Рабочая программа по ОРКС 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКС 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_osnovy_religioznyh_kultur.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»
Беловского муниципального района
Кемеровской области
Рассмотрена Принята Утверждена:
на заседании ШМС на заседании педсовета приказ № от
протокол № протокол № Директор школы: _____
« » _________ 2014 « » _________ 2014 /Евдокимова Г.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам мировых религиозных культур
для 4 класса
Составитель
Каткова Л.М.,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
авторской программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики» - М.: Просвещение, 2012;
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» и Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;
годового календарного учебного графика МБОУ «Старобачатская СОШ».
Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Настоящую программу обеспечивает учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур». Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. М. Просвещение, 2014
Цель – формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним.
Задачи:
формировать первоначальные представления об основах религиозных культур и светской этики;
способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
способствовать воспитанию высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» носит культурологический характер и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Регулятивные УУД
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные УУД
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В 4 КЛАССЕ
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | Основы мировых религиозных культур | 34 | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных традиций. Дают определения основных понятий религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся со священными книгами. Учатся сравнивать различные религиозные традиции. Излагают свое мнение по повод значения религиозных традиций в жизни людей. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбраной теме. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В 4 КЛАССЕ
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов – М.: Просвещение, 2014;
«Основы религиозных культур и светской этики». Программа для общеобразовательных учреждений. А.Я. Данилюк- М.: Просвещение, 2012;
Развитие исследовательских умений младших школьников / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с. – (Работаем по новым стандартам);
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».– 2011.– № 9.– С.14–15;
Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.– 2011.–№ 4.– С.13–27.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
проектор мультимедийный;
мобильный сканер доски (интерактивная приставка);
документ-камера Mimio View;
компьютер;
доска маркерная с антибликовым покрытием.
Мультимедийные презентации:
Герои России;
Диалог культур;
Календарь православных праздников;
Семья;
Культура Древней Руси;
Православные праздники;
Христианство;
Основы мировых религиозных культур;
Священные книги;
Священные сооружения;
Россия.
Интернет-ресурсы:
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru;
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru;
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru;
Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf;
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа по ОРКСЕ
4 класс...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...