"Моя Родина - Россия"
план-конспект занятия (1, 2 класс) по теме

Пяткова Надежда Ивановна

внеурочное занятие по духовно-нравственному воспитанию  для 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_rossiya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

"Моя Родина - Россия"

Цель: познакомить с понятиями "Родина", "Отечество", "держава"

Задачи урока: формировать основы логически корректного мышления(сравнение, обобщение, умение выносить свои суждения, делать простые умозаключения); формировать представление о родственных отношениях, о красоте, богатстве России; формировать потребность в исследовательской деятельности.

УУД:

Личностные: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание ситуации успеха

-Прочитайте слова: родня, родные, родственники

-Объясните смысл этих слов. Что связывает их между собой? (ответы детей фиксируются на доске)

-Все, что вы назвали - это признаки, по которым можно определить, являются ли люди родственниками.

-Назовите, кого вы считаете родственниками (составление кластера)

-Вот какую большую родственную цепочку вы построили.

3. Создание проблемной ситуации

Учитель вписывает в список еще "самого близкого друга"

-Можно ли дописать его? Почему? (ответы детей разные, но все должны быть обоснованы)

4. Постановка проблемы

-С какой проблемой мы столкнулись? По какому вопросу затрудняемся договориться? Найти общий ответ?

Совместно формируемая проблема: какие люди являются друг для друга родственниками? По каким признакам мы можем определить родственные отношения?

5. Выдвижение гипотез

-Чем мы пользовались для определения? (нашими знаниями о родственниках)

-Что мешает нам всем определить одинаково, кто является друг для друга родственником?

6. Составление плана работы

-Так что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос правильно?

1)проверить, все ли признаки родственников мы с вами назвали;

2)проверить, все ли из названных признаков обязательны для установления родства.

7. Решение проблемы

Предложить детям начать работу со второго вопроса.

Работа в парах - в результате совместного обсуждения заполняется таблица

Родственник

Общие предки

Общее жилище и предметы

Забота друг о друге

Ответственность друг перед другом

Общая фамилия

Мама

+

+

+

+

+

Папа

Дедушка

Бабушка

И др.

Далее выясняем, какие признаки родственных отношений являются обязательными, главными для определения родства.

Вывод: для всех родственных пар общим является то, что у них общие предки. Значит, этот признак является основным для определения родства.

-По-другому предков можно назвать прародителями.Чем прародители отличаются от родителей?

Составляем общую схему - цепочку родства.

-Это дерево "родственников". Его еще называют генеалогическим или "родословной".

-Почему говорят "кровная связь", "кровное родство" ?

-Докажите, пользуясь таблицей, является ли родственником лучший друг?

-Есть выражение "духовная связь", "духовное родство". Как вы понимаете это выражение? Докажите свою мысль, пользуясь таблицей.

8. Закрепление

Работа с "Толковым словарем".

-Прочитайте и сравните определения "родина" и "Отечество". Какие родственные слова помогут объяснить значение этих слов?

Родина - это место, где человек родился, где живет его род.

-Каким словом можно заменить слово "родина" и "Отечество"? (страна, отчизна, государство, держава)

-А как вы понимаете сочетание "малая родина"?

-Какое из приведенных выражений вы считаете неудачным? Почему?

Моя родина - Россия.

Моя родина - Геленджик.

Мое отечество - Россия.

Мое отечество - Геленджик.

Вывод: слово "родина" можно употреблять как в значении "страна", так и в значении "малая родина". Слова "Отечество", "Отчизна "держава" можно употреблять только в значении "страна".

Чтение текста К. Ушинского "Наше Отечество".

-Что общего в словах "Родина" и "Отечество"?

-Чем различаются эти слова?

-Ушинский называет Россию Родиной и Отечеством. Но еще автор называет ее матушкой. Почему?

9. Итог.

-Что нам стало известно? (обращаемся к кластеру и таблице)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Символы России (материалы к проведению занятия по теме "Моя Родина - Россия"

Материалы к проведению занятия или урока по теме: "Моя   Родина - Россия"...

Наша Родина - Россия. Символы России

Презентация "Наша Родина - Россия"...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»

Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...

Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...