Христианская семья.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок по ОРКСЭ. Основы православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Христианская семья. Урок ОРКСЭ. | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Брюховецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 ст. Брюховецкой
муниципального образования Брюховецкий район
Открытый урок по ОРКСЭ
«Христианская семья».
Класс: 4
Подготовила и провела
учитель начальных классов
М.В. Бурхан
Тема урока: Христианская семья
Цели урока:
- образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;
- воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям;
- развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с православными традициями в семье;
- дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: почитание старших, отзывчивости, трудолюбию, уважение;
- развивать монологическую речь детей, их креативное мышление;
- раскрыть значение понятий: семья, венчание, семейные ценности;
- воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями.
Ход урока
- Организационный момент. Слайд 2.
В жизни мудрость нас ведёт,
С каждым днём она растёт.
Вслед за ней и мы растём
И мудреем с каждым днём.
Ищем мудрые советы,
Мудрые даём ответы,
С мудростью дела ведём,
Мудрость слушаем во всём.
- Какое слово чаще всего встречалось в этом стихотворении?
-Как вы понимаете значение слова мудрость?
-Сегодня на уроке мы с вами приоткроем ещё одну завесу мудрости православия.
2. Опрос домашнего задания (фронтальный опрос)
-Что Бог вложил в библию, а что в «книгу природы»?
- Объясните значение словосочетания «экологический кризис»
- Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
- В чём проявляется милосердие к животным?
-Какие у вас обязанности перед домашними питомцами?
3. Работа над определением темы урока. Слайд 3.
-Тему нашего сегодняшнего урока вы узнаете, правильно ответив на мои вопросы.
Вопросы:
- Место, где жили Адам и Ева до грехопадения ( Эдем)
- Назовите имя Матери Иисуса Христа (Мария).
- Как звали сына старшего Адама (Авель)
- Как называется время воздержания от скоромной пищи ( Пост)
-Пророк, которому Бог дал 10 заповедей (Моисей)
- А теперь соберите слово из выделенных букв. (Семья.)
Правильно, тема нашего урока семья. И мы поговорим о христианской семье, её ценностях и традициях.
4. Введение нового материала
1) Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
- Почему часто говорят, что слово семья означает «семь я»? Слайд 4.
- Для чего люди создают семью?
- Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные).
Родственники бывают ближние и дальние.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
2) Работа с учебником (стр. 86)
Мы услышали ваши представления о семье. А сейчас откройте учебники на странице 86 и прочитайте как о понятии « христианская семья» говорит его автор.
3) Рассказ учителя о семейных традициях в православной культуре (сопровождается слайдами)
Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. Слайд 5.
На головы жениху и невесте возлагают венцы. Слайд 6. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.
Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть.
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Слайд 7.Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
- Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Слайд 8. Конечно, трудно. Но поэтому прежде решения о браке надо взвесить меру своей любви.
Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).
Физминутка
4) Самостоятельное чтение библейской истории (стр.87 )
5) Беседа по прочитанному
- С каким новым понятием вы встретились?
-Какое поведение называют хамским?
- Откуда появилось такое название?
Допустимо такое поведение в семье?
Как в семье должны относиться друг к другу? -Я хочу вас познакомить с еще одним понятием-тактичность.
- Объясните как вы понимаете это слово. Найдите объяснение в толковом словаре, прочитайте в учебнике (стр. 87).
5. Закрепление нового материала.
Работа в группах.
- В этом задании, ребята, вы должны проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопросы.
Каждая группа работает с текстом притчи « Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
-Какие семейные ценности можно выделить в притче?
-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.
-Опишите главу рода, какой он?
- Опишите владыку.
-Почему семья в притче названа непростой?
- Легко ли жить в такой большой семье?
-Что объединяло семью из притчи?
-Хотелось бы вам жить в такой семье?
Ребята, у каждой группы есть набор слов. Разделите их на две группы. Какие из них относятся к ценностям христианской семьи, а какие нет.
(любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность, хамство, зависть, ненависть).
Ценности христианской семьи: любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность. Слайд 9.
6. Итог урока.
Составление синквейна.
(что?) Семья
(какая?) Дружная. Большая.
(что делает? ) Радуется. Живёт. Богатеет.
(фраза или высказывание) Вся семья вместе – так и душа на месте.
(резюме, личное отношение) Это семь «я».
7. Домашнее задание.
По выбору:
- найти отрывки из стихотворений, раскрывающие семейные ценности;
- подобрать мудрые высказывания о семье;
- нарисовать герб своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Урок ОПК "Христианская семья" с презентацией.
Урок по новому курсу ОПК по учебнику А. Кураева с презентацией....
Родительское собрание: "Традиции и культура в христианской семье"
Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье явля...
Открытый урок по ОПК "Христианская семья"
Конспект урокаПрезентация "Христианская семья" Притчавидео к уроку можно скачать по ссылке: http://files.mail.ru/D73F681AD1A54176B45B393095820462...