Статья по православной культуре "Жизненный подвиг княгини Елизаветы Федоровны"
классный час по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Оглавление
I. Введение. 2
II.Основная часть. 5
1. Детство Елизаветы Федоровны.
2. Знак судьбы.
3.Принятие православия.
4. Белый Ангел Москвы.
5..Марфо-Мариинская обитель.
6. Мученическая смерть Великой княгини Елизаветы Федоровны.
7.Канонизация.
III.Практическая часть. 11
Классный час на тему: «Духовно-нравственный
подвиг святой Елизаветы Федоровны».
IV.Заключение. 16
V.Литература. 17
I.Введение.
Есть личности, которые и при жизни были очень скромными, да и после их ухода на небеса, о них также трудно говорить. Конечно, лучше читать, конечно, лучше молиться ей – святой преподобномученице Елизавете. Она, конечно, совершенно изумительная звезда на небе женской святости. У нас было много женщин в истории, которых мы почитаем, как святых, надеюсь, будут и дальше, где-нибудь в монастырях, осененные благодатью Божией, возрастать матушки, которых наши потомки будут также почитать, как святых жен.
Кто же такие святые? Свято́й — личность, особенно чтимая в различных религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между Богом и людьми. Святых мы называем подвижниками благочестия, потому что святость есть путь непрестанного духовного восхождения, а это сопряжено с тяжелым внутренним подвигом, с преодолением в себе всего порочного и низменного. Есть древнее сказание о том, как однажды философ Сократ, идя с учениками по улицам Афин, встретил гетеру, которая надменно сказала: «Сократ, ты слывешь мудрецом и пользуешься у учеников уважением, а хочешь, я скажу одно слово, и все они тут же побегут за мною?» Сократ ответил: «В этом нет ничего удивительного. Ты зовешь их вниз, а для этого не нужно никаких усилий. Я же призываю их к возвышенному, а это требует большого труда». Святость и есть непрестанное восхождение, при котором естественно требуются усилия. Святость – кропотливый труд, созидание в себе образа Божия, подобно тому как ваятель высекает из бездушного камня удивительный шедевр, способный пробуждать души окружающих. Почитание святых – важная составная часть православного вероучения. Святые – земные люди, достигшие обожания, состояния причастности Богу через пронизанность божественными энергиями, которое дается им как награда за праведность. Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы бренного существования, они становились реальными, телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. С точки зрения осмысления истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, которые ярко характеризуют ту или иную историческую эпоху Русский историк Г.П.Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры.
Трудно поверить, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны, словно сладкозвучные сирены, манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью?
Тема «Духовно-нравственный подвиг святой Елизаветы Федоровны» актуальна в наше время, так как духовно-нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели, новый глубокий смысл потому как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя, задуматься о смысле своей жизни. Преподобная Елизавета Федоровна - одна из самых близких нам и любимых русских святых.
Цель исследования: выяснить, в чем заключается нравственный подвиг
Елизаветы Федоровны.
Задачи исследования:
- Познакомиться с фактами биографии святой Елизаветы Федоровны.
- Выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей святой.
- Проследить путь духовного восхождения.
- Определить в чем роль святой Елизаветы Федоровны для современного общества в целом и для отдельно взятого человека?
Объектом исследования является личность Елизаветы Федоровны..
Предмет исследования - жизненный путь святой Елизаветы Федоровны.
Данная работа может служить материалом для проведения классных часов, музейных уроков и экскурсий для учащихся.
II.Основная часть.
1. Детство Елизаветы Федоровны.
Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (официально в России — Елисавета Феодоровна) родилась 20 октября (1 ноября) 1864 в Германии, в городе Дармштадт. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Еще одна дочь этой четы (Алиса) станет впоследствии императрицей Российской Александрой Федоровной.
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.
Родители Елизаветы Федоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елизавета Федоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой её дальней родственницы Елизаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя.
О ней все говорили, как об ослепительной красавице, а в Европе считали, что есть только две красавицы на Европейском Олимпе, и та и другая-Елизаветы.
Елизавета Австрийская, супруга императора Франца Иосифа, и Елизавета
Федоровна.
2. Знак судьбы.
В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II. До этого все претенденты на ее руку получали категорический отказ. Решение о женитьбе было принято в нелегкое для великого князя Сергея Александровича время: летом 1880 года скончалась его мать, Мария Александровна, которую он обожал, а меньше чем через год, бомба народовольца Игнатия Гриневицкого оборвала жизнь его отца, императора Александра II. Пришло время ему вспомнить слова воспитательницы, фрейлины Анны Тютчевой, которая писала молодому князю: «По вашей натуре Вам надо быть женатым, Вы страдаете в одиночестве». У Сергея Александровича действительно было несчастное свойство углубляться в себя, заниматься самоедством. Ему нужен был близкий человек… И он такого человека нашел. Венчались в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, и, конечно, на принцессу не могла не произвести впечатления величественность события. Красота и древность обряда венчания, русская церковная служба словно ангельское прикосновение поразили Елизавету, и она уже не смогла забыть этого чувства всю свою жизнь. У нее возникло неодолимое желание познавать эту загадочную страну, ее культуру, ее веру. И облик ее стал меняться: из холодноватой немецкой красавицы великая княгиня постепенно превращалась в одухотворенную, всю как будто светящуюся внутренним светом женщину. Большую часть года семья проводила в их имении Ильинское в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Но были и балы, гуляния, театральные постановки. Жизнерадостная Элли, как ее называли в семье, своими домашними театральными постановками и праздниками на катке вносила юный задор в жизнь императорской семьи. Здесь любил бывать наследник Николай, а когда в дом великого князя приехала двенадцатилетняя Алиса, он стал приезжать еще чаще. Древняя Москва, ее уклад, ее старинный патриархальный быт и ее монастыри и церкви очаровали великую княгиню. Сергей Александрович был человеком глубоко религиозным, соблюдал посты и церковные праздники, ходил на богослужения, ездил в монастыри. И вместе с ним всюду бывала великая княгиня, выстаивающая все службы.
Как это не было похоже на протестантскую кирху! Как пела и ликовала душа княгини, какая благодать разливалась по ее душе, когда она видела Сергея Александровича, преображенного после причастия. Ей хотелось вместе с ним разделить эту радость обретения благодати, и она начала серьезно изучать православную веру, читать духовные книги. А вот еще подарок судьбы! Император Александр III поручил Сергею Александровичу быть на Святой земле в 1888 году на освящении храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании, который был построен в память их матери, императрицы Марии Александровны. Супруги побывали в Назарете, на горе Фавор. Княгиня писала своей бабушке английской королеве Виктории: «Страна действительно прекрасная. Кругом все серые камни и дома того же цвета. Даже деревья не имеют свежести окраски. Но тем не менее, когда к этому привыкнешь, то находишь везде живописные черты и приходишь в изумление…». Она стояла у величественного храма Святой Марии Магдалины, в дар которому привезла драгоценную утварь для богослужений, Евангелия и воздухи. Вокруг храма такая тишь и воздушное благолепие растекалось… У подножия горы Елеонской в мреющем, чуть приглушенном свете, будто слегка прорисованные на фоне неба, замерли кипарисы и оливы. Дивное чувство овладело ею, и она произнесла: «Я бы хотела быть похороненой здесь». Это был знак судьбы! Знак свыше!. И как же он отзовется в будущем!
3. Принятие Православия.
Елизавета Федоровна после посещения Святой земли приняла твердое решение перейти в православие. Это было нелегко. 1 января 1891 года она написала отцу о принятом решении с просьбой благословить ее: «Вы должны были заметить, сколь глубокое благоговение я питаю к здешней религии…. Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом - оставаться так, как я теперь, принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как мой муж…. Вы знаете меня хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере, и что я чувствую, что перед Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем». Отец не благословил дочь на этот шаг. Тем не менее накануне Пасхи 1891 года в Лазареву субботу был совершен чин принятия в Православие .
Какое ликование души - на Пасху вместе с любимым мужем пела она светлый тропарь «Христос восресе из мертвых смертию смерть поправ…» и подходила к святой Чаше. Именно Елизавета Федоровна уговорила свою сестру перейти в православие, окончательно рассеяв страхи Аликс. Элли не требовалось переходить в православную веру при бракосочетании с великим князем Сергеем Александровичем, поскольку тот не мог быть ни при каких обстоятельствах наследником престола. Но она сделала это из внутренней потребности, она же объяснила своей сестре всю необходимость этого и то, что переход в православие не будет для нее отступничеством, но, наоборот, обретением истинной веры.
4.Белый Ангел Москвы.
1891 году император назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Москвичи скоро узнали великую княгиню как защитницу сирых и убогих, больных и бедных, она ездила в больницы, богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала помощь.
Когда началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна сразу же занялась организацией помощи фронту, во всех залах Кремлевского дворца были устроены мастерские для помощи солдатам. Медикаменты, продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, - все это было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, в котором часто бывала, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но особенно трогательно солдату было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она особенно заботилась об отправке походных православных храмов со всем необходимым для совершения богослужения.
5.Марфо-Мариинская обитель.
После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.
Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.
Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Здесь всё устраивалось по указанию Елизаветы Фёдоровны. Не было ни единого деревца, посаженного не по её распоряжению. В создании внешнего облика обители соединилось искусство сразу нескольких гениев: архитектора Щусева, скульптора Конёнкова, художников Васнецова, входившего в ближний круг Великой Княгини и её покойного мужа, и Корина, бывшего в ту пору учеником Васнецова и женившегося впоследствии на воспитаннице обители.
В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.
Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.
Все операции в больнице проводились бесплатно, причем работали тут лучшие специалисты Москвы.
Вместе со своей келейницей Варварой Яковлевой Елизавета Федоровна часто посещала Хитров рынок — место притяжения для московской бедноты. Здесь матушка находила беспризорников и отдавала их в городские приюты. Вся Хитровка уважительно называла великую княгиню «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Ни один обитатель Хитровки не посмел оскорбить Елизавету Фёдоровну. Однажды, зайдя в один из притонов, она окликнула сидевшего там бродягу:
- Добрый человек…
- Какой он добрый? – сразу раздалось в ответ. – Это последний вор и негодяй!
Но Матушка Великая оставила это замечание без внимания и попросила бродягу донести до обители тяжёлый мешок с деньгами и вещами для раздачи бедным.
- Я немедленно исполню вашу просьбу, Ваше Высочество!
В притоне поднялся шум. Великую Княгиню убеждали, что избранный ею непременно украдёт мешок. Но она осталась непреклонна. Когда Елизавета Фёдоровна вернулась в обитель, ей доложили, что какой-то бродяга принес её мешок. Его немедленно накормили, и он, попросив проверить содержимое мешка, попросил взять его на работу в обитель. Матушка Великая назначила его помощником садовника. С той поры бывший бродяга перестал пить и воровать, работал на совесть и усердно посещал храм.
Кроме всего прочего, Елизавета Фёдоровна организовала кружок для взрослых и детей, которые собирались по воскресеньям работать для бедных детей. Члены кружка шили платья, нуждающимся безработным женщинам заказывалась верхняя одежда, на пожертвованные деньги закупалась обувь – в итоге только за 1913 года было одето свыше 1800 детей из бедных семей.
При обители существовала бесплатная столовая для бедных, отпускавшая ежедневно свыше 300 обедов, библиотека в 2000 книг, Воскресная школа для полуграмотных и безграмотных женщин и девушек, работавших на фабрике.
. Марфо-Мариинская обитель, по сути, выполняла роль многофункционального социально-медицинского центра.
6. МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ
Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестрер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.
Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.
Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Палачи бросали в шахту ручные гранаты.
Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.
Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.
7..Канонизация. В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1931 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью Заграницей, гробницы мучениц решили вскрыть. Когда открыли гроб с телом великой княгини, все помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.
В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви
великая княгиня и сестра Варвара причислены к лику святых и включены
в Собор новомучеников и исповедников Российских(ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей.)
III.Практическая часть.
Классный час на тему:
«Духовно-нравственный подвиг святой Елизаветы Федоровны»
Цель: знакомство с жизнью и духовно-нравственными подвигами святой
Елизаветы Федоровны.
Задачи:
Познакомить учащихся с личностью святой Елизаветы Федоровны.
Показать значение деятельности Елизаветы Федоровной в истории и культуре России.
Вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников.
Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки.
Оборудование:
1.Выставка книг о Елизавете Федоровне..
2.Репродукции икон преподобномученицы великой княгини Елизаветы;
3.Иллюстрации детей к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы;
4.Мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр
5.Карта мира.
6.Отрывки церковных и инструментальных музыкальных произведений.
7.Презентация.
Ход классного часа.
I .Вступительное слово классного руководителя.
Слайд 1.
Сценка: «Важный наказ»
( Звучит инструментальная музыка)
«Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся? Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением».
- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему?
(ответы детей)
Вы часто слышите слова: «О человеке судят по делам его».
- Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили с почтением? (ответы детей)
II. Сообщение темы классного часа.
Сегодня мы с вами будем говорить именно о таком человеке, который своими делами и поступками заслужил право быть причисленным русской православной церковью к лику святых.
- Ребята, а какого человека называют «святым»? Как вы понимаете значение этого слова?
(ответы детей)
- А вот как даёт толкование «Словарь русского языка» под ред. Ожегова:
Святой. 1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный. Святая любовь к Родине. Святое отношение к долгу гражданина.
2. Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая истина. Святая обязанность.
3. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Святая вода.
4. в знач. сущ. святой, -ого, м., святая, -ой, ж. У христиан: человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. Причислить к лику святых.
Слайд2. 2.
Одной из таких людей является преподобная Елизавета Федоровна. Преподобные – это святые монахи, которые угодили Богу, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.
Кто же такая Елизавета Федоровна? Когда жила? Какие подвиги и во имя чего она совершала? Почему ее земная жизнь вызывает восхищение, а сама она любима православным народом?
Слайд 3.
Ученик читает стихотворение Т.Солозобовой «Всем, положившим жизнь святую..»
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ ОБОДЗИНСКОГО « ГЛЯЖУ В ОЗЕРА СИНИЕ`»
«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более высокий мир в мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе».
(Елизавета Федоровна Романова)
Давайте посмотрим мультфильм:
«Елизавета Федоровна Романова» (Год выхода 1989г.Продолжительность
18:42).
III.Жизненный путь Елизаветы Федоровны .
Просмотр мультфильма «Елизавета Федоровна Романова».
Слайд 4.
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.
Слайд 5.
В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Невеста пленила всех своих новых родственников «Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта ..." – вспоминал Великий князь Константин Константинович Романов.
А великий князь Александр Михайлович ревниво писал: «С того момента, как она прибыла в С.-Петербург из родного Гессен-Дармштадта, все влюбились в тетю Эллу. Проведя вечер в ее обществе и вспоминая ее глаза, цвет лица, смех, ее способность создавать вокруг себя уют, мы приходили в отчаяние при мысли о ее близкой помолвке. Я отдал бы десять лет жизни, чтобы она не вошла в церковь к венцу об руку с высокомерным Сергеем. Мне было приятно думать о себе, как о ее «cavalier servente», и я презирал снисходительную манеру Сергея обращаться к тете Элле, преувеличенно грассируя по-петербургски и называя ее «мое дитя» Венчание происходило в церкви Зимнего дворца (3 июня 1884 года).
Слайд 6.
Решение о женитьбе было принято в нелегкое для великого князя Сергея Александровича время: летом 1880 года скончалась его мать, Мария Александровна, которую он обожал, а меньше чем через год, бомба народовольца Игнатия Гриневицкого оборвала жизнь его отца, императора Александра II. Пришло время ему вспомнить слова воспитательницы, фрейлины Анны Тютчевой, которая писала молодому князю: «По вашей натуре Вам надо быть женатым, Вы страдаете в одиночестве». У Сергея Александровича действительно было несчастное свойство углубляться в себя, заниматься самоедством. Ему нужен был близкий человек… И он такого человека нашел.
IV. Духовно-нравственный подвиг Елизаветы Федоровны.
«Когда Великий князь пригласил Елизавету Федоровну в Россию, ежедневно в поезде по дороге меняли лилии - ее любимые цветы. Белые лилии издавна считались символом чистоты, любви и милосердия».
-Какими же качествами сама Елизавета Федоровна была похожа на этот прекрасный цветок?» -
Выберите из списка:
Жестокая злая равнодушная терпимая
чуткая добрая милосердная
- Какие качества лишние?
- Какое качество является по вашему мнению самым главным?
Правильно, милосердие - готовность помочь кому – либо (мило сердцу от сделанного дела).
Продолжите предложение: Быть милосердым для меня – это значит …..
Слайд 7.
Учитель: Из всех добродетелей наибольшей Елизавета Фёдоровна считала милосердие, причём даже в самом малом его проявлении. «Разве трудно, – говорила она, – оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово – тому, кому больно; улыбнуться огорчённому, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся… И все такие лёгкие дела – если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом». «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив». Другим наиболее частым наставлением Матушки Великой было такое: «Ныне трудно найти правду на земле, затопляемую всё сильнее и сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас».
Слайд 8.
Елизавета Федоровна после посещения Святой земли приняла твердое решение перейти в православие.Это было нелегко. 1 января 1891
года она написала отцу о принятом решении с просьбой благославить ее:
«Вы должны были заметить, сколь глубокое благоговение я питаю к здешней религии…Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в бога. Которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином.
Слайд 9, 10
После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.
Слайд 11,12
Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.
Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Здесь всё устраивалось по указанию Елизаветы Фёдоровны. Не было ни единого деревца, посаженного не по её распоряжению. В создании внешнего облика обители соединилось искусство сразу нескольких гениев: архитектора Щусева, скульптора Конёнкова, художников Васнецова, входившего в ближний круг Великой Княгини и её покойного мужа, и Корина, бывшего в ту пору учеником Васнецова и женившегося впоследствии на воспитаннице обители.
Слайд13.
Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Палачи бросали в шахту ручные гранаты.
Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты.
Слайд 14,15.
В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
V.Обобщение темы.
Мы с вами познакомились с жизнью Елизаветы Федоровны. Не имея ни капли русской крови, она полюбила Россию всем сердцем и прошла по Русской земле как светлый луч добра и милосердия, истово служа новому Отечеству до смертного часа, до последнего вздоха, до своей трагической гибели. Современники называли ее Небочеловеком, Белым ангелом Москвы.
Ее нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту ее захоронения, чтобы сказать о том, что ее добрые дела живут и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эту эстафету после нее.
VI . Подведение итогов.
Слайд 16.
— Чем Елизавета Федоровна отличалась от обычных людей?
— Какими качествами характера был наделена Елизавета Федоровна?
— Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?
«Пусть весь мир клокочет бурей страстей – Бог не даст нам утонуть, если сохраним Его заповеди: на зло – отвечать добром, на ненависть – состраданием. Творящие зло – самые несчастные. Они достойны жалости. Эти люди – в большой беде».
Слайд 17.
И закончить наш классный час мне хочется стихотворением Константина Константиновича Романова, которое великий князь посвятил Елизавете Федоровне в 1884 году.
( Звучит фоном церковная музыка).
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.
IV.Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что нельзя забывать о духовно-нравственном совершенствовании личности, особенно сейчас, в переломный момент истории, когда старые идеалы общества утрачивают свою ценности, а новые ещё не успевают закрепиться. Вера и духовность всегда были и остаются надежными ориентирами в жизни людей. Они, как нескудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее. Елизавета Федоровна для нас является примером духовно-нравственного совершенства. Духовность понимают как обращение человека к ценностям внутреннего мира – к святости, идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться. Воспитание в человеке моральных норм, на примере жизни Елизаветы Федоровны, можно считать началом его духовности.
Духовный путь преподобной Елизаветы Федоровны отмечен большой скромностью, присущей русским святым.Избранная Богом,Елизавета Федоровна без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. И своим примером и наставлениями зовет нас к тому же.
V. Литература.
1. Всемирная история.Энциклопедия.
Издательство «Олма». М., 2008г.
2. Великие святые России: Княгиня Елизавета Федоровна. М., «Новая
книга,2000г.
3 Миллер, Л. П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М. «Столица», 1994.
4. Маерова В. Елизавета Фёдоровна: Биография. М., Изд. «Захаров», 2001.
5. Маерова В .Елизавета Федоровна.
Биография.М.,.2008г.
- Правители России.Москва.ЗАО «Фирма СТД»
ЗАО «Славянский дом книги».
7. Русская история.Часть2.Москва, Мысль 1992г.
8. Расцвет и падение дома Романовых «Олма» Москва,2007г.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"
Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....
Подвиг воинский, подвиг любви авторы статьи :Гребенкина, Малюкина, Погребная .
В статье рассказывается о выпускниках нашей школы, героически погибших в горячих точках....
Основы Православной Культуры тема урока "Подвиг"
ОПК тема урока "Подвиг"...
"Основы православной культуры" Урок Подвиг
Урок №19 Подвиг...
Открытый урок в 4 классе Предмет: основы православной культуры Тема: «Подвиг»
Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...