Семейные праздники
методическая разработка по орксэ (2 класс) на тему

Бухарова Людмила Ивановна

Расширение представлений о понятии «семейные праздники»

Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности

Познакомить учащихся с семейными традициями и праздниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_po_orkse_buharova_l.i.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бухарова  Людмила Ивановна

Район

Дзержинск

Место работы

МБОУ «Средняя школа № 16»

Должность

Зам.директора, учитель ОРКСЭ

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Планета знаний

Тема урока

Семейные праздники

Тип урока

комбинированный

Цель, задачи

Расширение представлений о понятии «семейные праздники»

Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности

Познакмить учащихся с семейными традициями и праздниками

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, презентация

Дидактическое обеспечение

Учебник, репродукция картины  «Праздник Светлой Пасхи»  Маковского А.В.,  

Книга «Русский дом»

Мультфильм «День рождения бабушки»

О.Бундур « Воскресенье»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  •  Формирование у учащихся отношения  и ценности к семейным праздникам, традициям. Поддерживать дружеское взаимоотношение в семье, умение планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.
  • предметные
  • ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях;  развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Работа в группах

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник, Презентация

Дополнительная

репродукция картины  «Праздник Светлой Пасхи»  Маковского А.В.,

 Книга «Русский дом»

Мультфильм «День рождения бабушки»

О.Бундур « Воскресенье»

Слдоварь Ожегова

Интернет-ресурсы

- Издательство «Просвещение http:// www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx.

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Разгадайте кроссворд.

1. Кровные родственники, связанные общностью быта, отношениями, основанными на взаимной ответственности, понимании и любви. 2. От чего зависит выбор одежды с точки зрения этикета? 3. Основа этикета. 4. Совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей, включающая в себя  предметы человеческого труда, а также представления, идеи, традиции, нормы и правила поведения.  5.Правила хорошего поведения.  6. Одно из требований к речи согласно этикету.  7. Множество обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение в семье,   что поддерживает ее  единство.

Ответы: 1.Семья. 2. Уместность. 3. Уважение. 4. Культура. 5. Этикет  6. Вежливость. 7. Семейные традиции.

Познавательные УУД: овладение

мыслительными

действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Вопросы для начала разговора с учащимися:

Какие вы знаете семейные традиции?

- Подумайте, о каких семейных традициях мы  будем говорить на уроке сегодня?

- Практически в каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.  

Ответы детей

(свадьба, похороны, Пасха, Троица, Рождество…)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Вопросы для обсуждения:  Что такое праздник и как они появились?

Какие бывают праздники?

Какие современные праздники знают?

На какие группы можно разделить праздники? (семейные, государственные и общественные)

Работа со словарем

Запись в тетрадь в таблицу по 3 - 5 праздников

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Рассказ о существующих праздниках и их традициях, о праздновании каждого из них. Как отмечают  одни и те же праздники в разных странах.

Семейные традиции и их отличие от праздников.

Слушают рассказ учителя, просматривают презентацию, задают интересующие их вопросы

Ответы детей о традициях, сопоставление их с праздниками.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Мы рассмотрели зачем нужны семейные праздники,  что это такое, настало время обсудить как это сделать. Как провести семейный праздник?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть  мультфильм «День рождения бабушки». 

- С чего начинается мультфильм?  

- Следовательно, празднику предшествует подготовка.

- Что готовили бабушка и ее внук?    

-  Трудно ли было мальчику подобрать подарок ля бабушки? Почему? Хороший подарок получила бабушка от внука? От других гостей?

- И вот наступил праздник. Как он проходил?  

- Танцы были запланированы? Как еще можно было веселиться?

- Как было украшено помещение? Как еще можно украсить праздник?

- Как вы думаете, всем ли понравился этот день рождения?  

Работа в парах: сделаем выводы и оформим в виде схемы.

Семейный праздник состоит из трех этапов. На первом этапе нужно подготовить подарок, сценарий праздника, угощение и украшение места, где будет проводиться мероприятие. Второй этап – проведение праздника по сценарию. Третий этап – подведение итогов.

Просмотр фрагмента мультфильма

Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

что такое подарок? Что такое сюрприз?  В чем отличие?

Работа со словарем

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Какие подарки принято дарить на:

8 Марта, День учителя, Пасха?

Работа с репродукцией А.В.Маковский «Праздник Светлой Пасхи»

-Что изображено?

-Что находится на столе?

-Как у вас проходит Пасха?

-Что обычно есть на столе?

Работа в группах :дайте советы и рекомендации по каждому пункту подготовительного этапа, по проведению праздника и этапу подведения итогов, запишите их.

1 группа - обсуждает угощение и подарки, 2 – украшение и проведение праздника, 3 – сценарий и подведение итогов.

Ответы детей

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Работа со стихотворением О.Бундура «Воскресенье»

Работа в группах: Составление правил поведения на празднике

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение; рефлексия.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Работа с пословицами в группе: Прочитайте и объясните смысл.

«Каковы гости – таков и праздник!»;

«Всякая душа празднику рада»;

«Нет праздников, которые не кончались бы»;

«Для ленивца каждый день праздник»

 

Домашнее задание:(на выбор)

приготовить  презентацию  «Праздники в моей семье»

Рисунки «Праздники моей семьи»

Объясняют смысл предложенных пословиц

(возможно предложат свои пословицы)

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника Семейного праздника

Сценарий семейного праздника. Данный  сценарий содержит инсценировку  по теме "Воспитание  в семье", стихи, песни и музыкальное сопровождение....

Сценарий семейного праздника «Праздник дружной семьи»

Семейный праздник в 3 классе. Цель: сплочение коллектива детей и родителей.Задачи: воспитание у ребят чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; развитие семейн...

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА – СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК

знакомство с православными праздниками (Рождество)...

Сценарий праздника "Семейные праздники" 4 класс

Сценарий праздика можно использовать на внеклассных мероприятиях,классных часах,на уроках ОРКСЭ...

"Праздник Рождества - семейный праздник"

"Праздник Рождества - семейный праздник".Цель. познакомить с историей возникновения праздника Рождества ;Задачи: расширить духовный мир детей; создать  атмосферу праздника Рождества Христова....

Праздник хлеба. Семейный праздник в классе.

На родительском собрании были отмечены некоторые ребята нашего класса, которые за обедом с аппетитом кушали  хлеб, брали по несколько кусочков с собой, а остатки скармливали птицам...Тогда решили...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....