Модуль: «Основы светской этики». Тема: « Золотое правило нравственности».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить обучающихся с золотым правилом нравственности и формировать умение применять это правило в жизни.
Понятия: правило нравственности,
золотое правило нравственности.
Задачи:
1. Повторить понятия курса «Основы светской этики».
2. Познакомиться с определением понятия «золотое правило нравственности».
3. Проанализировать статью учебника.
4. Оценить уровень усвоения новых знаний.
Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром общения; воспитание чуткого, внимательного и уважительного отношения к окружающим людям.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм, усвоение основ комплексной работы с текстами, основы составления алгоритма.
Познавательные: работа с учебником, использование пакетов с заданиями ( пословицы), работа с понятиями.
Коммуникативные: работа в группах, в парах, сравнение и сопоставление различных высказываний, взаимопомощь и доброжелательность общения.
Личностные результаты: дружелюбное отношение друг к другу, к окружающим, знание практической пользы предмета, пробуждение стремления совершать добрые дела.
Художественно – педагогическая и нравственная идея:
«Тот, кто делает добро другу, делает добро себе»
Э. Роттердамский
«Добро – не наука, оно действие»
Р. Роллан
Оборудование: презентация; компьютер; проектор; конверты с пословицами; рисунки солнышка, шляп; тест в электронном варианте с помощью системы контроля знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль: «Основы светской этики».
Тема: « Золотое правило нравственности».
Барцева Л.В.,
Цель урока: познакомить обучающихся с золотым правилом нравственности и формировать умение применять это правило в жизни.
Понятия: правило нравственности,
золотое правило нравственности.
Задачи:
1. Повторить понятия курса «Основы светской этики».
2. Познакомиться с определением понятия «золотое правило нравственности».
3. Проанализировать статью учебника.
4. Оценить уровень усвоения новых знаний.
Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром общения; воспитание чуткого, внимательного и уважительного отношения к окружающим людям.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм, усвоение основ комплексной работы с текстами, основы составления алгоритма.
Познавательные: работа с учебником, использование пакетов с заданиями ( пословицы), работа с понятиями.
Коммуникативные: работа в группах, в парах, сравнение и сопоставление различных высказываний, взаимопомощь и доброжелательность общения.
Личностные результаты: дружелюбное отношение друг к другу, к окружающим, знание практической пользы предмета, пробуждение стремления совершать добрые дела.
Художественно – педагогическая и нравственная идея:
«Тот, кто делает добро другу, делает добро себе»
«Добро – не наука, оно действие»
Р. Роллан
Оборудование: презентация; компьютер; проектор; конверты с пословицами; рисунки солнышка, шляп; тест в электронном варианте с помощью системы оценивания знаний.
Ход урока:
I. Вводно-мотивационный момент:
Вот промчалась перемена!
Громко прозвенел звонок!
Начинаем мы, ребята,
Светской этики урок.
- Надеюсь, что наша встреча будет для вас полезной, урок - познавательным, а эмоции - положительными.
2. Подготовка к восприятию нового материала
- Вспомните русскую народную сказку «Лиса и Журавль».
Инсценировка сказки. (Можно продемонстрировать мультфильм.)
Беседа.
-Какую цель преследовала лиса, приглашая журавля в гости?
(Ответы детей). Намерение попасть в гости, наесться на неделю.
- Её действия для достижения своей цели?
(Она пригласила журавля в гости, угостила.)
- С какой целью журавль пригласил лису в гости? (Проучить её, наказать её и т.д.)
- Его действия для достижения цели?
(Налил окрошку в кувшин с узким горлышком.)
- Результат поступка?
(Лиса ушла несолоно хлебавши, дружба врозь.)
- Почему журавль так поступил с лисой?
( Потому что она с ним так поступила.)
- Вспомните пословицу, выражающую основную мысль сказки.
( Как аукнулось, так и откликнулось.)
- А как вы бы поступили в данной ситуации?
Вывод:
- К какому же выводу мы пришли?
( Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.)
Слайд.
Это - главное правило доброго человека. Его называют «золотым правилом» нравственности.
- В каких произведениях мы можем встретить ещё «золотое правило» нравственности? («Буратино», «Дедушка и внучек», «Крошка Енот», «Звёздный мальчик» и др.)
3. Сообщение темы урока.
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? (Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.)
- Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».
- Ребята, а что бы вы хотели узнать по данной теме?
- Познакомиться с определением понятия «золотое правило нравственности».
- Когда появилось правило?
- Чему учит правило?
- Как применять правило?
- Почему его называют «золотым правилом»?
Слайд.
4.Работа над новым материалом.
Работа с учебником.
• Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.
В процессе чтения ребята делают карандашом следующие пометы:
• + «знаю»
• V «совершенно новая информация»
• ? «не понял»
• = «знал, но забыл»
Слайд.
Работа в парах. Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.
Обсуждение.
- Почему появилось золотое правило?
(Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.)
- Как правильно доказать, что я правильно поступил.
- Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.
- Как и когда появилось это правило?
Историческая справка.
- Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
- Чему учат эти правила?
- Быть добрым. Творить добро в жизни.
- Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
- Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Учат правильно жить.
- Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо « золотым правилом нравственности».
- Прочитаем это правило и запомним его (стр. 42).
Слайд
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы
поступали по отношению к тебе.
Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
- Почему его называют «золотым правилом»?
- Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:
«Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о ненасилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ». Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26
- Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.
Работа в четвёрках.
- Прочитайте 3 абзац статьи и составьте алгоритм «Как применять золотое правило в жизни?
1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.
2. Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
«Тот, кто собирается взять заостренную палочку и проткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно»
Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия).
3. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной.
4. Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
(Каждая группа называет по одному шагу алгоритма).
Слайд.
- Приведите примеры из жизни, где и когда вы применяли «золотое» правило.
Вывод. Чтобы это правило работало нужно следовать трем основным законам:
Первый: делай добрые дела
Второй: накапливай опыт добрых дел.
Третий: говори добрые слова и улыбайся.
Слайд
- Какие добрые дела совершали вы?
- А почему люди ценят добро?
5 .Физкультминутка. (Мультипликационный видеоролик «Улыбка»)
- На лучиках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро. (По 2 лучика каждому ряду).
Забота, помощь, благодарность, уважение, понимание, дружелюбие и др.
(На доске учитель и дети собирают солнышко: в центре слово добро.)
- Ребята, встаньте около парт, поднимите руки вверх – это лучики солнца, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Слайд « Солнышко»
- Добро помогает жить и защищает жизнь.
6.Закрепление.Работа в тетрадях (работа с пословицами).
- Из предложенных пословиц выпишите те, которые соответствуют золотому правилу нравственности.
1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
4. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
5. Как аукнется, так и откликнется.
6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Слайд
- Обоснуйте свой выбор.
7.Проверка степени усвоения нового материала. Самостоятельная работа (проводится с помощью системы оценивания знаний).
Тест по теме «Золотое правило нравственности».
1) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
а) Потому что это закон государства.
б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
г) Все варианты верны.
2) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
а) Задуматься о своих поступках. в) Все варианты верны.
б) Любить самого себя. г) Любить людей как самого себя.
3.) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности?
а) Восторг. б) Страх. в) Уважение. г) Жалость.
4.) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
а) Потому что даёт людям добро и радость
б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.
в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
5.) Вставь пропущенное слово.
Как аукнется, так и …. Что …, то и пожнешь.
6.) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.
а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.
б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.
в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства окружающиx
- Проверка
8. Итог урока, рефлексия.
Первый вариант. Приём «Шесть шляп».
(Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп).
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли от урока исходя из цвета шляпы.
1 группа. « Белая шляпа».
- Расскажи о золотом правиле нравственности только фактами.
2 группа «. Жёлтая шляпа».
- Подумайте! В чём польза этого правила?
3 группа. « Чёрная шляпа.»
- Докажите: Людям тяжело жилось бы, если бы никто не соблюдал ЗПН?
4 группа. « Красная шляпа».
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как рядом с вами кто-то поступает с другим так, как бы вы сами не хотели бы, чтобы с вами поступили так?
5 группа. « Зелёная шляпа».
- Что бы вы сделали для того, чтобы все люди на Земле жили в согласии и уважении?
6 группа. « Синяя шляпа».
- Обобщите высказывания других групп.
- Все поставленные на уроке задачи мы выполнили?- На все ли вопросы дали ответ?
- Назовите «золотое» правило нравственности.
- Какой вывод вы сделали на уроке для себя? Что помог понять урок каждому из вас?
Вывод:
• Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
• Посеешь привычку – пожнёшь характер.
• Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
- Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, тем самым подарите друг другу частичку доброты, скажите друг другу добрые слова.
9.В заключении учитель читает стихотворение .
«Попробуй»
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Слайд
- Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими, какое удивительное чувство согреет сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку
Второй вариант. Просмотр и анализ видеоролика «золотое» правило нравственности.
10.Домашнее задание
- Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.
- Обсуди с ними, как они применяют золотое правило нравственности
в повседневной жизни.
Я ___________________________________________;
Мама________________________________________;
Папа________________________________________;
Брат/сестра__________________________________;
Бабушка/дедушка
Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Тема: «Золотое правило нравственности»
Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.Задачи урока: развивать самостоятельность и ориг...
Разработка урока по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...
Презентация к уроку по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...