Рабочая программа по ОРКС 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Каткова Лариса Михайловна

Рабочая программа по ОРКС 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_osnovy_religioznyh_kultur.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»

Беловского муниципального района

Кемеровской области

Рассмотрена                                 Принята                                       Утверждена:

на заседании ШМС                    на заседании педсовета               приказ №     от

протокол  №                                 протокол   №                               Директор школы: _____                                      

«     » _________  2014               «      »  _________   2014                                /Евдокимова Г.В.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам мировых религиозных культур

 для 4 класса

        

                                                                                                  Составитель

                                                                                                  Каткова Л.М.,

                                                                                                   учитель начальных  классов    

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

авторской программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики» - М.: Просвещение, 2012;

Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении     изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» и Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;

годового календарного учебного графика МБОУ «Старобачатская СОШ».

Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Настоящую программу обеспечивает учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур». Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. М. Просвещение, 2014

Цель – формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним.

Задачи:

формировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики;

способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;   

 способствовать воспитанию высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.

               ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире.  Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» носит культурологический характер и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

   ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные УУД

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину;

 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур;

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Регулятивные УУД

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные УУД

 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В 4 КЛАССЕ

Основы мировых религиозных культур

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община  – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы).  Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии  России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование

 раздела

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Основы мировых религиозных культур

34

Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

Изучают основы разных религиозных традиций.

Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Знакомятся со священными книгами.

Учатся сравнивать различные религиозные традиции.

Излагают свое мнение по повод значения религиозных традиций в жизни людей.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и сравнивать их.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

Готовят сообщения по выбраной теме.

       

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В 4 КЛАССЕ

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов – М.: Просвещение, 2014;

«Основы религиозных культур и светской этики». Программа для общеобразовательных учреждений. А.Я. Данилюк- М.: Просвещение, 2012;

Развитие исследовательских умений младших школьников / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с. – (Работаем по новым стандартам);

Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».– 2011.– № 9.– С.14–15;

Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.– 2011.–№ 4.– С.13–27.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

проектор мультимедийный;

мобильный сканер доски (интерактивная приставка);

документ-камера Mimio View;

компьютер;

доска маркерная с антибликовым покрытием.

Мультимедийные презентации:

Герои России;

Диалог культур;

Календарь православных праздников;

Семья;

Культура Древней Руси;

Православные праздники;

Христианство;

Основы мировых религиозных культур;

Священные книги;

Священные сооружения;

Россия.

Интернет-ресурсы:

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru;

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru;

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru;

Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf;

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/];


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...