Методическая копилка учителя ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Конспекты уроков, нормативные документы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kak_hristianstvo_prishlo_na_rus.docx | 35.96 КБ |
urok_po_teme_podvig.docx | 19.24 КБ |
urok_10_orkse_sovest_i_raskayanie.docx | 33.71 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_prepodavaniyu_orkse_v_2015-2016.pdf | 193.14 КБ |
ktp_po_orkse.docx | 70.17 КБ |
annotatsiya_k_rabochey_programme_po_orkse_4_klass.docx | 15.77 КБ |
urok_pravoslavnaya_molitva.docx | 20.47 КБ |
urok_otnoshenie_hristianina_k_prirode.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Тема урока: «Как христианство пришло на Русь»
Урок разработала учитель начальных классов и ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 19 Красноармейского района, станицы Марьянской
Батурина Ольга Алексеевна
Ст. Марьянская
2015 год
Технологическая карта | |
Тип урока | Урок введения нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностный |
Тема урока | Как христианство пришло на Русь |
Цель, задачи | Цели урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры. Задачи:
Планируемые результаты
II. Метапредметные
III. Предметные
|
Основные термины, понятия | Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души |
Оборудование и инструментарий | Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация |
Планируемые результаты урока | Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности. |
Формы работы | Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Тема урока: «Подвиг»
Цель урока: Построить мотивацию, изучение нового и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига. Появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Ключевые понятия: подвиг, жертва, подвижник.
Ход урока
- ОНУ
- Повторение пройденного материала. Беседа
- Кто крестил Русь?
- В каком веке это событие произошло?
- Опишите, как князь Владимир пришел к христианской вере?
- До крещения Русь, была какой?
- Сколько лет назад крестился князь Владимир? Сколько лет русской православной культуре?
- Какое имя и почему народ дал князю Владимиру?
- Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?
- Выявление восприятия, мотивации
Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания, и вы узнаете тему нашего урока.
650 - 420 | 327 + 463 | 200 : 10 | 50 * 8 | 48 + 12 | 99 - 18 |
В | Г | П | И | О | Д |
Ответ: | |||||
20 | 60 | 81 | 230 | 400 | 790 |
П | О | Д | В | И | Г |
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ:
- Посмотрите на тему урока. Как вы понимаете смысл этого слова?
- Что об этом говорят слова Даля и Ожегова?
(Дети ищут информацию в словарях самостоятельно и записывают определение слова подвиг у себя на листочках)
Просмотр видеофильма по стихотворению В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»
- Ребята, о чем это стихотворение?
- Можете ли вы привести примеры литературных произведений, в которых говорится о подвигах людей? (Л.Кассиль «У классной доски», А.Твардовский «Рассказ танкиста» и т.д. )
- Может ли подвиг быть ежедневной составляющей в жизни человека?
Решите для себя тест. Аргументируйте свое мнение:
ПОДВИГ – это:
- то, что требует напряжения воли;
- преодоление эгоизма и корысти;
- дар другому человеку или целому народу, человечеству;
- жертва человека во имя добра и справедливости.
Продолжение мотивационной работы – беседа:
1. В Евангелии есть слова Христа: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Это призыв а) не делать добро напоказ и б) жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости. Знакомы ли вам такие спонтанно-добрые, по хорошему безрассудные поступки?
2. А если все же какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах. Как можно отодвинуть этот скулящий комок и шагнуть туда, куда направляет совесть?
III. Объяснение нового материала
Чтение текста в учебнике, анализ прочитанного.
Исследовательская работа с текстом
Опережающее задание
- Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.
- Давайте заполним схему на листочке.
- Что же такое подвиг? Каким он может быть?
Подвиг - ради себя
- жертва ради другого человека
- жертва Богу
- Ребята, а кто такой подвижник? (запишите)
Рассказ подготовленных учащихся о подвиге Александра Матросова
- Ребята, только ли известные всем Герои совершали подвиги в годы ВОВ? (Нет, и в наших семьях тоже есть Герои)
Рассказы учащихся о своих прадедушках и прабабушках, которые участвовали в Великой Отечественной войне
- Смогли бы вы, ребята, совершить подвиг?
- Как вы думаете, легко это сделать или все-таки трудно?
Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:
1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
2. Слово «подвиг» связано только с военным временем?
3. Объясните слово «подвижник».
3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
4. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы, наконец?
5. Работа с материалом ВРЕЗКИ в учебнике. Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ
- Почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?
- На фоне музыки учитель читает стихотворение Алексея Хомякова «Подвиг»
Подвиг |
Подвиг есть и в сраженьи, Если сердце заныло Есть у подвига крылья, |
- Рефлексия
- Ребята, что сегодня на уроке вас впечатлило?
- Что унесете с собой домой?
- О чём расскажите своим родителям?
- Вам было комфортно или нет? Если нет, объясните, почему?
- Покажите смайлик, который сегодня вам ближе.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Урок разработала учитель начальных классов и ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 19 Красноармейского района, станицы Марьянской
Батурина Ольга Алексеевна
Технологическая карта | |
Тип урока | Урок введения нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностный |
Тема урока | Совесть и раскаяние |
Цель, задачи | Цель: Раскрыть перед учащимися суть нравственных категорий «совесть» ,«раскаяние» и помочь детям утвердиться в мысли о том, самое главное в жизни – это жить в ладу со своей совестью. Дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека. 1. Личностные результаты: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», осознать разницу между покаянием и признанием ошибки. 2. Метапредметные результаты: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре, усвоить влияние покаяния на состояние совести. 3.Предметные результаты: познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека, научить задумываться над тем, что есть такое «добро», а что – «зло»: в православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога, а зло – это то, что удаляет от этих добрых целей |
Основные термины, понятия | Добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы. |
Оборудование и инструментарий | Компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, Презентация с использованием электронного приложения к учебнику А.Кураева по ОПК курса ОРКСЭ; рабочие тетради, папки с творческими заданиями, ваза с цветами. Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация |
Планируемые результаты урока | Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оборудование |
Приветствие. Готовность к уроку. Эмоциональный настрой. | Ребята ,какие вы у меня сегодня красивые аккуратные, с весёлым блеском в глазах, похожие на эту ромашку/в руках учителя любая головка от цветка/ | Приветствуют учителя. Улыбаются, задумались. Внимательно смотрят. | На партах все принадлежности к уроку: учебники, тетради, ручки, карандаши, папки творческих работ. На столе учителя ваза с цветами. |
| - Вам нравится этот цветок? - А что в нём есть такое, что привлекает ваше внимание? А теперь эти признаки перенесите на себя. Это ВЫ такие красивые, Это ВЫ такие привлекательные, Это ВЫ такие умные, Это с вами приятно общаться Это у вас хорошее воспитание благодаря вашим родителям и семейным традициям. Но что с вами происходит. если вы начинаете /учитель отрывает постепенно лепестки от цветка/ - хамить взрослым, - грубить учителям, - ссориться с товарищами, - обижать животных, - не учить уроки. - не слушать родителей - Вы остались такими же привлекательными и красивыми? | -Да. - Красивый, яркий, нарядный, привлекательный, с приятным ароматом, напоминает о красоте Божьего мира. По внешнему виду детей стало заметно желание соответствовать услышанному - Нет, наоборот, безобразными, некрасивыми | В руках у учителя остаётся уродливая, невзрачная серединка от цветка |
|
- Как добро воздействует на душу человека? - А сделав зло? /подвести к тому, чтобы дети заменили слово «зло» словом «грех», так как это слово чаще используется христианами/. - К тому же нарушаются заповеди. А заповеди, как вы знаете – это нравственный закон. - А ты его ударил. - А ты ослушался, не помог убраться в доме, не уступил старушке место в автобусе, не перевёл старика через дорогу, не захотел исправить «двойку». - А кто дал эти заповеди? - Значит, грех был против кого совершён? - От содеянного хорошо ли будет на душе? - Долго ли можно находиться в таком состоянии? - Верно. А что же будет мучить человека? - А как стать человеку прежним и вернуться к добру? Возможно ли это? Что он должен сделать? - Какой союз можно поставить между словами СОВЕСТЬ РАСКАЯНИЕ? - Так как буде звучать тема нашего урока? | - Он становится красивым, приятным для окружающих и т.д. - Добро облагораживает душу человека. -Когда человек совершает грех, он становится раздражительным, гневливым, некрасивым, недоброжелательным, непривлекательным. - Возлюби ближнего своего, как самого себя. - Почитай отца и мать своих, будешь долголетен на земле. - Моисей принёс на скрижалях от Бога с горы Сенай. - Против Бога. - Нет, она будет болеть и томиться, хотя тело будет здоровое. - Нет, ты весь измучаешься. -У тебя не будет аппетита, настроения - У тебя не будет желания играть. - Слушать музыку. - Глаза будут грустными. - В них будут слёзы и скорбь. - СОВЕСТЬ. - Исправиться. - Поставить свечку в храме. - Попросить прощения. - Покаяться. - Раскаяться. - Подходит только союз И. - СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ. | Учитель на доске демонстрирует начерченную схему Учитель на доске пишет слово СОВЕСТЬ. Подвести детей к ответу о раскаянии Учитель пишет на доске слово РАСКАЯНИЕ. Дописывает союз И. Записывают в тетрадь. |
| - Проанализируйте свои ответы, глядя на схему, и ответьте на вопрос: «Какие две работы выполняет совесть?» «Какие шаги в покаянии вы можете назвать» | ||
| Пытаются ответить, но не получается. | ||
| - Откройте учебник на стр.37-39 и найдите ответы. | Как должен поступить человек? Как исправиться? | Работа с текстом учебника в группах. |
| - Давайте просмотрим мультфильм «Возвращение блудного сына», в котором показан путь героя от себялюбия и самовосхваления к пониманию важности семейных ценностей через совесть и раскаяние. Учимся не просто смотреть, но и мысленно анализировать поступки героя, отмечать, что он сделал правильно, а что нет, - почему он так поступил, - какие причины его к этому толкнули, | Проектор, экран, компьютер,DVDдиск с записью мультфильма «Возвращение блудного сына» | |
| - Просмотрели м/ф, а теперь немного разомнёмся, но в тон нашему религиозному герою, имя которого - Как живёшь? - Как плывёшь? - Как бежишь? - Как ты спишь? - А как шумишь? | - Иосиф. Дети показывают большой палец вверх. Плавательные движения рук. Бег на месте. Наклонив голову, прислоняют сложенные ладошки к щеке. Создают небольшой шум в классе. | На слова учителя дети выполняют движения. Разминку можно повторить. |
| Учитель раздаёт каждой команде конверт с одинаковым набором слов. | Первая группа детей выбирает слова, характеризующие добрые качества героя мультфильма. Вторая группа выбирает слова, характеризующие грехи героя. Третья группа выбирает слова, которые характеризуют качества характера, отсутствие которых стало преградой на пути к цели нашего героя. | Работа в группах. Карточки со словами /работящий, любящий животных, любящий семью, желающий разбогатеть, щедрый,/ /ропот, непослушание, обман, гордыня, самонадеянность, самолюбование, тщеславие, расточительность, невнимание к нищим,/ /мудрость, самостоятельность, самодисциплина, настойчивость, неразборчивость в друзьях, подверженность соблазну, /учебник. |
| Учитель направляет. | Дети зачитывают ответы, обосновывая свой выбор, а потом записывают их в тетрадь. | Выведение правильных ответов на экран |
| Учитель предлагает ученикам выбрать из трёх цитат учебника одну, которая, по их мнению, подводит итог урока. | Дети в группах думают, советуются, обсуждают и озвучивают свой выбор. | На сайд выводятся три цитаты из учебника « Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Всё, что она говорит, сделай – и найдёшь пользу.» /Святой Марк Подвижник/ «Дверь покаяния всегда открыта, и неизвестно, кто прежде войдёт в неё,- ты ли, осуждающий, или осуждаемой тобою.» / Святой Серафим Саровский/ «Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою до слёз. Но после таких слёз приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны» /отрывок из текста учебника |
Учитель просит связать со своим «Я» содержание урока. - После нашего урока, что каждый из вас хотел бы исправить в себе и раскаяться. | Демонстрация слайда со словами - Буду стараться…. - Постараюсь исправиться… - Надеюсь помириться… - Хочу научиться владеть своими… | ||
| Учитель предлагает до следующего урока провести пресс-конференцию с членами семьи по теме «Совесть и раскаяние». У кого есть желание, может в электронном виде предоставить фотографии. Работой можно пополнить своё портфолио. | На основе двух-трёх фотографий можно сделать фотоотчёт или презентацию с комментариями/ по желанию семьи/ | Показать образец фотоотчёта или презентации, разработанных учениками прошлых лет |
| -Молодцы ребята! Вы хорошо поработали: были дружными активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности в виде красивого цветка из этой вазы. | Выходя из класса, каждый ученик берёт понравившийся цветок. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование модуль основы православной культуры 4 класс
№ п/п | Дата План/ факт |
Тема урока Тип урока |
Элемент содержания
|
Планируемые результаты |
КОД | |||
Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты | Вид | Форма | |||||
Научится | Получит возможность научиться | |||||||
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч.) | ||||||||
1 | Россия - наша Родина. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государствен- ные символы. | узнавать государственную символику РФ, проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре. | понимать и принимать нравственные цен-ности: Отечество,долг, нравственность, миро-любие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | ЛУУД: формировать основы российской гражданской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину. РУУД: осознавать этапы организации учебной работы. | В | УО В | |
Блок №2 Основы православной культуры - часть 1 (16 часов) | ||||||||
2 | Культура и религия. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Духовный мир человека. Культурные традиции и их сущность. Основы духовной традиции православия. | самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | понимать значение культуры и религии и в выстраивании кон-структивных отноше-ний в обществе. | РУУД: овладевать спо-собностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. ПУУД: овладевать логическими действии-ями сравнения, установ-ления аналогий и при-чинно- следственных связей, построений рассуждений. КУУД: адекватно вос-принимать и передавать информацию в заданном формате. Строить моно-логическое высказыва-ние, владеть диалоги-ческой формой комму-никации | ТК | УО | |
3 | Человек и бог в православии. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Понятие – православный человек. Основные понятия православной культуры. Сущность православия. | передавать главное из прочитанного и прослу-шанного текста. осуществлять запись выборочной информа- ции по заданной теме. | понимать и принимать первоначальные пред-ставления о рели- гииозной культуре. | ТК | УО | ||
4 | Православная молитва. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Виды молитв. Понятие «благодать». Кто такие святые. Молитва «Отче Наш». | отвечать на вопросы различного характера, связанные темой. строить небольшой рас- сказ. | самостоятельно нахо-дить варианты реше-ния учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне. | ТК | УО | ||
5 | Библия и Евангелие. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. | строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучае- -мые объекты с выделе-нием существенных признаков. | преобразовывать практическую задачу в познавательную. | ТК | ПО | ||
6 | Проповедь Христа Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Сущность учения Христа. Нагорная проповедь. О мести, о богатстве, завет Христа. | строить логическое рас-суждение, включающее установление причинно- следственных связей. | понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности в обществе. | РУУД: формировать умение планировать, контролировать и оце-нивать учебные дейст-вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа-ции. КУУД: овладевать на-выками смыслового чтения текстов различ- ных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. ЛУУД: развитие само-стоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравст-венных нормах, социальной справедли-вости. | ТК | УО Ср Сб | |
7 | Христос и его крест. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика Креста. | формулировать соб-ственное мнение и позицию. учитывать другое мнение и позицию, стремиться к коорди-нации различных позиций в сотруд-ничестве. | самостоятельно учи-тывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме. | ТК | ПР Сб | ||
8 | Пасха. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Воскресение Христа. Русская Пасха. Празднование Пасхи. Обычаи Пасхи. | грамотно формулиро-вать вопросы. самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | адекватно восприни-мать и передавать ин-формацию, отражаю-щую содержание и условия коллективной деятельности. | ТК | УО | ||
9 | Православное учение о человеке. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Душа - дар Бога человеку. Образ Божий в человеке. Внутренний мир человека. Болезни души. | Осознавать прочитан-ный и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с нравст-венными нормами, де-лать выводы. | осознанно и произ-вольно строить сооб-щения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение по теме. | ЛУУД: понимать и со-переживать чувствам других людей. РУУД: развивать начальные формы регу-ляции эмоциональных состояний. ПУУД: обобщать све-дения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. КУУД: использовать различные речевые средства, для передачи своих чувств и впечат-лений. | ТК | УО | |
10 | Совесть и раскаяние. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Понятия добро, зло, грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии. | формулировать соб-ственное мнение и позицию. учитывать другое мне-ние и позицию, стреми-ться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ТК | УО | |||
11 | Заповеди. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Десять заповедей Бога. Общие черты у воровства и убийства. Как зависть гасит радость. | строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изуча- емые объекты с выделе-нием существенных признаков. | строить логичекое рас-суждение, включаю-щее установление причинно-следствен-ных связей. | ТК | ПО | ||
12 | Милосердие и сострадание. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Отличие дружбы от милосердия. Милосердие как важнейшая добродетель. Притча о добром самарянине. Кто является для христианина ближним? Милостыня. Отношение христианина к людям. | оценивать характер взаимоотношений лю-дей с позиции развития этических чувств, пони-мания чувств других людей и сопереживания им. | ответственности за себя и своих близких. осознавать ценность человеческой жизни. | КУУД: развивать умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравст-венную отзывчивость. РУУД: использовать речевые средства и средства информацион-но-коммуникативных технологий для решения коммуникатив-ных и познавательных задач. ПУУД: полно и адек-ватно воспринимать художественный и науч-но- познавательный текст. Отбирать, систе-матизировать и фикси-ровать информацию. | ТК | УО Ср Сб | |
13 | Золотое правило этики. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Главное правило человеческих отношений (золотое правило этики). Сущность понятия неосуждение. | передать главное из прочитанного и прослушанного текста. работать со словарём. | ТК | ПР Сб | |||
14 | Храм. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Храм – дом бога. Устройство православного храма (иконостас, царские врата, алтарь). | работать со словарём, схемой. самостоятельно обра-щаться к вопросам, за-даниям учебника и ма-териалам приложения. | осознанно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение по теме. | ТК | УО ВзО | ||
15 | Икона. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Что такое икона. Отличие иконы от картины. Свет иконы. Иконы и молитва. | самостоятельно обра-щаться к вопросам, за-даниям учебника и материалам приложе-ния. | ТК | УО Ср | |||
16 | Творческие работы учащихся. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. | Индивидуальные консультации, сбор материала. | излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. анализировать ответ. | осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятельно- сти на основе осозна-ваемых целей, намечать новые цели. проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе. | ПУУД: уметь осущест-влять информационный поиск для выполнения учебных заданий. РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь дого-вориться о распределе-нии ролей в совместной деятельности. | Ит | Т Пр | |
17 | Творческие работы учащихся. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельно-сти. | Оценка деятельности учащихся | при контроле своей ра- боты уметь обращаться к различным источникам информации. давать оценку и анали-зировать ответ. | Ит | ТР | |||
Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 ч.) | ||||||||
18 | Как христианство пришло на Русь. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Духовный мир человека. История распространения православной культуры. Крещение Руси. Святая Русь. | строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изуча- емые объекты с выделе-нием существенных признаков. | Строить логические рассуждения, включа-ющие установление причинно-следствен-ных связей. личной ответственно-сти за себя и своих близких. | ЛУУД: понимать и сопереживать чувствам других людей. КУУД: сотрудничать с учителем и сверстника-ми. Грамотно формули-ровать вопросы. ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале. | ТК | УО Сб | |
19 | Подвиг. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Сущность понятия подвиг. Жертвенный подвиг. Человеческая жертвенность. Подвижник. | Осознавать прочитан-ный и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с нравст-венными нормами, де-лать выводы. формулировать соб-ственное мнение и позицию. | ТмК | УО СР ВП | |||
20 | Заповеди блаженств. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Нагорная проповедь Христа. Понятия дух, духовность, нищие духом. Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. | формулировать соб-ственное мнение и пози-цию. учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве. | понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности в обществе. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | КУУД: использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечат- лений. РУУД: проявлять инициативу при ответе на вопросы и выпол- нении заданий, под-держивать инициативу других. | ТК | УО | |
21 | Зачем творить добро? Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Золотое правило этики. Характеристика добродетелей: дружелюбие, честность, ответственность, трудолюбие, самоотверженность. Понятие святой и святость. Заповедь академика Д.С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». | грамотно формулиро-вать вопросы. самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложе-ния. | ЛУУД: развивать самос-тоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравст-венных нормах. КУУД: адекватно вос-принимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологичес-кое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. | ТК | УО Сб | ||
22 | Чудо в жизни христианина. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | О Святой Троице. Понятие добродетель и три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь. | отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом. | потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития. | РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь дого-вориться о распределе-нии ролей в совместной деятельности. | ТмК | УО СР Т | |
23 | Православие о Божьем суде. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Притча о Божьем суде. Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. | строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучаемые объекты с выделением существен-ных признаков. | строить логическое рассуждение, включа- ющее установление причинно-следствен- ных связей. | ЛУУД: адекватно оцени- вать собственное поведе- ние и поведение окружающих. КУУД: развивать умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | ТК | УО В | |
24 | Таинство причастия. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Тайная вечеря. Как Христос передал Себя ученикам. Сущность понятия причастия. Христианские таинства. Литургия. | самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения. | проявлять самостоя-ельность и инициатив-ность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подго-товке сообщений. соотносить учебную информацию с соб-ственным опытом и опытом других людей. | ТмК | УО Т | ||
25 | Монастырь. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Сущность понятия монах (монахиня). Главное правило монашеской жизни. Послушание и монашеский обет, постриг монаха. | передать главное из прочитанного и прослушанного текста. работать со схемой-пла-ном. | ЛУУД: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ТК | УО СР В | ||
26 | Отношение христианина к природе. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Что делает человека выше природы. Ответственность человека за сохранение природы. Христианское милосердие. | формулировать собст-венное мнение и пози-цию. учитывать другое мне-ние и позицию, стреми-ться к координации различных позиций в сотрудничестве. | осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранение. | ЛУУД: развивать эсте-тические чувства как регуляторов мораль-ного поведения. КУУД: слушатьсобесед-ника, вести диалог,изла-гать свою точку зрения и оценку события. РУУД: уметь планиро-вать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата. | ТмК | УО СР
| |
27 | Христианская семья. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Значимость и ценность семьи в христианстве. Что такое таинство венчания. | оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им | понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально-ответственного поведения в жизни человека и общества. | ТК | УО В | ||
28 | Защита Отечества. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Справедливая оборонительная война. О святых защитниках Родины Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Ушаков. | ТК | УО К
| ||||
29 | Христианин в труде. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | О первом грехе людей. Заповедь труда. Напрасный труд. | ТмК | УО ВзО | ||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ. Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества. | чувствам гордости за свою Родину, героичес- кое прошлое России, чувствовать эмоцио-нальную сопричаст-ность подвигам и дости-жениям её граждан. | понимать и осознавать ценность нравствен- ности и духовности в человеческой жизни. | ЛУУД: воспитывать доверие и уважение к истории и культуре Отечества. | ТмК | УО Т | |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.) | ||||||||
31 | Подготовка творческих проектов. Комплексное применение знаний и способов деятельности. | Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. | поиск необходимой информации для выполнения заданий. подготовка сообщений и проектов по выбранным темам. вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить допол-нительную информа-цию по теме или проблеме осущест-влять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет. | РУУД: самостоятель- ное создание способов решения проблем творческого и позна-вательного характера. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависи-мости от её результатов. КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь до-говариваться о распре-делении ролей в сов-местной деятельности. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с исполь-зованием справочной и дополнительной лите-ратуры и источников Интернета. Отбирать, систематизировать и фиксировать информа-цию. | ТмК | ТР ПРУ | |
32 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе» Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся | Оценка деятельности учащихся | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | ТмК | П ТР | |||
33 | Выступление обучающихя с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины». Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся | Оценка деятельности учащихся | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебной задачи. проявлять самостоя-тельность и инициа-тивность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подго-товке сообщений. соотносить учебную информацию с соб-ственным опытом и опытом других людей. | ТмК | П ТР | ||
34 | Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащихся | Оценка деятельности учащихся | участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности и семьи. понимать и принимать значение морально от-ветственного поведе-ния в жизни человека и общества. понимать и осознавать ценность нравствен-ности и духовности в человеческой жизни. | ТмК | П ТР | ||
Типы уроков
- Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
- Закрепление знаний и способов деятельности.
- Комплексное применение знаний и способов деятельности.
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
- Коррекция знаний и способов деятельности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
В- входной,
ТК- текущий,
ТмК тематический,
И- итоговый
Формы контроля:
СР- Самостоятельная работа;
УО- Устный опрос;
ПО- Письменный опрос;
СР- Словарная работа;
ВзО- Взаимоопрос;
Т- Тест;
В – Викторины;
ПР- Практическая работа;
К – Кроссворд;
Т – Тест;
ТР- Творческая работа;
П- Проект;
ПРУ- Презентация работ учащихся;
Сб - Сообщение;
АПИ- Анализ произведений искусств.
.
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования базового уровня разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Автор: Данилюк А.Я., составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва, «Просвещение», 2014 г
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Основные задачи:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля должно обеспечить понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества, формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям, знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России, укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к рабочей программе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание учебного курса, тематическое планирование, материально -техническое обеспечение.
Количество часов на изучение данной программы:
4 класс – 34 часа
Учебное обеспечение:
Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4 - 5 класс, Москва, «Просвещение»,2012 г.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Православная молитва»
Опорные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом
Задачи урока:
- Обучающая: создать условия для осмысления учащимися роли молитвы и понимания её многообразия.
- Развивающая: обратить внимание учащихся на характерные особенности церковнославянского языка, способствовать реализации потребности в молитве в различных жизненных ситуациях.
- Воспитательная: способствовать привитию любви к молитве, духовному наследию предков, красоте церковнославянского языка.
Оборудование урока: презентация, отрывки из фильмов, буквы церковнославянской азбуки
Ход урока
- Начало урока.
Объявление темы и цели урока (слайды 2,3).
Вы узнаете:
- Что такое православие
- Что значит слово благодать
- Кто такие святые
- О молитве Отче наш
(слайд 4).
- Вызов.
(слайд 5). Как вы думаете, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?
Вспоминаем, что такое Православие (ортодоксия – правильное учение, правильно славить) и начинаем подводим детей к пониманию слова «молитва».
Слово «славить» происходить от «словить» - «говорить слово». Русский язык очень богат. С его помощью можно выразить все оттенки нашего отношения к предмету.
(слайд 6). Слово «говорить». Предлагаем детям подобрать синонимы к слову «говорить». Возможные варианты: выражать, высказывать, излагать, молвить, произносить, выговаривать, сказывать, рассуждать, утверждать, повторять, разглагольствовать, ораторствовать, проповедовать, гласить, вещать, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать, шептать, мямлить, галдеть.
(щелчок). После того, как дети перечислят синонимы, отражаем некоторые из них на слайде. Предлагаем детям выбрать слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу (порядок выбора – просить, славить, благодарить, молить – выбирать последним (так настроена анимация)).
(щелчок). Наши предки из всех слов, которые применимы для обозначения обращения к Богу, выбрали слово «молить» - «молиться».
(слайд 7). Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».
(вопрос) А как вы думаете, что мы приносим в дар Господу за его благодеяния? Наше чистое сердце и наши добрые дела.
- Осмысление. (Реализация)
(слайд 8). Итак, слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться.
Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Но, становясь мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.
Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость
(слайд 9) У православных людей есть молитвы трех видов: просительные, благодарственные и хвалебные.( Прилагаются звуковые файлы)
Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
(Просмотр двух отрывков из фильмов)
(слайд 10). Фрагмент иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших»
Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.
Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через Свою благодать. Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя их к святости. Поэтому для православных слова и поступки святых христиан очень значимы. Действия Божией благодати, воплощенные в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых вместе называются православное Предание (слово предание в русском языке означает то же самое что слово традиция в латыни).
Встреча Бога с человеком происходит в сердце человека. То есть Бог смотрит на то, что в сердце, а не на слова.
Для кого же мы мысленно или вслух произносим молитвы? Творим поклоны? Для себя.
- Рефлексия.
О молитве «Отче наш»
- Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».
- Согласен ли ты с мыслью о том, что по тому, о чём человека молит Господа, можно многое понять о человеке?
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Цели: привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности. Сделать очевидным христианское происхождение проблемы. Сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.
Задачи урока:
- освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;
- осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.
Ключевые слова: ответственность, экология, ковчег
Оборудование: презентация, учебник, листочки для выполнения творческого задания.
Ход урока
I ОНУ
Эмоциональный настрой на урок
II Введение в новую тему
Предварительная беседа
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
- Давайте попробуем понять значение слова «ответственность», разобрав его.
- Найдите толкование этого слова в разных словарях (ученики самостоятельно ищут сведения)
- Какое другое слово вы можете здесь выделить? (Слово «ответ»)
- Что оно обозначает? (Изначально это слово означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался.) А «отвечать» означало «говорить в защиту, защищать, защищаться».И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют ответчиком.
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.
Привлечь к ответственности – заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки.)
- Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (Перед Богом, перед людьми и перед самим собой, перед своей совестью. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.)
- Вспомните произведение Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Какие слова из его произведения говорят об ответственности? ( «Мы в ОТВЕТЕ за тех, кого приручили».)
-Что автор хотел этим сказать? (Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься. И человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.)
- Ребята, а какие стихотворения вы знаете о бережном отношении человека к животным?
Всех не обогреешь, не прокормишь…
Не спасешь и не укроешь от беды…
Что ж, логично… только на секунду
Вдруг представь, что эта кроха – ты…
-Так как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Будем говорить об ответственности, об отношениях)
- Ребята, а возможны бы были любые отношения между людьми, если бы не было нашей планеты, нашего дома, окружающих нас людей, животных и целого мира?
-Мы любим свой дом, свою семью, своих друзей. А защищаем ли мы их? (Да)
- Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.
- Что же вы сегодня узнаете? Давайте составим план нашего урока.
1. Что делает человека выше природы
2. Какую ответственность несет человек за сохранение природы
- Чтобы разобраться в этих вопросах подумайте, почему еще человек должен беречь и приукрашать окружающий мир? (Потому что задача человека не только самому достичь блаженства в соединении с Богом, но и через себя привести к Богу весь мир в вечную жизнь.)
- А такая ли на самом обстановка в окружающем нас мире? (Вместо того, чтобы беречь, человек уничтожает окружающий мир, хоты сам является его частью)
- Прочитайте, что по этой теме говорится в учебнике
Самостоятельное чтение информаций в учебнике
Анализ текста и выполнение заданий на листочках
- Ребята, о каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
- Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?
- Вам знакомо слово «экологический кризис»? Объясните, что это?
(«Эко» – это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание.
«Кризис»– это тоже греческое слово и в переводе оно означает «суд»И человек и окружающий мир – это Божье творение. Следовательно, экологический кризис – это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы.
- Ребята, а знакомы ли вам библейские истории. Скажите, был ли наказан человек за свое отношение к природе?
Библейская история. Всемирный потоп
Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища.
III Закрепление
- Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
- Ребята, можно ли уберечь наш мир от беды? Как, объясните.
- Как вы считаете, экономное потребление вещей с вашей стороны будет ли считаться бережным отношением к окружающему миру? (Да, потому что экономия – это бережливость, благоустроенность хозяйства.)
- Что еще вы можете делать для сохранения окружающего мира?
- И сейчас я предлагаю каждому из вас составить условные знаки, что надо делать, чтобы защитить, спасти природу. (Самостоятельная работа на листочках) (Во время выполнения заданий дети слушают музыку)
После выполнения заданий, ребята озвучивают свои условные знаки и располагают их на доске.
- Ребята, какой вывод с вами сделаем по теме нашего урока?
(Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».)
- В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у вас домашние питомцы и, какие у вас обязанности перед ними?
IV Рефлексия
- Скажите, что вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам уже было знакомо?
- Для чего авторы учебника включили эту тему для изучения на уроке ОРКСЭ?
- Покажите смайлик того цвета, какое у вас сейчас настроение.
- И закончить наш урок я хочу песней «Наша с тобой земля».
- Всем спасибо, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работаем по ФГОС (в методическую копилку учителю)
Информационная компетентность младших школьников.Выступление на августовской районной конференции....
Методическая копилка учителя
в помощь учителю...
Методическая копилка учителя
в помощь учителю...
Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы
Разработки уроков по внеклассной деятельности...
Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы
Рабочие прогаммы по предметам...
Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы
Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может л...
Методическая копилка учителя 1-4
Задания на каникула 1 класс...