проектная работа по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
конспект урока по ОРКСЭ с презентацией по теме "Честь и достоинство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_orkse_shvetsova_v.a._mbou_sosh_22.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Учебно-методический курс:
«Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках реализации ФГОС»
Контингент слушателей:
учителя преподающие «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Проектная работа
на тему: Урок по ОРКСЭ «Честь и достоинство»
Руководитель курсов:
Хазиева Ф.Х.
Слушатель:
Швецова В.А.
г.Октябрьский РБ
Туймазы 2015
Урок по ОРКСЭ 4 класс
Тема: «Честь и достоинство».
Цели:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия «честь» и «достоинство», взаимосвязь этих понятий в жизни.
Учить объяснять, что такое честь и достоинство и зачем они необходимы людям.
2-я линия развития личности:
Учить правильно делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Создавать условия для обучения умению договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Оборудование: карточки с афоризмами для проверки домашнего задания, иллюстрация с изображением весов, портреты или карточки с именами сказочных персонажей для актуализации знаний, маркеры, бумага для выполнения заданий.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I этап. Самоопределение к деятельности | (Слайд 1) Начинается урок Он пойдёт сегодня впрок! Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам. (Слайд 2) Пусть этот день несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами. | Коммуникативные: 1.Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
II этап. Актуализация знаний и мотивация | Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»). Молодцы! А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия, которые нам часто встречаются на занятиях «Основы светской этики» (Слайд 3): Олз, анив, идотвонсост, робод, дыст, нотьневсвстарн, стьеч = Зло, вина, достоинство, добро, стыд, нравственность, честь (Слайды 4-7) Что такое добро? А зло? – Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.) – Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.) – О каком долге идёт речь в моих примерах? – Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг.) – Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.) – Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.) – А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.) – А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.) – Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.) | Личностные: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Познавательные: - развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; - помочь выделить и сформулировать познавательную цель; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; |
III этап. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Все ли слова, которые мы расшифровали в анаграммах, вам знакомы? =Значение слов честь и достоинство нам не знакомо. Работа с текстом на с. 24 до чтения. – Посмотрите на рисунок на с. 24. Как вы думаете, в драке всегда виноваты все участники? – А что об этом думают авторы? Попробуем выяснить это, прочитав текст по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Игоря, Олю, маму? Работа с текстом на с. 24 после чтения. – Почему ребята не хотели говорить маме о том, что произошло? (Драться нехорошо, и они это понимали, боялись, что мама будет ругать их.) – Что их удивило в маминых словах? (Она не стала ругать, а сказала, что Игорь заработал награду за свой поступок. Он заступился за себя и за свою сестру, хотя лучше бы было, если бы он смог договориться с обидчиком, а не вступить в драку.) – То есть Игорь дрался за правое дело? – Почему же за драку Игорю полагается награда? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Слайд 8) – Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с. 75. (Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?) (Слайд 9) Планирование работы. – Просмотрите параграф. Какие вопросы требуют ответа? – Что потребуется от нас на уроке, чтобы ответить на проблемный вопрос? Учитель предлагает записать план: (Слайд 10) 1. Прочитать тексты на с. 25–28. 2. Подумать и ответить на проблемный вопрос. 3. Сравнить свой вывод с авторским. | Регулятивные: - способствовать выполнению «открытия» новых знаний; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. V. Выражение решения проблемы. | Работа с текстом «Честь всего дороже» до чтения. – Как называется первый текст параграфа? (Честь всего дороже.) – Какое слово в его заголовке ключевое? – Предположите, о чём вы будете читать. – Давайте прочитаем текст по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Игоря, Олю, Антошку? Работа с текстом «Честь всего дороже» после чтения. – Как вы можете объяснить, что такое честь? (Слайд 11) – Какое определение этому понятию даёт словарь учебника? («Честь – доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны».) (Слайд 12) – Придумайте к этим рисункам названия в виде фраз со словом «честь» или словами, образованными от него. Дополнительный материал. (Слайд 13) Работа с текстом «Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская» до чтения. – Посмотрите на рисунок на с. 27. Что защищают рыцари? Работа с текстом «Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская» во время чтения. – Прочитайте текст на с. 27. В группах обсудите и запишите маркером на листе бумаги, что означают выражения: (Слайд14) 1-я группа – «рыцарская честь». 2-я группа – «воинская честь». 3-я группа – «дворянская честь». 4-я группа – «гражданская честь». Представитель группы выходит к доске, прикрепляет лист с мнением группы по вопросу, комментирует его. (Слайд15) Работа с текстом «Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская» после чтения. – Что нового вы узнали? – Что значила честь в прошлые времена? – Изменилось ли что-то в наши дни? Работа с текстом «Достоинство человеческой личности». – Теперь давайте прочитаем текст на с. 28. (Слайд16) – Что же такое чувство собственного достоинства? (Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью.) – К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство? (К голосу совести.) (Слайд17) Вспомните главный вопрос урока. («Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?») (Слайд18) – Посмотрите на работы групп, представленные на доске, перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод. Один из возможных выводов таков: «Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе». – Сравним наш вывод с авторским: «Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя)». | Коммуникативные УУД - Слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. -Договариваться о правилах общения и поведения. Личностные результаты: -Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. - Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
VI. Выполнение продуктивных заданий по теме. | Учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально или в парах продуктивные задания (слайд 19) 1.Объясните, чем честь отличается от достоинства. 2.Объясните смысл следующих выражений: «Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой». «Жизнь наша принадлежит родине, а честь – никому!» «Незапятнанная честь». (Слайд 20) 3.Прочитайте строки У. Шекспира (с. 29). Попробуйте описать чувства, которые вы испытывали при чтении. Выполнение теста (Слайды 21-22) С помощь теста вы сейчас проверите себя, как вы поняли понятия сегодняшнего урока. Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны. Работа на листочках Тест (высвечивается на экране). 1.Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат. 2.Честь – это ответственность за свое поведение. 3.Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству. 4.Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя. 5.Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству. 6.Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей. 7.Достоинство – это чувство превосходства над другими. 8.Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение. | Регулятивные: - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). Познавательные: - развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; - способствовать высказыванию детьми своего мнения; - развивать умение работать с разными видами информации. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде23: Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … Закончить урок хочется словами Редьярда Киплинга (Слайд 24) Останься прост, беседуя c царями, Будь честен, говоря c толпой; Будь прям и тверд c врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются c тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, - Тогда весь мир ты примешь как владенье Тогда, мой сын, ты будешь Человек! | Личностные: - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Коммуникативные: - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). Познавательные: - способствовать оцениванию своей деятельности на уроке. Что ты будете делать для сохранения чести и достоинства? |
Домашнее задание (задание на выбор) (Слайд 25) 1.Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»? 2.Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кино-фильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? 3.Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях Спасибо за сотрудничество. Урок закончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....
Проектная работа "Православные храмы" ОРКСЭ
ОРКСЭ. Тема "Храм". Проектная работа на тему "Православные храмы" ....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...