Урок по ОРКСЭ по теме "Моральный долг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Екатерина Селянкина

Урок в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moralnyy_dolg.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ «Моральный долг»

Цель урока: формирование представления у учащихся о моральном долге (гражданский, родительский, профессиональный, патриотический).

Задачи:

Образовательная:

 -овладение навыками осознанного построения речевых высказываний;

-знакомство  с понятиями моральный долг, моральная обязанность и понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

Развивающая: 

-развитие навыков находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.

-развитие представлений младшего подростка о значении морального долга  в жизни личности, семьи, общества;

Воспитательная:

- воспитание чувства ответственности, обязательности;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральном долге

ЛичностныеУУД:  оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности.

Предметные УУД:  Осознать ценности выполнения морального долга в жизни страны.

Метапредметные УУД: совершенствовать работу с текстом, с понятиями.

ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование для детей: учебник «Основы светской этики», раздаточный материал (тексты художественных произведений), заготовки для светофора.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, мультимедийная презентация,  учебник «Основы светской этики».

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные: слово учителя, беседа; демонстрационные: презентация, видеофрагмент.

Виды деятельности: групповая, фронтальная, творческая, словарная работа.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Вводно-мотивационный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые  гости. Мы начинаем  урок светской этики. И начать наш урок я хотела бы с отрывка всем известного вам мультфильма. ( Просмотр отрывка мультфильма)

- Как вы считаете, правильно ли поступил Пчеленок?

- Вы сказали «Должен был…», а теперь работая  в парах  подберем  к  слову «должен» однокоренные слова и запишем их в тетрадь.

(опросить детей)

- Я услышала в ваших ответах слово долг.  И это слово непростое. В него вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется … МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ. Об этом мы будем вести разговор с вами на уроке.

Ответы  детей.

Он должен был….

Подбирают и записывают слова в тетрадь

- Записывают тему урока.

Просмотр отрывка и дискуссия.

Операционно-познавательный. Изучение нового материала.

- Ребята, а как вы понимаете выражение  «моральный долг»? У каждого человека есть моральный долг? А теперь сравним ваши ответы с определением которое дается в учебнике. Откройте учебник на с.26 1 абзац, прочитайте и выпишите определение в тетрадь.

(Еще раз проговорить определение)

- Скажите моральный долг  связан с такими понятиями ,как свобода и ответственность?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника.

На с. 26 1 абзац.

-Какое понятие вам ещё встретилось?

- можно ли поставить знак равенства между  этими понятиями? Если да, то докажите и если нет, то докажите. Обязанность, долг - синонимы

Мы с вами доказали, что долг и обязанность синонимы.

А теперь поработаем в парах с текстом учебника на с 26-27. Найдите и прочитайте в тексте   моральные обязанности людей.

- Кто нашел первую обязанность? Вторую и т.д.

Ответы детей.

Выписывают определение

Отвечают, что моральная обязанность.

Доказывают.

Работают в парах.

Озвучивают.

Отвечают на вопросы и дают обоснование своему ответу.

Первичное закрепление.

А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. (развести группы по жетонам). Прочитайте текст, обсудите в группе , один из вас прочитает текст вслух, после обсуждения, и назовет какая моральная обязанность присутствует в тексте. (Приложение1.)  

-Ребята, 2 группа прочитала рассказ, в котором мальчик спас утопающую рискуя своей жизнью.

А как вы думаете, есть ли среди нас такие люди?(чтение газетной статьи).А был ли у мальчика выбор? Правильно ли он сделал, когда прыгнул в реку за девочкой?

Читают и обсуждают. Высказывают  свое мнение.

Называют и объясняют.

Отвечают.

Работают с раздаточным материалом.

Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

Ребята, а какие слова совместимы с понятием   «Моральный долг», а какие несовместимы?                                                                                                                           У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите эти понятия.

Долг                                    

Уважение Грубость

Жестокость

Лицемерие

Ложь

Помощь

Благодарность (Приложение 2)

Распределяют понятия.

Работают с раздаточным материалом.

Рефлексия

Составить синквейн со словами моральный долг.

Долг

Моральный, человеческий

Уважать, обязывать, выполнять

Долг- выполнение существующих норм.

Обязанность.

Продолжают предложение.

Заключительный этап.

Ребята, в завершение разговора я хотела бы вернуться к нашему герою Пчеленку, с пожеланиями ему и его друзьям исполнять моральные обязанности, а значит идти ДОРОГОЮ ДОБРА.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Поют песню.

Домашнее задание.

Подобрать несколько пословиц по теме.

Найти в районной газете «Наша жизнь» статьи по теме.

                Какие слова совместимы с понятием                                                                                                                              

                           «моральный долг»?

         Какие слова несовместимы с

        понятием «моральный долг»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Разработка урока по ОРКСЭ "Совесть. Долг"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ  - помочь учащимся осознать чувство совести и долга,  как одного из морально-этических ценностей в обществе....