Активные приёмы и формы на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ на тему

Сапунова Татьяна Александровна

Активные приёмы и формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_i_priyomy_na_urokah_orkse.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

«Активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ»

        

Сапунова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

БОУ г. Омска « Гимназия № 9», г. Омск

«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться»

        (Б.Паскаль)

Этика как наука о нравственной жизни человека предполагает глубинное осмысление сущности вопросов бытия, столь важных для становления личности младших школьников и подростков. В соответствии с этим предлагаемый курс ОРКСЭ, а именно модуль «Основы светской этики» ориентирован на опосредованно выраженную помощь 4классникам в  самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром. Так, например, на вопрос анкеты «Что такое нравственность?» только 8 человек из 76 смогли дать ответ на первом занятии.

Данный модуль позволяет в системе раскрыть содержание предмета, даёт юному человеку опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создаёт условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации. Спустя два месяца в своих отзывах о предмете учащиеся пишут «В этом году у нас появился новый предмет «ОРКСЭ». Этот урок можно назвать уроком добра. На нём мы говорим о жизни, об отношениях между людьми, учимся помогать друг другу, заботиться о ближних.»

С этой целью занятия организуются как важный и серьёзный диалог, в процессе которого ученик «видит», «открывает» мир своего «я», определяет путь к нравственному взрослению. В этом на занятиях помогают такие формы работы как, анкетирование, тестирование, социальный опрос, игровые приёмы, элементы тренинга.

Для достижения результатов первого уровня (приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы, проникнутая неподдельными эмоциями и переживаниями. В этом помогает творческое общение педагога и детей, предполагающий отказ от сложившихся стереотипов, запрет на реализацию эмоциональных оценок, ставших привычными. На данном этапе учитель должен сам уметь выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта (опыта оценочных суждений), используя свои детские воспоминания. Открытость педагога, снятие им маски судьи и «оценщика», раскрытие в общении с детьми своих мыслей и чувств, проявление искренней заинтересованности жизнью и состоянием ребёнка. Употребление положительных убеждений: «Я предполагаю, что ты тоже это чувствуешь! », «Встань на место другого (мамы, папы, друга, учителя)», «Как ты умеешь успокаиваться?». Предметом общения  выступают реальные жизненные ситуации, примеры из художественных произведений, обсуждение кинофильмов («Золотая рыбка», «Чучело», «Сказка о Добре и Вре»).

Проблемно-ценностное общение организуется также через психологические тесты, такие как «Я, добро и зло», «Несуществующее животное», мини-сказка «Моль и утюг», углубляющие познание собственного внутреннего мира.

Для достижения результатов второго уровня (формирования позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества) используются элементы дискуссии, диспута, ассоциаций, игровые приёмы, оказывающие опосредованное влияние на нравственный выбор школьника: «Да и нет», «Калоши счастья», «Проблема на ладошке», «Добрый след», «Свиток».

Проектная деятельность выступает как форма для достижения результатов третьего уровня (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - это итоговые творческие уроки, подготовка презентаций, проекта «Моя семья», «Неделя добра», сочинение стихов, проведение конкурсов. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут или, как домашнее задание. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.

Конечные результат: мини- проекты –книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.

Приём «вложения труда», как опыт социального действия предполагает скрытую от глаз младшего школьника организацию его самостоятельной работы: помочь маме  или бабушке, без их просьбы, помочь библиотекарю расставить книги на полки, помочь пожилому человеку донести продукты, т. е. постараться быть похожими на тимуровцев.

В.А. Сухомлинский отмечал, что забота о людях является самой понятной, самой очевидной идеей, пробуждающей благородные чувства.

На каждом занятии обязательным  этапом является рефлексия, которая сопровождается следующими приёмами (продолжение незаконченных предложений, «цветок желаний», «веер», составление коллажа, отзыва). Синквейн - это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1.поступок

2.плохой, хороший

3.делать, действовать, нарушать

4.выражение моих мыслей

5.действие.

Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и сверстниками, школьник уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни.

        Список литературы

  1. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для педагогов-психологов / Т.Г. Григорьева, 2005.
  2. Дереклеева Н.И Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеурочной работе: Игровые упражнения..- М.:5 2008.
  3. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского.- М.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...

Технология активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

            Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, раз...

Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ

В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.

Выступление на семинаре по формированию читательской грамотности. Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и  моделирования информации являются таблицы. Работа с таблицами на уроках...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.

Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при  решении разного вида задач....

Применение активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

В данном материале описывается применение  активных методов на разных этапах урока ОРКСЭ, их положительное влияние на всестороннее развитие учеников....