Урок по ОРКСЭ по теме "Моральный долг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ «Моральный долг»
Цель урока: формирование представления у учащихся о моральном долге (гражданский, родительский, профессиональный, патриотический).
Задачи:
Образовательная:
-овладение навыками осознанного построения речевых высказываний;
-знакомство с понятиями моральный долг, моральная обязанность и понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе
Развивающая:
-развитие навыков находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.
-развитие представлений младшего подростка о значении морального долга в жизни личности, семьи, общества;
Воспитательная:
- воспитание чувства ответственности, обязательности;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральном долге
ЛичностныеУУД: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности.
Предметные УУД: Осознать ценности выполнения морального долга в жизни страны.
Метапредметные УУД: совершенствовать работу с текстом, с понятиями.
ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование для детей: учебник «Основы светской этики», раздаточный материал (тексты художественных произведений), заготовки для светофора.
Оборудование для учителя: интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебник «Основы светской этики».
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные: слово учителя, беседа; демонстрационные: презентация, видеофрагмент.
Виды деятельности: групповая, фронтальная, творческая, словарная работа.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Организационные формы |
Вводно-мотивационный этап. | Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Мы начинаем урок светской этики. И начать наш урок я хотела бы с отрывка всем известного вам мультфильма. ( Просмотр отрывка мультфильма) - Как вы считаете, правильно ли поступил Пчеленок? - Вы сказали «Должен был…», а теперь работая в парах подберем к слову «должен» однокоренные слова и запишем их в тетрадь. (опросить детей) - Я услышала в ваших ответах слово долг. И это слово непростое. В него вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется … МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ. Об этом мы будем вести разговор с вами на уроке. | Ответы детей. Он должен был…. Подбирают и записывают слова в тетрадь - Записывают тему урока. | Просмотр отрывка и дискуссия. | |
Операционно-познавательный. Изучение нового материала. | - Ребята, а как вы понимаете выражение «моральный долг»? У каждого человека есть моральный долг? А теперь сравним ваши ответы с определением которое дается в учебнике. Откройте учебник на с.26 1 абзац, прочитайте и выпишите определение в тетрадь. (Еще раз проговорить определение) - Скажите моральный долг связан с такими понятиями ,как свобода и ответственность? Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника. На с. 26 1 абзац. -Какое понятие вам ещё встретилось? - можно ли поставить знак равенства между этими понятиями? Если да, то докажите и если нет, то докажите. Обязанность, долг - синонимы Мы с вами доказали, что долг и обязанность синонимы. А теперь поработаем в парах с текстом учебника на с 26-27. Найдите и прочитайте в тексте моральные обязанности людей. - Кто нашел первую обязанность? Вторую и т.д. | Ответы детей. Выписывают определение Отвечают, что моральная обязанность. Доказывают. Работают в парах. Озвучивают. | Отвечают на вопросы и дают обоснование своему ответу. | |
Первичное закрепление. | А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. (развести группы по жетонам). Прочитайте текст, обсудите в группе , один из вас прочитает текст вслух, после обсуждения, и назовет какая моральная обязанность присутствует в тексте. (Приложение1.) -Ребята, 2 группа прочитала рассказ, в котором мальчик спас утопающую рискуя своей жизнью. А как вы думаете, есть ли среди нас такие люди?(чтение газетной статьи).А был ли у мальчика выбор? Правильно ли он сделал, когда прыгнул в реку за девочкой? | Читают и обсуждают. Высказывают свое мнение. Называют и объясняют. Отвечают. | Работают с раздаточным материалом. | |
Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала. | Ребята, а какие слова совместимы с понятием «Моральный долг», а какие несовместимы? У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите эти понятия. Долг Уважение Грубость Жестокость Лицемерие Ложь Помощь Благодарность (Приложение 2) | Распределяют понятия. | Работают с раздаточным материалом. | |
Рефлексия | Составить синквейн со словами моральный долг. Долг Моральный, человеческий Уважать, обязывать, выполнять Долг- выполнение существующих норм. Обязанность. | Продолжают предложение. | ||
Заключительный этап. | Ребята, в завершение разговора я хотела бы вернуться к нашему герою Пчеленку, с пожеланиями ему и его друзьям исполнять моральные обязанности, а значит идти ДОРОГОЮ ДОБРА. Спроси у жизни строгой Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. | Поют песню. | ||
Домашнее задание. | Подобрать несколько пословиц по теме. Найти в районной газете «Наша жизнь» статьи по теме. |
Какие слова совместимы с понятием
«моральный долг»?
Какие слова несовместимы с
понятием «моральный долг»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Презентация к уроку по ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...
Разработка урока по ОРКСЭ "Совесть. Долг"
Методическая разработка урока по ОРКСЭ - помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе....