ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
календарно-тематическое планирование по орксэ (2 класс) на тему
УЧИТЕЛЯМ , ВЗЯВШИМ НА СЕБЯ НЕЛЁГКИЙ ТРУД ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОПК, ПРЕДЛАГАЮ СВОЮ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d._opk_2.docx | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности»Основы православной культуры»» для 2-3 классов разработана на основе примерной программы«Духовно нравственная культура России»,для общеобразовательных школ, начальная школа. Авторы- составители: игумен Георгий (Шестун),Е.П.Бельчикова, Т.М. Сливкина. – Самара: ,2014г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства.
Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций.
Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Цель программы:
- духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.
Задачи программы:
__ изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Пути, средства , методы достижения цели.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4Демонстрационные
Методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем
2) комментированное чтение;
3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) сократический урок;
5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия.
- Беседа
- Сообщения
- Встречи со священнослужителями
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Внеаудиторные занятия
-Посещение храма
- -Выставки декоративно-прикладного искусства
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
Сведения о сроках реализации программы
Полный курс рассчитан на 3года обучения по 1 часу в неделю.
Согласно плану школы всего на изучение курса «Основы православной культуры России» в начальной школе выделяется 102 часа, из них по 34 часа во 2-х, 3-х классах (1час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Таблица распределения часов по годам обучения.
2 класс
№ | Разделы, темы | Часов по плану | Число аудиторных занятий | Число внеаудиторных занятий |
1 | В нале было слово | 1 | 1 | |
2 | Сотворение мира. Рай | 1 | 1 | |
3 | Матерь Господа Нашего | 1 | 1 | |
4 | Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники | 1 | 1 | |
5 | Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского | 1 | 1 | |
6 | Образ Богородицы: язык и символика одежды | 1 | 1 | |
7 | Плоды земные | 1 | 1 | |
8 | Мир пироды | 1 | 1 | |
9 | Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома | 1 | 1 | |
10 | Вера и суеверия | 1 | 1 | |
11 | На пути к высотам мудрости | 1 | 1 | |
12 | Чистота телесная и духовная | 1 | 1 | |
13 | Красота внешняя и внутренняя | 1 | 1 | |
14 | Нравственные понятия: добро и зло | 1 | 1 | |
15 | Люби ближнего как самого себя | 1 | 1 | |
16 | Рождественская ёлка | 1 | 1 | |
17 | Крещение господне | 1 | 1 | |
18 | Церковная седмица и государственная неделя | 1 | 1 | |
19 | Дела милосердия | 1 | 1 | |
20 | Отношение к родителям | 1 | 1 | |
21 | Урок нравственности | 1 | 1 | |
22 | День Защитника Отечества | 1 | 1 | |
23 | Православная и народная традиция. Пост | 1 | 1 | |
24 | Иисус Христос – Спаситель мира | 1 | 1 | |
25 | Чудеса в жизни и в сказках | 1 | 1 | |
26 | Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления | 1 | 1 | |
27 | Вербное воскресение | 1 | 1 | |
28 | Пасхальная седмица | 1 | 1 | |
29 | Ученики Иисуса Христа | 1 | 1 | |
30 | День славянской письменности и культуры | 1 | 1 | |
31 | Посещение храма | 1 | 1 | |
32 | Творческие работы. | 1 | 1 | |
33 | Экскурсии | 1 | 1 | |
34 | Экскурсии | 1 | 1 | |
Итого | 34 часа | 12 | 22 |
Содержание курса
- Урок – беседа. В нале было слово. Слово – помощник. Бессловесность. Устное народное творчество. Библия.
- Урок – сообщение. Сотворение мира. Рай. Блаженство. Первые люди в раю
- Экскурсия в храм. Матерь Господа Нашего. Икона. Иисус Христос. Дева Мария - Богородица. 4. Урок – беседа. Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники. Молитва. День Ангела.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского. Житие. Псалтирь. Преподобный.
- Интеллектуально – познавательная игра. Образ Богородицы: язык и символика одежды. Грех. Материальная и духовная защита.
- Урок – беседа. Плоды земные. Откуда хлеб на стол пришёл? Нравственная задача.
- 7.Акция по уборке пришкольного участка. Мир природы. Природа. Умиротворение.
- Экскурсия в храм. Казанская Икона Божией Матери – хранительница русского дома. Красный угол. Праздник примирения и согласия.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Вера и суеверия.Заповедь «Не сотвори себе кумира». Доброе имя.
- Урок – викторина. На пути к высотам мудрости. Честь. Благочестие. Репутация. Долг чести.
- Урок - беседа. Чистота телесная и духовная. Мысли. Желания. Воля. Чистая душа.
- Творческие проекты учащихся. Красота внешняя и внутренняя.
- Обыгрывание проблемных ситуаций. Нравственные понятия: добро и зло. Фреска. Обида. Вежество.
- Встреча со священнослужителем. Люби ближнего как самого себя. Гордость. Гнев. Зависть. Недовольство.
- Урок – концерт. Рождественская ёлка. Рождество Христово. История праздника.
- Экскурсия в храм. Крещение господне.Таинство крещения.
- Урок – сообщение. Церковная седмица и государственная неделя. Церковный календарь.
- Акция «Помоги ближнему». Дела милосердия. Притча. Милосердие.
- Обыгрывание проблемной ситуации. Отношение к родителям.Заповедь Божия « Чти отца твоего и матерь твою»
- Творческие проекты. Урок нравственности. Полезные и вредные привычки.
- Творческие проекты. День Защитника Отечества. Отечество. Как быть полезным своему Отечеству.
- Творческие проекты. Православная и народная традиция. Пост. Говеть.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Иисус Христос – Спаситель мира. Икона «Святая Троица». Библейские рассказы.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Чудеса в жизни и в сказках. Чудо. Чудотворные предметы. Чудотворцы
- Урок – сообщение. Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник духовного обновления. Благовещение. Архангел.
- Урок – беседа. Вербное воскресение .История праздника.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Пасхальная седмица. История праздника. Пасха в царской семье. Традиции каждой семьи
- Урок – сообщение. Ученики Иисуса Христа. Андреевский флаг. Апостол Андрей Первозванный. Святые первоверховые апостолы Пётр и Павел
- Творческие проекты. День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Знакомство с церковнославянскими буквицами
- Посещение храма. Храм внутри. Правила поведения в храме
31,32Творческие проекты. Рассказ о православных храмах Самары
33,34. Экскурсии. Экскурсии (святой источник)
3 классс
№ п\п | Разделы, темы | Часов по плану | Число аудиторных занятий | Число внеаудиторных занятий |
1 | Аз и Буки – начало науки | 1 | 1 | |
2 | Начать с азов | 1 | 1 | |
3 | Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства. | 1 | ||
4 | Традиции празднования именин | 1 | 1 | |
5 | Семья преподобного Сергия Радонежского | 1 | 1 | |
6 | Покров Пресвятой Богородицы: история праздника | 1 | ||
7. | « В поте лица твоего будешь есть хлеб» | 1 | 1 | |
8 | Природный и духовный мир | 1 | 1 | |
9 | Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери | 1 | 1 | |
10 | Язычество древних славян | 1 | 1 | |
11 | Уроки нравственности | 1 | 1 | |
12 | Традиции семейной трапезы (Филипповский пост) | 1 | 1 | |
13 | Введение во Храм Пресвятой Богородицы | 1 | 1 | |
14 | Выбор пути духовного и земного. | 1 | 1 | |
15 | Заповеди о любви. Совесть | 1 | 1 | |
16 | Рождество Христово | 1 | 1 | |
17 | Крещение Господне | 1 | 1 | |
18 | Любовь к детям. Христос и дети | 1 | 1 | |
19 | Дела милосердия | 1 | 1 | |
20 | Отношение святых отцов к животным | 1 | 1 | |
21 | Урок нравственности | 1 | 1 | |
22 | День защитника Отечества | 1 | 1 | |
23 | Общение с миром. Время очищения | 1 | 1 | |
24 | Строение семьи. Мир в семье | 1 | 1 | |
25 | Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем» | 1 | 1 | |
26 | Благовещение Богородицы | 1 | 1 | |
27 | Вход Господень в Иерусалим: историческое событие | 1 | 1 | |
28 | Пасхальная седмица | 1 | 1 | |
29 | Радоница – Вселенская Пасха | 1 | 1 | |
30 | День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла | 1 | 1 | |
31 | Посещение храма. Внутреннее устройство храма | 1 | 1 | |
32 | Труд – основа жизни | 1 | 1 | |
33- 34 | Экскурсии | 2 | ||
Итого | 34часа | 10часов | 24часа |
Содержание курса
1.Библиотечный урок. Аз и Буки – начало науки. Азбука. Букварь. Библиотека твоей семьи.
2.Урок - беседа. Начать с азов. Начать с азов (аз есмь…). Азы церковнославянского языка: А – АЗЪ. Словарная работа :Аминь. Аллилуйя.
3.Урок - сообщение. Рождество Богородицы – начало Божественного Домостроительства. Описание жизни Богородицы.
Б-БУКИ, В – Веди. Словарная работа: образ.
4. Праздник «День именинника. Традиции празднования именин. Отличие именин от дня рождения. Азы церковнославянского языка: Д- ДОБРО. Словарная работа: ангел – хранитель.
5. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Семья преподобного Сергия Радонежского.Семья отрока Варфоламея. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители. Азы церковнославянского языка: Е – ЕСТЬ. Словарная работа: обитель, монах.
6. Урок – сообщение. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника. История события 10 в. по РХ в Греческой империи. Явление присвятой Богородицы во Влахернском храме. Азы церковнославянского языка: Ж – Живете.
Словарная работа: жизнь.
7. Экскурсия в пекарню. « В поте лица твоего будешь есть хлеб». Ветхозаветная история «… в поте лица твоего…» (Быт.3:17). Уважительное отношение к труду хлебороба. Азы церковнославянского языка: З – ЗЕЛО, s – ЗЕМЛЯ
Словарная работа: хлеб, земля.
8. Творческие проекты. Природный и духовный мир. Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Азы церковнославянского языка: И- ИЖЕ, i - И .
9. Творческие проекты. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божьей Матери.
Празднование праздника иконы Казанской Божьей Матери в России («Казанская» летняя и «Казанская» зимняя.
Азы церковнославянского языка: К- КАКО
10. Урок- беседа. Язычество древних славян. Изображение идолов в русских народных сказках, былинах. Элементы языческой культуры в русской жизни. Азы церковнославянского языка: Л- ЛЮДИ. Словарная работа: язычество, капища.
11. Обыгрывание проблемной ситуации. Уроки нравственности. «Грех – родоначальник всех зол в мире… от первого падения человека».Азы церковнославянского языка: М – Мыслите, Н-НАШЪ. Словарная работа: добродетель 12. Урок – беседа. Игра «Трапеза». Традиции семейной трапезы (Филипповский пост). Подготовка к трапезе. Моё место за столом. Отношение к еде и сотрапезникам. Благодарение за трапезу. Азы церковнославянского языка: О- ОНЪ, W- ОМЕГА. Словарная работа: трапеза
13. Урок – сообщение. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Описание события введения во храм. Израильская традиция посвящения Богу. Азы церковнославянского языка: П – ПОКОЙ. Словарная работа: лик.
14. Обыгрывание проблемной ситуации. Выбор пути духовного и земного. Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности. Азы церковнославянского языка: Р – РЦЫ. Словарная работа: распутье
15. Обыгрывание проблемной ситуации. Заповеди о любви. Совесть. Как любить самого себя? Чистая совесть – что это? Как ты проявляешь любовь к родителям? Азы церковнославянского языка: С – СЛОВО. Словарная работа: совесть, любовь дочерняя и сыновья, братская любовь
16. Урок - инсценировка. Рождество Христово. О празднике Рождества Христова, «Дары Волхвов». Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО (твердь, тварь, творец, утварь). Словарная работа: сочельник
17. Выставка творческих работ. Крещение Господне. Как подготовиться к празднику Крещения. Чудо Крещенской воды. Азы церковнославянского языка: Т – ТВЕРДО и Х – ХЕРЪ – греческие буквы в русском алфавите
18. Урок – беседа. Любовь к детям. Христос и дети. Новозаветная история: Христос и дети (Мф. 19:13 -15; МК. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-16) Любовь родителей к детям
Азы церковнославянского языка: Ц –ЦЫ, Ч ЧЕРВЬ. Словарная работа: благословление
19. Акция «Помоги ближнему». Дела милосердия. Новозаветная история: Как накормили апостолов Воскресшего Христа (Лк. 24: 36 -43). Накормить алчущего и напоить жаждущего. Азы церковнославянского языка: Ш-ША, Щ – ЩА
Словарная работа: алкать, алчущий
20. Урок - сообщение. Отношение святых отцов к животным. Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (16 в.) Азы церковнославянского языка: Ю –Ю
21. Обыгрывание проблемной ситуации. Урок нравственности. «Не осуждай – не будешь осужден». Грех ябедничества. Прощение и Прощённое воскресение. Азы церковнославянского языка: Ъ – ЕРЪ, Ь –ЕРЬ, Ы – ЕРЫ; Словарная работа: суждение, осуждение, ябеда.
22. Праздник «Защитники Отечества». День защитника Отечества. Утренник «Встань за веру, русская земля!» Встреча с ветеранами войны и труда. Азы церковнославянского языка: L ЯТЬ
23. Урок – сообщение. Общение с миром. Время очищения. «Имеющий уши, да услышит» ( Откровение Иоана Богослова, глю3; п. 22): умение слушать и слышать. Азы церковнославянского языка: Т –ТЬ
24. Творческая работа «Семья – это 7 Я!!!» Строение семьи. Мир в семье. Мироустроение семьи. Взаимоотношения в семье. Просите ли вы прощение друг у друга? Умеете ли вы прощать? Жития святых: прп. Тита Печерского, бывшего воина. Азы церковнославянского языка: ОУ – U; у – ОУКЪ;
25. Урок – беседа. Значение Имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем». Иисус; Спаситель; Мессия; Эммануил; Господь Саваоф; Азы церковнославянского языка: Э –Я
26. Творческая работа. Иконы с изображением Пресвятой Богородицы. Благовещение Богородицы. Дева Мария и архангел Гавриил. Азы церковнославянского языка: Я - ЮСЬ;
27. Урок – сообщение. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие. Вход Господень в Иерусалим – историческое событие. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.
28. Выставка творческих работ. Пасхальная седмица.Русская традиция празднования пасхальной седьмицы.
Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв. Словарная работа: благовест
29. Творческая работа. Радоница – Вселенская Пасха. История возникновения традиции празднования Радоницы. Смысл понятия «Радоница». Правила поведения на кладбище. Азы церковнославянского языка: повторение изученных букв.
Словарная работа: Радоница
30. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла
Особенности начертания букв.
31.Урок – экскурсия. Посещение храма. Внутреннее устройство храма. Внутреннее убранство храма: притвор, средняя часть, алтарь, иконостас, царские врата. Храмовые иконы
32. Встреча со священнослужителем. Труд – основа жизни. Труд духовный, физический, умственный.
33,34. Урок – экскурсия. Экскурсии по святым местам. Святой источник. Храм Кирилла и Мефодия г. Самара. Православный центр
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей , истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Личностные результаты
_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
5.Формы и виды контроля.
1.Выставки работ.
2.Конкурсы.
6.Методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение материала достигается на занятиях под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Основная сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.
Проведение занятий предполагает не столько кратковременность времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «Основы православной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории христианства.
Рекомендует привлекать священников, православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи;
посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
CD\DVDпроигрыватель.
Телевизор.
Мультимедийный компьютер
Мультимедиа-проектор.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
Экран (на штативе или навесной).
Фотоаппарат.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные обучающие программы.
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.
DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи;
DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы;
DVD- фильмы, творчество художников
Литература для учителя
1.Учебная программа курса «Основы православной культуры». Авт. Игумен Георгий (Шестун), игумен Киприан ( Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.И. Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2008.-180с.
2.Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.
3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008
4.Библия. Ветхий и Новый Завет
5.Книги о художниках и художественных музеях.
6.Словарь искусствоведческих терминов.
7.Портреты русских и зарубежных художников.
Литература для учащихся
- «Духовно нравственная культура России». Книга для учащихся 1 и 2 классов по курсу « Основы православной культуры»/ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.-216с.
2. Кириллица – священная азбука/ Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.- 216с.
3.Детская Библия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Выступление на районной конференции "Эффективные формы и методы работы в рамках предмета « Основы православной культуры» в начальной школе".
Опыт работы по программе Л. Шевченко " Основы православной культуры"...
Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."
Данный материал знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....
Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.
Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология ...
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков православной к...
Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе
Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...
К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры, традиций, в том числе и религиозных, своей страны и своего народа. Только человек ...