Урок "Культура и религия" по ОРКСЭ ,4 класс,УМК-"Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Авхатова Альфия Ахатовна

Урок поможет детям разобраться в  таких понятиях,как культура и религия,увидеть   различия и то,что что их объединяет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по ОРКСЭ28.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средней школы №296 Фрунзенского района города

 Санкт-Петербурга

Конспект урока  по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) в 4 классе

 "Культура и религия"

УМК «Начальная школа»

подготовила

учитель начальных классов

Авхатова Альфия Ахатовна

г. Санкт-Петербург
2015

                                                Каждая религиозная система

                                                                       отражает условия культуры человечества

 в определенный период и в определенном месте,

 и поэтому имеет свою собственную тональность.

Инаят Хан Хидаят

Комментарии к афоризмам, высказываниям и цитатам


Тип урока: урок получения новых знаний .

Цель урока:

  1. Мотивация к познанию нового предмета;
  2. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия».
  3. Формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура», «религия»,  «патриотизм».
  4. Расширять кругозор, развивать  потребность в общении, умение  работать с текстом.

Планируемые результаты обучения (УУД):

Познавательные: формирование  представлений о разнообразии культурных традиций; установление  связей  представлений о Родине с понятиями  «культура» и «религия»
   Коммуникативные: формирование умений высказывать свои мысли,умений понимать и принимать точку зрения другого человека,

умение вести диалог;

Личностные: воспитание  бережного  отношения  к духовным и материальным ценностям;воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов, уважительного  отношение к различиям  культур, как к норме человеческой жизни.

Регулятивные: формировать умения планировать и распределять работу.


   Основные термины и понятия: религия, мировые религии, национальные религии, ритуал.

Оборудование:использование ИКТ,Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация,

Ход урока

I На доске написана тема урока: «Культура и религия»

Организационный момент.

II Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. Распределение детей по группам.

III. Актуализация знаний

В названии темы мы видим два слова: “культура” и “религия”.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

IV. Постановка темы урока, цели и задач:

- Сегодня на уроке мы узнаем:

-  Что такое культура?

-  Как связаны культура и религия?

-  Как должен вести себя культурный человек?

V. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».

2.Как должен вести себя культурный человек?Что написано в толковом словаре С.И. Ожегова о культурном человеке? Что писал об этом Чехов?

  -Культурный человек везде остаётся культурным.

-В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя.

-А.П.Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

3.Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?

4. Из приведенных  ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.Объясни.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

5.Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

• честность

•аккуратность

• хамство

• вежливость

• жадность

• лживость

• ябедничество

• враньё

• навязчивость

• безразличие

•предательство

• уважение старших

• милосердие

•  дружба

6.Так что же отличает культурного человека?

Прочитайте высказывание. Объясните.

«При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их.  Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).

В науке есть и другое определение понятия «Культура».  Откройте учебник   на стр.8 и прочитайте определение.

Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?

К памятникам культуры мы относим (например):

- предметы повседневной жизни, которые создал человек;

- орудия труда;

- прекрасные дома и большие крепости;

- идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;

- нравственные нормы поведения человека;

- религия

7.Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.

Многие памятники материальной  и духовной культуры возникли в связи    с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

8.Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

  1. В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
  1. Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.
  2. Скульптура –изображение делается в объеме.
  3. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.
  4. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

-Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

-Искусство скульптуры создавало  и создает статуи богов и святых

-Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

-Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

-МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

-В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.И сегодня нам известно немало музыкальных   произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)

9.Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.

  1. «Олух царя небесного»
  2. «Запретный плод сладок»
  3. «Начнем, пожалуй, помолясь»
  4. «Ну, с Божьей помощью!»
  5. «На Бога надейся, но и сам не оплошай»
  6. «Ну прямо божья благодать!»
  7. «Живу как в раю!»
  8. «Свято место пусто не бывает»
  9. «Креста на тебе нет!»

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.

VI. Подведение итогов.

1.Вспомните начало нашего урока.Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.

-Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

-  Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?

VII. Домашнее задание.

-Продолжите предложение, напишите мини сочинение.

Культурный человек-это тот,кто...

-Взять интервью у родных, что они знают о религии, и рассказать им то, что узнал на уроке.

VIII. Рефлексия.

Ребята, скажите  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…

Спасибо за сотрудничество на уроке!

Список использованной литературы

1.Латышина Д.И.,Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики.4-5 классы:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2010.

2. Словарь В.И. Даля,

3.«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова,


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://go.mail.ru/search?utf8in=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC&fr=ffspt1&ffsputnik=1

2. Автор и источник заимствования  дополнительных материалов неизвестен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающий мир 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по предмету окружающий мир 2 класс. Тема урока :"Звери леса"...

Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")

Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru  Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В»  МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...

урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")

Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Рабочая программа по технологии для 2 класса система «Начальная школа 21 века» учителя начальных классов Осокиной Елены Николаевны 2013-2014уч.год

Рабочая программапо технологиидля 2 класса  система «Начальная школа 21 века»учителя начальных классовОсокиной Елены Николаевны2013-2014уч.год...