"Моя Родина - Россия"
план-конспект занятия (1, 2 класс) по теме
внеурочное занятие по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_-_rossiya.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
"Моя Родина - Россия"
Цель: познакомить с понятиями "Родина", "Отечество", "держава"
Задачи урока: формировать основы логически корректного мышления(сравнение, обобщение, умение выносить свои суждения, делать простые умозаключения); формировать представление о родственных отношениях, о красоте, богатстве России; формировать потребность в исследовательской деятельности.
УУД:
Личностные: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.
Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Ход урока
1. Организационный момент
2. Создание ситуации успеха
-Прочитайте слова: родня, родные, родственники
-Объясните смысл этих слов. Что связывает их между собой? (ответы детей фиксируются на доске)
-Все, что вы назвали - это признаки, по которым можно определить, являются ли люди родственниками.
-Назовите, кого вы считаете родственниками (составление кластера)
-Вот какую большую родственную цепочку вы построили.
3. Создание проблемной ситуации
Учитель вписывает в список еще "самого близкого друга"
-Можно ли дописать его? Почему? (ответы детей разные, но все должны быть обоснованы)
4. Постановка проблемы
-С какой проблемой мы столкнулись? По какому вопросу затрудняемся договориться? Найти общий ответ?
Совместно формируемая проблема: какие люди являются друг для друга родственниками? По каким признакам мы можем определить родственные отношения?
5. Выдвижение гипотез
-Чем мы пользовались для определения? (нашими знаниями о родственниках)
-Что мешает нам всем определить одинаково, кто является друг для друга родственником?
6. Составление плана работы
-Так что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос правильно?
1)проверить, все ли признаки родственников мы с вами назвали;
2)проверить, все ли из названных признаков обязательны для установления родства.
7. Решение проблемы
Предложить детям начать работу со второго вопроса.
Работа в парах - в результате совместного обсуждения заполняется таблица
Родственник | Общие предки | Общее жилище и предметы | Забота друг о друге | Ответственность друг перед другом | Общая фамилия |
Мама | + | + | + | + | + |
Папа | |||||
Дедушка | |||||
Бабушка | |||||
И др. |
Далее выясняем, какие признаки родственных отношений являются обязательными, главными для определения родства.
Вывод: для всех родственных пар общим является то, что у них общие предки. Значит, этот признак является основным для определения родства.
-По-другому предков можно назвать прародителями.Чем прародители отличаются от родителей?
Составляем общую схему - цепочку родства.
-Это дерево "родственников". Его еще называют генеалогическим или "родословной".
-Почему говорят "кровная связь", "кровное родство" ?
-Докажите, пользуясь таблицей, является ли родственником лучший друг?
-Есть выражение "духовная связь", "духовное родство". Как вы понимаете это выражение? Докажите свою мысль, пользуясь таблицей.
8. Закрепление
Работа с "Толковым словарем".
-Прочитайте и сравните определения "родина" и "Отечество". Какие родственные слова помогут объяснить значение этих слов?
Родина - это место, где человек родился, где живет его род.
-Каким словом можно заменить слово "родина" и "Отечество"? (страна, отчизна, государство, держава)
-А как вы понимаете сочетание "малая родина"?
-Какое из приведенных выражений вы считаете неудачным? Почему?
Моя родина - Россия.
Моя родина - Геленджик.
Мое отечество - Россия.
Мое отечество - Геленджик.
Вывод: слово "родина" можно употреблять как в значении "страна", так и в значении "малая родина". Слова "Отечество", "Отчизна "держава" можно употреблять только в значении "страна".
Чтение текста К. Ушинского "Наше Отечество".
-Что общего в словах "Родина" и "Отечество"?
-Чем различаются эти слова?
-Ушинский называет Россию Родиной и Отечеством. Но еще автор называет ее матушкой. Почему?
9. Итог.
-Что нам стало известно? (обращаемся к кластеру и таблице)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
Символы России (материалы к проведению занятия по теме "Моя Родина - Россия"
Материалы к проведению занятия или урока по теме: "Моя Родина - Россия"...
Презентация к проекту по окружающему миру в 4 классе по теме "Моя Родина - Россия. Республика Карачаево-Черкессия" УМК "Школа России"
Презентация к проекту....
Наша Родина - Россия. Символы России
Презентация "Наша Родина - Россия"...
Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"
Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края; формировать нравственно-эстетиче...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»
Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...
Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...