Урок по ОРКСЭ модуль "Светская этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Душенина Светлана Дмитриевна

Свобода и моральный выбор человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Свобода и моральный выбор23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету ОРКСЭ,

 модуль «Светская этика»,

в 4 классе на тему

«Свобода и моральный выбор человека»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации о свободе и моральном выборе человека, моральном конфликте. 

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока по содержанию

Образовательная: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор». Раскрыть суть понятий “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.

Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Воспитательная: Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Ожидаемый результат:

личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора человека;

метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые,

Средства обучения: «Основы светской этики», учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2011 год.

Мультимедийная презентация (см. вложенный файл).

Притчи: http://www.youtube.com/watch?v=lPkwHQmIIYQ&index=3&list=PLAHwtEMpOk5fH32ooA8gkUnoshvGbT8wV

http://www.youtube.com/watch?v=6EVZfPJ6U-I 

Ход урока.

1. Организация деятельности учащихся.

Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в самом лучшем месте на свете. Светит ласковое солнышко, дует легкий ветерок. Какие слова подойдут для описания ваших чувств? Что вы представляете? (Слайд 1).

Ответы детей.

 2. Работа с видеорядом «Кто счастлив».

Кто чувствует себя счастливым и почему?

Учитель: Посмотрите на слайды и ответьте, кто из изображенных на них персонажей счастлив и почему. (Слайд 2).

Что объединяет счастливых животных?

 Ответы детей. Выход на слово свобода, на то, что животные свободны.

 3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение.

Учитель: Какие слова вам приходят на ум, когда слышите слово свобода? (Слайд 3).

Ответы детей.

 Учитель: Мне на ум приходят следующие слова (Слайд 4).

Как по-вашему, о чем пойдет речь на этом уроке? (Слайд 5).

 

Дети формулируют тему урока - «Свобода».

 4. Работа со словарями.

Учитель: Для следующей работы организуйтесь в 3 группы.

Дети образуют группы по 6-7 человек, поворачиваясь к следующей парте

 Учитель: У вас на столе лежит текст определений слова «Свобода», взятое из разных словарей. (Слайд 6). У каждой группы по одному определению.

 

I-Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Словарь В.И. Даля

II-Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Толковый словарь С.И. Ожегова

 II-Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

 Учитель: Какое слово или словосочетание можно выделить как самое главное? (Слайд 7).

Ученики работают в группах, выбирают главное слово.

Учитель выделяет маркером на доске слова, которые выделяют ребята.

 Учитель: Так давайте подведём итог. Что же такое свобода?

Найдите определение в учебнике на стр.22. Чтение текста учебника. Два абзаца.

 

5. Проблемные вопросы. (Слайд 9).

Учитель: Мы уже познакомились со значением слова. Как вы думаете, что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

 

Ответы детей.

Учитель корректирует ответы детей.

 6. Работа с видеопритчей (Слайды 10)

http://www.youtube.com/watch?v=lPkwHQmIIYQ&index=3&list=PLAHwtEMpOk5fH32ooA8gkUnoshvGbT8wV

Учитель: Я хочу вам предложить посмотреть притчу и подумать: «В чём проявляется свобода каждого из героев притчи

Учитель: С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

7. Вопросы на понимание термина «Моральный выбор». (Слайд 14)

- Как связана свобода с моральным выбором?

- Что влияет на выбор?

- Всегда ли у человека есть выбор?

- Какими качествами должен обладать  человек, чтобы делать осознанный выбор?

Ответы детей.

 8. Чтение статьи из пособия для учащихся. Работа в группах.

Учитель: Образуйте группы. Найдите в статье учебника на странице 22-23 ответы на следующие вопросы (Слайд 15):

I-1. От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

II-2. Как должен поступать добродетельный человек?

III-3. Что такое моральный конфликт?

Ответы детей.

9. Работа с примером о моральном выборе. (Слайд 16)

Учитель: Давайте разберём несколько примеров морального выбора.

Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?

1) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;

2) куплю много конфет и угощу всех товарищей;

3) поступлю по-другому.

10.Дети делают выбор и объясняют его.

(Слайд 17)

 

11.Притча о двух волках: (Слайд 18)

Учитель: Я хочу предложить вам ещё одну притчу. Которую комментировать не буду.

Каждый должен выбор для себя сам.

http://www.youtube.com/watch?v=6EVZfPJ6U-I 

12.Продолжите незаконченные предложения: (Слайд 19)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы.

Подумайте прежде чем написать, ведь ваши ответы могут стать установкой к вашим последующим действиям и поведению!

Я ХОЧУ…

МНЕ НЕЛЬЗЯ…

МНЕ МОЖНО…

Я МОГУ БЫТЬ….

Например: Я могу быть сильным и смелым, или слабым и нерешительным

13.Домашнее задание: (Слайд 20)

Найдите в учебнике вопросы для домашнего задания на стр.23.

 

14. Рефлексия.

Учитель: У вас на столе лежат карточки разных цветов. Подумайте и поднимите вверх одну из них. (Слайд 21)

Если вы готовы делать моральный выбор - зеленая карточка,

задумываетесь  - желтая карточка,

ещё не готовы – красная карточка.

 

Учитель благодарит за работу на уроке.

 


Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Словарь В.И. Даля

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Толковый словарь С.И. Ожегова

 Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

Я ХОЧУ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

МНЕ НЕЛЬЗЯ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

МНЕ МОЖНО________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я МОГУ БЫТЬ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я ХОЧУ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

МНЕ НЕЛЬЗЯ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

МНЕ МОЖНО________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я МОГУ БЫТЬ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я ХОЧУ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

МНЕ НЕЛЬЗЯ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

МНЕ МОЖНО________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я МОГУ БЫТЬ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"

Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Урок по ОРКСЭ светская этика "Добро и зло"

Данный урок направлен на освоение темы"Добро и зло" в рамках ОРКСЭ(светская этика)....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...