Конспект занятия по ОРКСЭ на тему "Совесть". 4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Совесть»
Цель урока: развитие представления о ценности осознанного
нравственного поведения человека.
Задачи урока:
Образовательные: ввести понятие «совесть»; показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;
Воспитательные: обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье», объективно оценивать свои и чужие поступки
Развивающие: развивать умение управлять познавательной и учебной деятельностью посредством коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Оборудование: презентация, словари
Ход урока
1. Организационный момент.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
2. Актуализация знаний
Разгадывание кроссворда (фронтальная работа)
(Учитель задает вопросы и вписывает правильные ответы в кроссворд).
с | ||||||||
о | ||||||||
в | ||||||||
е | ||||||||
с | ||||||||
т | ||||||||
ь |
- Что нужно совершить, чтобы добиться успеха? (поступок)
- Чего боится трус? (позор)
- Что не дает человеку уснуть? (вина)
- Что помогает преодолеть все трудности? (вера)
- К чему стремятся правдолюбцы? (истина)
- Что мучает человека? (стыд)
- Что мешает человеку в делах? (лень)
Определите тему урока?
3. Сообщение нового материала
1. А что такое совесть? (мозговой штурм)
2. Давайте проверим себя по словарю.
(Работа в парах со словарями)
На слайде появляется определение понятия:
«Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
3. Определите задачи урока. Чему мы сегодня будем учиться.
4. Обсуждение ситуации (работа в группах)
Ребята, на партах у вас лежит текст. Прочитайте его и ответьте на вопросы.
«Вот исповедь одного почтенного человека. Когда он был молод, пришлось ему работать в студенческом строительном отряде. Студенты решили помочь Дагестану, пострадавшему от землетрясения. Недоедали, недосыпали, все делали честно. А заработок оказался очень маленьким. Пришло время расставаться. Прощальный вечер. Звучат магнитофонные записи. А утром магнитофона … на месте не оказалось».
Вопросы:
1). Как вы думаете, какое отношение имеет эта исповедь к теме «Совесть»?
2). Что такое исповедь и чему она служит?
5. Выступление групп. Ответы детей обобщаются, учитель вводит понятие «угрызение совести».
«Угрызение совести – беспокойное мучительное состояние из-за чувства своей вины».
6. Рассказ учителя «Зачем человеку совесть?»
Зачем человеку совесть? Для того, чтобы лучше чувствовать себя в обществе людей. Хотя иногда люди говорят, что человек без совести – это счастливый человек, потому, что ему легко живется. Мол, ни за что не переживает. На самом деле человеку бессовестному живется очень трудно. Он совершает поступки, которые не нравятся другим людям. Но сам он этого не замечает. Люди относятся к нему все хуже и хуже. А он делает вид, что не обращает внимания на чужое мнение о себе. Так, постепенно, человек превращается в циника.
Циники открыто пренебрегают этими нормами. И их совесть молчит. Люди не любят циничных людей. Порядочный человек с циником общаться не будет. Значит, у циника есть возможность общаться только с такими же, как он сам.
Опасность стать циниками подстерегает многих. И это происходит незаметно. Для того чтобы не случилось, нужно почаще задавать себе простые вопросы: а прав ли я? Тогда, быть может, совесть не дремала. Она бы стала тем внутренним судьей, внутренним законом, который вовремя подсказывает: можно - нельзя, делай - не делай, твое – не твое, не обидь, защити, и даже спаси.
7. Какое новое слово встретилось? Поработайте со словарем.
4. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
- Как вы понимаете слова Аристотеля: « Чтобы разбудить совесть
негодяя, надо дать ему пощечину»?
Задание 2.
- Определите лишнее слово: стыд, раскаяние, искупление, цинизм,
чувство вины, угрызения, сожаление, исповедь.
И объясните свой выбор.
Задание 3.
- Из слов: совесть, угрызение совести, исповедь,- составьте 4-5
предложений, связанных одним сюжетом.
5. Рефлексия.
Ребята, скажите, вы выполнили сегодня поставленные перед собой
цели?
Всегда ли вы поступаете по совести?
6. Домашнее задание.
Описать случай из жизни, когда внутренний голос – «совесть» - вам помог совершить нравственный поступок: защитить, спасти, утешить.
7. Рекомендуемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".
Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...
Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".
Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон"....
Конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Основы православия" по теме "Дорогами подвига и святости" 4 класс
Дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века.Углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новому...
Конспект занятия по ОРКСЭ "Самая главная встреча"
Занятие по модулю ОПК...