Урок по ОРКСЭ модуль "Светская этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Светская этика», в 4 классе на тему «Свобода и моральный выбор человека» | |
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации о свободе и моральном выборе человека, моральном конфликте. |
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока по содержанию
Образовательная: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор». Раскрыть суть понятий “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.
Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
Воспитательная: Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.
Ожидаемый результат:
личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора человека;
метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые,
Средства обучения: «Основы светской этики», учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2011 год.
Мультимедийная презентация (см. вложенный файл).
Притчи: http://www.youtube.com/watch?v=lPkwHQmIIYQ&index=3&list=PLAHwtEMpOk5fH32ooA8gkUnoshvGbT8wV
http://www.youtube.com/watch?v=6EVZfPJ6U-I
Ход урока.
1. Организация деятельности учащихся.
Эмоциональный настрой на урок.
Учитель: Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в самом лучшем месте на свете. Светит ласковое солнышко, дует легкий ветерок. Какие слова подойдут для описания ваших чувств? Что вы представляете? (Слайд 1).
Ответы детей.
2. Работа с видеорядом «Кто счастлив».
Кто чувствует себя счастливым и почему?
Учитель: Посмотрите на слайды и ответьте, кто из изображенных на них персонажей счастлив и почему. (Слайд 2).
Что объединяет счастливых животных?
Ответы детей. Выход на слово свобода, на то, что животные свободны.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение.
Учитель: Какие слова вам приходят на ум, когда слышите слово свобода? (Слайд 3).
Ответы детей.
Учитель: Мне на ум приходят следующие слова (Слайд 4).
Как по-вашему, о чем пойдет речь на этом уроке? (Слайд 5).
Дети формулируют тему урока - «Свобода».
4. Работа со словарями.
Учитель: Для следующей работы организуйтесь в 3 группы.
Дети образуют группы по 6-7 человек, поворачиваясь к следующей парте
Учитель: У вас на столе лежит текст определений слова «Свобода», взятое из разных словарей. (Слайд 6). У каждой группы по одному определению.
I-Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Словарь В.И. Даля
II-Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь С.И. Ожегова
II-Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь
Учитель: Какое слово или словосочетание можно выделить как самое главное? (Слайд 7).
Ученики работают в группах, выбирают главное слово.
Учитель выделяет маркером на доске слова, которые выделяют ребята.
Учитель: Так давайте подведём итог. Что же такое свобода?
Найдите определение в учебнике на стр.22. Чтение текста учебника. Два абзаца.
5. Проблемные вопросы. (Слайд 9).
Учитель: Мы уже познакомились со значением слова. Как вы думаете, что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Ответы детей.
Учитель корректирует ответы детей.
6. Работа с видеопритчей (Слайды 10)
http://www.youtube.com/watch?v=lPkwHQmIIYQ&index=3&list=PLAHwtEMpOk5fH32ooA8gkUnoshvGbT8wV
Учитель: Я хочу вам предложить посмотреть притчу и подумать: «В чём проявляется свобода каждого из героев притчи?»
Учитель: С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.
7. Вопросы на понимание термина «Моральный выбор». (Слайд 14)
- Как связана свобода с моральным выбором?
- Что влияет на выбор?
- Всегда ли у человека есть выбор?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
Ответы детей.
8. Чтение статьи из пособия для учащихся. Работа в группах.
Учитель: Образуйте группы. Найдите в статье учебника на странице 22-23 ответы на следующие вопросы (Слайд 15):
I-1. От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
II-2. Как должен поступать добродетельный человек?
III-3. Что такое моральный конфликт?
Ответы детей.
9. Работа с примером о моральном выборе. (Слайд 16)
Учитель: Давайте разберём несколько примеров морального выбора.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?
1) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
2) куплю много конфет и угощу всех товарищей;
3) поступлю по-другому.
10.Дети делают выбор и объясняют его.
(Слайд 17)
11.Притча о двух волках: (Слайд 18)
Учитель: Я хочу предложить вам ещё одну притчу. Которую комментировать не буду.
Каждый должен выбор для себя сам.
http://www.youtube.com/watch?v=6EVZfPJ6U-I
12.Продолжите незаконченные предложения: (Слайд 19)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы.
Подумайте прежде чем написать, ведь ваши ответы могут стать установкой к вашим последующим действиям и поведению!
Я ХОЧУ…
МНЕ НЕЛЬЗЯ…
МНЕ МОЖНО…
Я МОГУ БЫТЬ….
Например: Я могу быть сильным и смелым, или слабым и нерешительным
13.Домашнее задание: (Слайд 20)
Найдите в учебнике вопросы для домашнего задания на стр.23.
14. Рефлексия.
Учитель: У вас на столе лежат карточки разных цветов. Подумайте и поднимите вверх одну из них. (Слайд 21)
Если вы готовы делать моральный выбор - зеленая карточка,
задумываетесь - желтая карточка,
ещё не готовы – красная карточка.
Учитель благодарит за работу на уроке.
Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Словарь В.И. Даля
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь С.И. Ожегова
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь
Я ХОЧУ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
МНЕ НЕЛЬЗЯ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
МНЕ МОЖНО________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я МОГУ БЫТЬ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я ХОЧУ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
МНЕ НЕЛЬЗЯ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
МНЕ МОЖНО________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я МОГУ БЫТЬ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я ХОЧУ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
МНЕ НЕЛЬЗЯ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
МНЕ МОЖНО________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я МОГУ БЫТЬ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"
Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...
Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....
Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"
Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...