проектная работа по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

конспект урока по ОРКСЭ с презентацией по теме "Честь и достоинство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_po_orkse_shvetsova_v.a._mbou_sosh_22.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Учебно-методический курс:

«Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках реализации ФГОС»

Контингент слушателей:

учителя преподающие «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Проектная работа

на тему: Урок по ОРКСЭ «Честь и достоинство»

                                                       Руководитель курсов:

                                          Хазиева Ф.Х.

                                       Слушатель:

                                                                                                Швецова В.А.

                                                                                 Откуда прибыл:

                                                                                 г.Октябрьский РБ

                                                           Туймазы 2015

          Урок по ОРКСЭ  4 класс    

Тема: «Честь и достоинство».

Цели:

1-я линия развития личности:

        Анализировать и объяснять понятия «честь» и «достоинство», взаимосвязь этих понятий в жизни.

        Учить объяснять, что такое честь и достоинство и зачем они необходимы людям.

2-я линия развития личности:

        Учить правильно делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

        Создавать условия для обучения умению договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Оборудование: карточки с афоризмами для проверки домашнего задания, иллюстрация с изображением весов, портреты или карточки с именами сказочных персонажей для актуализации знаний, маркеры, бумага для выполнения заданий.        

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I этап.  Самоопределение к деятельности                     

(Слайд 1)

Начинается урок                                                                              

Он пойдёт сегодня впрок!                                                      

Добрый день, ребята!                                                                                    

Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.  

(Слайд 2)

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

Коммуникативные:

1.Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.                                                          

II этап. Актуализация знаний и мотивация                                                                                

Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»).

Молодцы! А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия, которые нам часто встречаются на занятиях «Основы светской этики»                                                                                                   (Слайд 3):  Олз, анив, идотвонсост, робод, дыст, нотьневсвстарн, стьеч

= Зло, вина, достоинство, добро, стыд, нравственность, честь

(Слайды 4-7)

Что такое добро? А зло?

– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)

– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)

– О каком долге идёт речь в моих примерах?

– Человек отдаёт взятые в долг деньги?  (Денежный долг.)

– Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.)

– Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.)

– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.)

– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)

– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)        

Личностные: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.                                                                                     Познавательные:                                                                              -  развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;                                                                                       -  помочь выделить и сформулировать познавательную цель;                                                                            -  устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;                                                                                                                      

III этап. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Все ли слова, которые мы расшифровали в анаграммах, вам знакомы?

=Значение слов честь и достоинство нам не знакомо.

Работа с текстом  на с. 24 до чтения.

– Посмотрите на рисунок на с. 24. Как вы думаете, в драке всегда виноваты все участники?

– А что об этом думают авторы? Попробуем выяснить это, прочитав текст по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Игоря, Олю, маму?

 Работа с текстом на с. 24 после чтения.

– Почему ребята не хотели говорить маме о том, что произошло? (Драться нехорошо, и они это понимали, боялись, что мама будет ругать их.)

– Что их удивило в маминых словах? (Она не стала ругать, а сказала, что Игорь заработал награду за свой поступок. Он заступился за себя и за свою сестру, хотя лучше бы было, если бы он смог договориться с обидчиком, а не вступить в драку.)

– То есть Игорь дрался за правое дело?

– Почему же за драку Игорю полагается награда?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

(Слайд 8)

– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с. 75. (Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?) (Слайд 9)

Планирование работы.

– Просмотрите параграф. Какие вопросы требуют ответа?

– Что потребуется от нас на уроке, чтобы ответить на проблемный вопрос?

Учитель предлагает записать  план:

             (Слайд 10)

        1. Прочитать тексты на с. 25–28.

        2. Подумать и ответить на проблемный вопрос.

        3. Сравнить свой вывод с авторским.

Регулятивные:                                                                              -  способствовать выполнению «открытия» новых знаний;                                                                                                         -  создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.                                                         Коммуникативные:                                                                                      -  создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;                                                                                                         -  создать условия для совместного решения учебной задачи;                                                                                            -   развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.                              

 IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

V. Выражение

решения проблемы.

Работа с текстом «Честь всего дороже» до чтения.

– Как называется первый текст параграфа? (Честь всего дороже.)

– Какое слово в его заголовке ключевое?

– Предположите, о чём вы будете читать.

– Давайте прочитаем текст по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Игоря, Олю, Антошку?

Работа с текстом «Честь всего дороже» после чтения.

– Как вы можете объяснить, что такое честь?

(Слайд 11)

– Какое определение этому понятию даёт словарь учебника? («Честь – доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны».)

(Слайд 12)

– Придумайте к этим рисункам названия в виде фраз со словом «честь» или словами, образованными от него.

Дополнительный материал. (Слайд 13)

Работа с текстом «Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская» до чтения.

– Посмотрите на рисунок на с. 27. Что защищают рыцари?

Работа с текстом «Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская» во время  чтения.

– Прочитайте текст на с. 27. В группах обсудите и запишите маркером на листе бумаги, что означают выражения:

(Слайд14)

1-я группа – «рыцарская честь».

2-я группа – «воинская честь».

3-я группа – «дворянская честь».

4-я группа – «гражданская честь».

Представитель группы  выходит  к доске, прикрепляет лист с мнением группы по вопросу, комментирует его.

(Слайд15)

Работа с текстом «Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская» после чтения.

– Что нового вы узнали?

– Что значила честь в прошлые времена?

– Изменилось ли что-то в наши дни?

Работа с текстом «Достоинство человеческой личности».

– Теперь давайте прочитаем текст на с. 28. (Слайд16)

– Что же такое чувство собственного достоинства? (Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью.)

– К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство? (К голосу совести.) (Слайд17)

Вспомните главный вопрос урока. («Что становится наградой человеку за хорошие, правильные поступки?»)

(Слайд18)

– Посмотрите на работы групп, представленные на доске, перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод.

Один из возможных выводов таков: «Наградой человеку за хорошие поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважение к себе».

– Сравним наш вывод с авторским: «Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя)».

Коммуникативные УУД

- Слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

 -Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

-Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

VI. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

Учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально или  в парах продуктивные задания  (слайд 19)

1.Объясните, чем честь отличается от достоинства.

2.Объясните смысл следующих выражений:

«Честь – сосуд, покров души, под которым душа хранится живой».

«Жизнь наша принадлежит родине, а честь – никому!»

«Незапятнанная честь».

(Слайд 20)

3.Прочитайте строки У. Шекспира (с. 29). Попробуйте описать чувства, которые вы испытывали при чтении.

Выполнение теста (Слайды 21-22)

С помощь теста вы сейчас проверите себя, как вы поняли понятия сегодняшнего урока. Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.

Работа на листочках

Тест (высвечивается на экране).

1.Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

2.Честь – это ответственность за свое поведение.

3.Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

4.Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

5.Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

6.Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

7.Достоинство – это чувство превосходства над другими.

8.Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

Регулятивные:                                                                                                  -  создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;                                                                             -  развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.                                  Коммуникативные:                                                                                     -  создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;                                                                                                                  -  помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).                                                              Познавательные:                                                                                                             -  развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;                                                                                                                -  способствовать высказыванию детьми своего мнения;                                 -  развивать умение работать с разными видами информации.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде23:

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

Закончить урок хочется словами Редьярда Киплинга

(Слайд 24)

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Личностные:                                                                                                   -  способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.                                                      Коммуникативные:                                                                                          -  помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).                                                                                    Познавательные:                                                                                                -  способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.

Что ты будете делать для сохранения чести и достоинства?

 Домашнее задание (задание на выбор) (Слайд 25)

1.Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

2.Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кино-фильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

3.Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях

Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....

Проектная работа "Православные храмы" ОРКСЭ

ОРКСЭ. Тема "Храм". Проектная работа на тему "Православные храмы" ....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...