Культурологический подход в преподавании курса ОПК
статья по орксэ (4 класс) на тему
Культурологический подход в преподавании курса ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskiy_podhod.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура — это святыня народа, святыня нации»
Дмитрий Лихачев
Может возникнуть и такой вопрос: а зачем вообще все эти новые предметы, не только религиозные, но и нерелигиозные? Мол, обходились без них, и дальше можно было бы их не вводить. И как быть, если родители, семья, не хотят, чтобы их ребёнок изучал любой из этих предметов? Получается, что всё равно изучение если не религиозных культур, так этики или религиоведения оказывается обязательным?
Да, эти учебные предметы (модули) в рамках комплексного курса, а в перспективе и в рамках новой предметной области в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Элективный предмет это предмет по выбору, но по выбору из определенного перечня предметов, то есть родители обязаны выбрать какой-либо один из предметов, не могут отказаться от изучения всех. Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо. Без этого компонента общее образование не может достигать своей цели.
Но никакого обязательного изучения ОПК нет, и не может быть. Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи? Целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране.
Что в целом является главной задачей введения новой предметной области по духовно-нравственной культуре? Предметом преподавания является не содержание верований, а само их существование, о чём рассказывается учащимся. Предполагается такая подача материала, которая не должна включать, в идеале, оценочных суждений, активизации эмоциональной сферы ученика. Отличие урока ОПК в школе от проповеди принципиальное. У нас никто не призывает участвовать ребенка в ритуальной жизни Церкви - молиться или поститься, идти на Исповедь и приступать к Причастию.
Учитель должен рассказать детям о том, во что верят православные христиане, к которым причисляет себя подавляющее большинство наших сограждан. Уходя из класса, ребенок должен захотеть мысленно сопоставить увиденное и услышанное с тем потоком мнений, который приходилось сталкиваться в беседах со взрослыми, с экрана ТВ. Проблема в том, что действительно, педагогов, вкладывающих душу в преподавание своего предмета, не может быть много. Будут и те, которые постараются свести курс к пересказу собрания мифов (сделали же в советской школе мифологическим героем Илью Муромца); и те, кто подойдет к предмету формально, а преподавать будет скучно. Такие вещи трудно проконтролировать, как и не отследишь работу учителей любого другого предмета. Да и в рассуждениях о преподавательском составе можно зайти очень далеко, а главное — не туда.
Безусловно, говорить о полученных результатах более чем преждевременно, но не об ожидаемых результатах - уроки ОПК уже сейчас привносят в школу этическую составляющую. Вряд ли кто-то сомневается, что разговор о добре и зле, о правильности и ошибочности поступков важен в период взросления. Но даже если опустить этот житейский аспект и обратиться к вопросу об изучении ОПК сугубо культурологически, то следует спросить: «Разве вредно нашим детям знать о духовных истоках собственной культуры и своей страны?» И что, как не ключ к этой истории и культуре, они получают?
Что хотелось бы видеть «на выходе» и родителям, и учителю – понимание нашими детьми, что нельзя хохотать над чужой ошибкой, знать, что это за «Отче наш» читает Герда из «Снежной королевы», или отчего сейчас 2010-й, а не какой-то другой год…
Хочется верить, все-таки это не менее важно для детей, чем знания строения инфузории-туфельки или формул окисления металлов?
Программа по ОПК — фактически погружение в события Ветхого и Нового Заветов, правда, с анализом нравственного содержания и его актуализацией на современных примерах, поэтому не должно быть религиозной пропаганды на уроках. Категорически запрещено устраивать молитвенные собрания в классах, поскольку курс является светским.
Воплощение «этой доброй сказки» ребенку предоставляется совершить самостоятельно без участия педагога. В каждом уроке заложена подсказка для учителя – спасительный побег из недр религиоведения в общечеловеческие ценности.
Самый главный критерий успешности курса – отсутствие жалоб со стороны родителей и детей. Требование к учителю по курсу ОПК – развитие мотивации на постоянное самообразование, в частности в направлении социокультурной подготовки. Как обычный школьный учитель будет рассказывать детям о православной культуре, с которой сам знаком поверхностно? Богословов в школе нет. А двухнедельные курсы повышения квалификации — разве их достаточно? Остается последний штрих — увязать евангельскую историю с современной жизнью. И вот тут настает «момент истины»…Ожидаемый результат - бессмысленные для многих взрослых «благочестивые традиции» здесь, на уроке, начинают обретать для детей совершенно иной смысл, что непонятные сюжеты в произведениях искусства (будь то живопись, музыка, литература) со временем станут понятнее и ясней.
Лучшая форма урока – постановка проблемного вопроса, способного вызвать удивление и недоумение, любопытство и азарт в поиске вариантов ответа. Наблюдая непосредственную оживленную реакцию детей, понимаешь, что не стоит спешить и пускаться в сравнения, где степень заинтересованности больше: на предметах «русский язык», «труд» или «Основы православной культуры»? Здесь любопытство действительно проявляется бурно, что во многом, безусловно, заслуга учителя. Например, тема — события в семье Ноя, последовавшие за всемирным потопом. Совместными усилиями ветхозаветная история обретает очертания. «Что сделал Хам? Почему так произошло? Чем эта история поучительна для нас?» К примеру, не всякий из нас объяснит, почему от имени сына Ноя пошло слово «хамство»; не всякий подозревает, что выражениям «нет пророка в своем отечестве», «метать бисер перед свиньями», «все тайное становится явным» мы обязаны Библии. И мало кто ответит на вопрос о происхождении таких идиом, как «камень преткновения», «краеугольный камень», «соль земли», и объяснит, к чему и к кому эти определения относились. Ожидаемый результат - после курса ОПК за этими расхожими крылатыми выражениями для ребят должно стоять уже нечто большее, чем просто меткая фраза. Думаю, если дети вынесут из всего урока только одну эту мысль, это будет уже немало: любить, оказывается, надо учиться; а еще это то, ради чего можно начать новую эру. Чем отличаются требования к освоению курса ОПК от других гуманитарных школьных предметов?
Неужели и здесь будет такая же история, нацеленная на заучивание и запоминание фактов, дат, имен? Неужели фактологический материал библейской истории в лучшем случае запомнится как собрание мифов? Ожидаемый результат - пусть имена и детали сюжетов забудутся, но если история из Библии когда-нибудь окажется напрямую связанной с реальной жизнью, с вопросами совести, если коснется ребенка (будущего взрослого) лично и глубоко, то, быть может, она всплывет? И даже если не из памяти, то хотя бы из сердца. Разве этого мало? А может, запомнится уроком, из нее извлеченным?
Культурологическое ознакомление детей с миром православной культуры не есть передача им ключа от неё ( ключ – в данном случае означает единомыслие, единоверие с творцами христианской культуры). Это скорее попытка восстановить утраченные духовные ценности русской культуры, которые испокон веков были её главной составляющей. И это станет только первым шагом в начале долгого пути возрождения исконно русских духовных ценностей, дабы другие ценности, навязываемые нашей культуре Западом, не вытеснили духовные начала нашего народа окончательно. И русский человек оставался русским человеком.
СКОПИНСКИЙ РАЙОН
РМО учителей курса ОРКСЭ
Выступление на тему :
« Культурологический подход в преподавании курса ОПК»
Бугрова Т.В. ( учитель «Полянкой ООШ»)
2013-2014 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологический подход в образовании
«Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края». Тема педагогического совета: «Культурологический подхо...
Компетентностный подход в практике преподавания курса "Музей в моём классе""
Презентация для учителей, работающих поУМК "Перспективная начальная школа"...
Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
Основная педагогическая задача системно – деятельностного подхода - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основной результат – развитие личности ребенка на основе...
Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Доклад на ГМО по ОРКСЭ....
Культурологический подход к преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики». (презентация к докладу)
Презентация для выступления на ГМО....
"РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» В 4 КЛАССЕ., авторская статья
Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских праздников являются неотъемлемой частью культурологической соста...