Рабочая программа по опк 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В образовательном учреждении МБОУ «Иваньково-Ленинская ООШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_opk.docx | 225.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики”
Модуль «Основы православной культуры»
в 4 классе
(ФГОС)
Срок реализации программы:
2015-2016 учебный год
Составила: Плоткина Марина Алексеевна
учитель начальных классов
Иваньково-Ленино
2015
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
- Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010
- Учебный план МБОУ «Иваньково-Ленинская основная общеобразовательная школа»
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В образовательном учреждении МБОУ «Иваньково-Ленинская ООШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Раздел 2.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной культуры;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
- Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
- Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный контроль (контроль учителем):
- устный опрос,
-домашняя работа (поисковая, творческая),
- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
Раздел 3. Описание места учебного предмета
Учебный план для преподавания предмета «Основы православной культуры» выделяет 1 час в неделю. Соответственно по программе 35 часов (35 недель по 1 часу).
Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основы религиозных культур и светской этики(Основы православной культуры)
Планируемые результаты по учебному модулю
«Основы православной культуры»
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2 | Основы православной культуры | 28 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 6 |
Итого | 35 |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы православной культуры. (28 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Тематическое планирование
Содержание | Основные виды деятельности |
Россия - наша Родина | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Повторяют основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы |
Культура и религия | Изучают основы духовной традиции православия Работают с источниками информации, выполняют творческие задания, Проводят исследовательскую работу с текстом |
Отношение Бога и человека в православии | Составляют устный рассказ на тему, работают с иллюстративным материалом |
Православная молитва | Изучают основы духовной традиции православия Составляют устный рассказ на тему; заполняют таблицы; работают с иллюстративным материалом |
Библия и Евангелие | Дают определение основных понятий православной культуры Отвечают на вопросы, дополняют задания учебника своими вопросами и заданиями |
Проповедь Христа | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей . Читают статью учебника, находят ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания». |
Христос и Его Крест | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Комментированное чтение, составляют устный рассказ на тему. |
Пасха | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Практическая работа: изготовление поделки «Петушок». Работают с иллюстративным материалом. |
Православное учение о человеке | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Совесть и раскаяние | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Заповеди | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Милосердие и сострадание | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Золотое правило этики | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Храм | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знакомятся с устройством храма по иллюстрациям работа с иллюстративным материалом |
Икона | Комментированное чтение, устный рассказ на тему |
Творческие работы учащихся | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
Подведение итогов | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
Как христианство пришло на Русь | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России |
Подвиг | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной Сочинение «Возможен ли подвиг в мирное время?» |
Заповеди блаженства | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной. Сочинение «Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»? |
Зачем творить добро? | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной |
Чудо в жизни христианина | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной. Работают с источниками информации, самостоятельно заполняют таблицы |
Православие в Божием суде | Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной |
Таинство Причастия | Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций. |
Монастырь | Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций. |
Отношение христианина к природе | Учатся приводить примеры явлений православной традиции |
Творческие работы учащихся | Учатся приводить примеры явлений православной традиции. .Исследование «Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным» |
Христианская семья | Учатся приводить примеры явлений православной традиции |
Защита Отечества | Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий. Подготовка к проекту «Путешествие по волнам нашей памяти» |
Защита Отечества | Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Защита проекта |
Христианин в труде | Учатся приводить примеры явлений православной традиции |
Любовь и уважение к Отечеству | Готовят сообщения по выбранным темам (теме) |
Подготовка проектов учащихся | Работают над проектами |
Защита проектов | Защищают проекты |
Календарно - тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ
Основы православной культуры
по учебнику А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Всего 35 часов (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Россия - наша Родина | 1 | 01. 09 | ||
Культура и религия | 1 | 08. 09 | ||
Человек и Бог в православии | 1 | 22. 09 | ||
Православная молитва | 1 | 29. 09 | ||
Библия и Евангелие | 1 | 06.10 | ||
Проповедь Христа | 1 | 13.10 | ||
Христос и Его Крест | 1 | 23.10 | ||
Пасха | 1 | 30.10 | ||
Православное учение о человеке | 1 | 13.11 | ||
Понятия «совесть» и «раскаяние» в православии | 1 | 20.11 | ||
Заповеди | 1 | 27.11 | ||
Милосердие и сострадание | 1 | 04.12 | ||
Золотое правило этики | 1 | 11.12 | ||
Храм | 1 | 18.12 | ||
Икона | 1 | 25.12 | ||
Творческие работы учащихся | 1 | 15.01 | ||
Подведение итогов | 1 | 22.01 | ||
Как христианство пришло на Русь | 1 | 29.01 | ||
Подвиг | 1 | 05.02 | ||
Заповеди блаженства | 1 | 12.02 | ||
Зачем творить добро? | 1 | 19.02 | ||
Чудо в жизни христианина | 1 | 26.02 | ||
Православие в Божием суде | 1 | 04.03 | ||
Таинство Причастия | 1 | 11.03 | ||
Монастырь | 1 | 18.03 | ||
Отношение христианина к природе | 1 | 25.03 | ||
Христианская семья | 1 | 01.04 | ||
Защита Отечества | 1 | 08.04 | ||
Христианин в труде | 1 | 15.04 | ||
Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 22.04 | ||
Творческие работы учащихся | 1 | 29.04 | ||
Творческие работы учащихся | 1 | 06.05 | ||
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 1 | 13.05 | |
34-35 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 2 | 20.05 27.05 |
Темы творческих работ и проектов.
«Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
«Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Раздел 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Перечень учебно-методического обеспечения
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
- Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
(Методические рекомендации для учителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...