правильно славить Бога (при необходимости напоминаю ,что в слове два корня)
УЧИТЕЛЬ: А что значит славить?
УЧЕНИК: Словами хвалить, молиться, благодарить.
У:А какими словами можно благодарить? У-к: Слава Богу.
У:Да,это короткая_благодарственная молитва.
У: И мы сегодня побеседуем о православной молитве. Что такое ,по-вашему. молитва? У Вас есть пример ,когда люди молятся?
У-ки: Бабушка утром молится или когда я выхожу из дома меня перекрещивает. (Господи помилуй)( Разговор с Богом.)
Уч-ль: Молитва-это обращение к Богу. На слайдах мы можем посмотреть как определяют значение этого слово святые люди и простые писатели.(читаем).
Все вы знаете сказку «Снежная королева.»Г.Андерсена. А знаете ли вы какая молитва помогала главным героям?
Уч-ки: (Не знаем. А там нет молитвы.)
Учитель: Давайте вспомним что происходит в этой сказке ,а я с помощью книги найду молитвы. (молитву «Отче наш» хотел прочитать Кай, когда зацепился санками за сани Снежной Королевы. Молитва помогает Герде, когда у покоев Снежной Королевы ее встречает войско злых снежинок)
Далее работаем над содержанием молитвы «Отче наш», с церковнославянского на наш современный язык.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Библия»
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра.
Посмотрите за окно. Как радостно улыбается солнышко! Оно тянет лучики ко всем, словно желает успехов в работе на уроке. Улыбнитесь друг другу. Выскажите свои пожелания на этот урок.
Ученики: (Учащиеся настраиваются на урок и высказывают свои пожелания друг другу)
Учитель: Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.
«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю»
- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, а что такое молитва? - Назовите виды молитв.
Ученики: (Обращение к богу называется молитвой. У православных людей есть три вида молитвы.
Молитва - просьба. Молитва – благодарение. Молитва – славословие.)
Учитель: О какой особой молитве мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: («Отче наш»?)
Учитель: А что означает фраза «Отче наш. Иже еси на небесех!?»
Ученики: (Отче наш. Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу, называя его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы.)
Учитель: Давайте вспомним эту молитву.
Ученики: ( Чтение молитвы)
3. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, а где можно услышать молитвы?
Ученики: (Молитвы можно услышать в храме; в воскресной школе.
Учитель: А где можно прочитать?
Ученики: (Прочитать можно в молитвослове, в библии)
Учитель: У кого дома есть Библия?
Ученики: (Ответы детей)
Учитель: Знаете ли вы, что обозначает слово Библия? - Давайте подберем однокоренное слово. (Библиотека). - Запишем новое слово в словарик.
4.Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – священной книге христиан, о Священном Писании.
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики».
1. Класс 4
2.Тема: Россия- Родина моя.
3.Цель: Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
4..Задачи:
Метапредметные:
познавательные –овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные:
-Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося,
Предметные:
-Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России.
- Знакомить с понятием «патриот»;-
-Развивать стремление быть патриотом своей страны;
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю;
-Систематизировать знания о государственной символике РФ.
Название этапа | Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся | |
Этап усвоения новых знаний | 1. Историческое и современное имя нашей Родины. Найдите дома сведения на эту тему в других источниках информации. Какие отличия существуют у народов России? Ответить на этот вопрос, нам помогут ребята, подготовившие небольшие стихотворения. Один – рыбак с рожденья, У каждого народа
При проверке спросить: А можете ли вы назвать фамилии тех людей, чьи достижения прославили нашу страну? | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Работают с учебником (анализируют прочитанное, находят ответы на вопросы, диалог учитель - ученик). Формулирование отличий Народов России
Высказывают свое мнение. Слушают высказывания одноклассников. Доказывают свою точку зрения. Работают в парах. |
Предварительный просмотр:
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Чамрова Татьяна Васильевна |
Район | Павловский |
Место работы | МБОУ НОШ №14 г. Павлово |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы православной культуры |
УМК | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012 |
Тема урока | Зачем творить добро |
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом |
Цель, задачи | Цель: Формировать понимание того, что творить добро – духовная радость. Задачи:
детьми знакомых сказочных героев, поговорить о близких людях, которых они считают добрыми, которые получают радость, творя добро другим).
самоотверженность. |
Необходимое оборудование | Мультимедийный проектор, экран для просмотра слайдов, аудиозапись песни И. Лученка « Доброта» |
Дидактическое обеспечение | Дидактические карточки, задания, пословицы |
Планируемые результаты урока | |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Фронтальный опрос, самостоятельная работа |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная |
| ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы | http://www.orkсe.ru/ http://www.prosv.ru/umk/ork ;http://www.openclass.ru | ||
ЭОРы | электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева "Основы православной культуры" 4 – 5 класс, |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). 2 мин | Эмоциональный настрой. Игра –приветствие. | Дети повторяют слова и движения за учителем .Игра приветствие. | Личностные УУД сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. 3 мин | Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме. Приём театрализации Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. - О чем эта сказка? (о добре и зле) Назовите антоним к слову добро- зло Игра «Ассоциации» Приведите примеры добрых поступков из жизни. | Инсценирую сказку Л.Н. Толстого. Обучающиеся сравнивают поступки волка и белки, формулируют тему, цели, задачи урока. Дети приводят примеры слов. Учащиеся приводят примеры добрых поступков. | Познавательные УУД - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; - развивать умения выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления. Коммуникативные УУД умение договориться при распределении роли волка и белки | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 мин | Частично- поисковый метод Работа с притчей Могут ли добро и зло жить в человеке? Притча о Добре и Зле Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Слайд №2 Диалог с обучающимися. Какая тема урока. Какая цель. Где мы можем узнать о добре, зле. | Дети отвечают на поставленные вопросы.
(дети предполагают, что будут говорить о добре и зле) 2.Кто главные герои? ( дети называют старика и внука) 3. Каким вы себе представляете старого индейца? ( описание ) 4.Что имел в виду индеец, когда говорил о двух волках? ( о внутреннем мире человека) 5.Что представляет собой каждый волк? 6.Какое ключевое понятие можно выделить? (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь) 7.В чём нравственный смысл притчи? Обучающиеся анализируют. Как вы считаете, почему люди совершают добрые поступки? Совесть заставляет, Если сделать по- другому, то окружающие осудят, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе | Познавательные УУД - помочь выделить и сформулировать познавательную цель. - извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации ; - переработка и преобразование информации; - умение высказывать свое предположение. Коммуникативные УУД - овладение умения работать в группе Регулятивные УУД - способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). 9 мин | Организация чтения текста из учебника. Как понимали « добро» православные люди». При чтении текста, учитель делает небольшие комментарии, задаёт вопросы. Работа с текстом учебника. Каких христианских святых вы знаете? Почему этих людей называют святыми? При любых ответах обучающихся учитель обращает внимание на то, что все эти люди считали главным для себя духовную жизнь, подражание подвигу Христа, служение людям. Прием ИНСЕРТ | Дети работают с текстом. Используют выборочный пересказ текста. Дополняют описания друг друга, объясняют новые слова. Рассуждают для закрепления сведений, полученных на уроке. Дети выделяют из текста значимые выражения. | Познавательные УУД - нахождение ответов на вопросы в тексте; умение высказать свое мнение; владение и использование разных видов чтения, смысловое чтение как осмысление цели чтения Коммуникативные УУД -умение оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других. | ||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. 5 мин | Организуется работа учащихся в группах. Составление словарной статьи слова «самоотвержение». Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Слайд №3 Задаётся ряд вопросов, чтобы подвести детей к ответу. | Дети в группах составляют определение, записывают на листочках. Затем отвечают у доски. Сравнивают полученное определение с определением в словаре. Выполнение тестового задания | Познавательные УУД - переработка и преобразование информации из одной формы в другую - развивать умение работать с разными видами информации. Коммуникативные УУД - овладение умения работать в группе | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). 4 мин | Организуется самостоятельная работа учащихся в парах Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение» и противоположные ему по ценностному смыслу. Попытайтесь обосновать свои ответы. !!! Приём выборочного чтения -Рассмотрите изображение Андреевского флага. Соотнесите слова текста из рубрики «Это интересно» Слайд №4 | Дети располагают слова в два столбика. 1 карточка самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление 2 карточка самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность. Делают выводы. | Коммуникативные УУД - овладение умения работать в паре Познавательные УУД - оформлять свои мысли в устной форме | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 6 мин | Прослушивание сказки Приём чтение с остановками Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл. Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота. «Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. - Что могло такое произойти? Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. Услышав крик старухи, дед, пёс и кот подбежали к колодцу. Как мог поступить дед? Дед лег на землю, дотянулся до рук старухи и попробовал её вытащить, но сил не хватало. Как по вашему мнению поступят животные? Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. И хотя для них для всех у сердитой старухи никогда не находилось доброго слова, они всё — таки помогли деду вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой Какой напрашивается вывод Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее. Слайд №5 ( вывод) | Предполагают, что было дальше Самостоятельное выделяют черты из задания по карточкам- какие присущи старухи, какие старику. Вывод: новое испытание преобразило старуху, самолюбие покинуло её. Она поняла, что значит творить добро. | Познавательные УУД - осуществление анализа и синтеза для понимания смысла; поиск и выделение той или иной информации Коммуникативные УУД - овладение умением сформулировать главную мысль текста - помочь ребенку в аргументации своего мнения Личностные УУД - выделение значимых качеств личности | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 5 мин | Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский) Слайд №6 Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал ( пословицы разрезаны, их надо собрать). Худо тому, кто добра не делает никому. Доброе слово и кошке приятно. Злой плачет от зависти, добрый- от радости. Составление цветка “Доброты”. У цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.. Выбрать нужный лепесток и приклеить честность враньё доброта верность грубость взаимовыручка предательство драчливость справедливость задиристость; ответственность сострадание. | Знакомятся с пословицей . Работа в группе Собирают рассыпавшие поговорки, выписывают в столбик однокоренные слова, работа с антонимами. Дети выбирают нужные лепестки и доказывают свою точку зрения. Звучат ответы детей. Размышления и выводы. | Познавательные УУД осуществление анализа и синтеза для понимания смысла Личностные УУД - умение эмоционально откликаться на содержание урока Коммуникативные УУД - овладение умением сформулировать главную мысль текста | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. 2 мин 1 мин | На фоне звучит песня. « Доброта» Практическое закрепление материала – нравственные ситуации: - Младший брат сломал твою игрушку. 1. Ты его прощаешь. + 2. Ты ударяешь его. - Ты поссорился со своим другом. 1. Ты обижаешься и мстишь. 2. Ты попытаешься поговорить с ним. + - Одноклассник плохо одет. 1. Это неважно. + 2. Ты подсмеиваешься над ним. - Пожилая женщина медленно идет. 1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. + - На твоих глазах на кого – то нападают… 1. Ты пытаешься разнять или зовешь на помощь. + 2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь Перед глазами заповедь: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Слайд № 6 Это главное правило жизни людей. Домашнее задание. Обсудите с родителями, как вы понимаете притчу о дикаре и царе | Дети работают на листочках. | Личностные УУД - способствовать проявлению самостоятельности в детской деятельности. Регулятивные УУД - определение степени успешности своей работы
|
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Предварительный просмотр:
Учебный диалог на уроке ОРКСЭ
Тема урока «Пасха».
Цель урока: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению через приобщение к традициям и обычаям православной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с историей празднования Пасхи, пасхальными традициями, обычаями, играми, обрядами;
- создать условия для развития высоконравственного творческого ответственного гражданина России, уверенного в духовных и культурных традициях народа России;
- воспитывать в детях уважительное отношение к православным традициям народов России.
Основная часть урока (фрагмент)
Учитель: - Давайте с вами вернёмся к стихотворению, прочитанному ребятами.
Как вы понимаете значение слова «благовест»?
Учащиеся: Слово «благовест» означает колокольный звон.
Учитель: В какое время года празднуется Пасха? Докажите словами стихотворения.
Учащиеся: С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идёт, полна чудес!
Учитель: -Скажите, какие слова в нём повторяются?
Учащиеся: Христос воскрес.
Учитель: -Как вы думаете почему?
(Выслушиваются мнения детей).
Учитель: - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Он вернулся к жизни – воскрес. Назовите слово, схожее по звучанию со словом воскрес.
Учащиеся: Воскресенье - день недели. Воскресение.
Учитель:Как вы объясните значение слова «Воскресение»?
Учащиеся: Возвращение к жизни.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Открытый урок по ОРКСЭ
(модуль основы православной культуры)
4В класс
Учитель начальных классов:
Вилкова Н.Ф.
г. Павлово
Тема урока: Православная семья (урок №27)
Цели урока: воспитание чувства уважения к семье как базовой ценности российского общества
Задачи урока:
- образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;
- воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям; нравственного долга детей перед родителями, представителями старшего поколения
- развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Ключевые понятия урока: семья, венчание, бремя, семейные традиции.
Оборудование: презентация «Христианская семья», музыкальное оформление
План урока
1. Проверка домашнего задания происходит в виде игры « данетки» и вопросов «Знаешь ли ты, что…».
Ученик начинает фразу, а дети её заканчивают.
Подводится итог.
Вывод: Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Давайте не будем забывать, что вся эта красота зависит от нас, от того, как мы к ней относимся.
2. Актуализация базовых знаний. (Слайд №2)
-Какой международный праздник отмечают 15 мая? (предположения детей)
- Никто не знает? Тогда посмотрите на слайд №3, прочитайте записанные неполные пословицы и догадайтесь какое слово пропущено.
В … и каша гуще.
На что и клад, коли в … лад.
В … любовь да совет, так и нужды нет.
Учитель предлагает детям объяснить их значение.
Проверим правильно ли вы отгадали пропущенное слово. (слайд №4)
3. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.
(слайд №5)
4. Совместно с учениками составляется план действий : (слад №6)
1 Составление кластера со словом семья.
2.Знакомство с презентацией и беседа по ее содержанию.
3. Чтение статьи учебника и составление «тонких и толстых»
вопросов самими учениками
4. Групповая работа – составление синквейна.
5. Итог урока.
6. Задание на дом.
5. Учитель предлагает ребятам составить кластер со словом семья
(слайд №7)
(Дети располагают его в виде ромашки, объяснив, что именно ромашка является символом этого праздника.)
Учитель обобщает слова по группам (родные люди, чувства, качества)
Ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
6. Организует беседу по содержанию презентации. (слайды №8-16) Семья основа на радости и создана ради неё. Семью создают два
человека, полюбившие друг друга. Но не всегда в жизни все гладко, бывают и трудности, и болезни. Настоящая семья стойко переносит все жизненные испытания.
Вступление в брак называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они самые почитаемые люди в округе. Венец же напоминает и о людях убитых за свою верность Богу (терновый венец Христа)
По-настоящему любящие друг друга готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец как и кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это означает, что муж и жена должны быть верны друг другу, даже если в их жизни будут болезни и несчастья.
Учиться любить нужно ещё родительском доме. Тот, кто не научился этому, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.
Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Родители стараются передать детям все лучшее: свои чувства, знания, веру.
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Когда вся семья вместе празднует рождение ребенка, крестины, пасху, рождество, конечно, люди становятся ближе друг к другу.
- Чтение последних двух абзацев статьи учебника на странице 87 и составление «тонких» и «толстых» вопросов самими учениками, работая в группах (слайд №17)
(звучит песня «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко)
Дети задают составленные ими вопросы, а остальные отвечают на них.
8. Рефлексия. Учитель предлагает в группах составить синквейн на тему: «Семья». (слайды 18-19)
(составление синквейна сопровождается музыкой)
Представители от каждой группы рассказывают составленные ими стихи. (сопровождаются аплодисментами)
Предлагает каждому оценить свою работу на уроке (слайд №21)
Дети прикрепляют ромашки на доску, а один ученик выкладывает из них сердечко. (слайд №23)
- Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (по выбору слайд №22)
Учитель желает всем доброго солнечного настроения (слайд №24)
Хочу пожелать вам, вашим родителям здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помнить зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
Организация учебного диалога на уроках литературного чтения
Диалог на уроках литературного чтения развивает коммуникативные УУД...
Организация учебного диалога на уроках чтения в начальной школе
Презентация к предлагаемой теме....
Доклад "Учебный диалог на уроках русского языка".
Доклад с презентацией....
Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).
Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...
Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"
О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения учебного диалога....