Урок по курсу ОРКСЭ Дружба 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Cевостьянова Надежда Ивановна

Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы духовно-нравственной культуры народов России ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kursu_orkse_druzhba_4_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа села Энмелен»

 

Урок по курсу ОРКСЭ  в 4 классе.

  Дружба

Аннотация: Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы духовно-нравственной культуры народов России ».

Цель: раскрытие сущности понятий «друг», «дружба», формирование представления о качествах, которыми должен   обладать настоящий друг. 

Задачи:

Образовательные: уточнить детские представления о понятии «дружба» 

Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. развивать  умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании  влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование.  

  • Презентация к уроку «Дружба».
  • Учебник  Е.В.Сапина, А.И.Сапин «Основы духовно-нравственной культуры народов России». словари Ожегова,
  • Печатный раздаточный материал.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.

Ход урока:

І. Организационный момент.  

- Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Повернитесь к своему соседу и подарите  улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка – признак добра, любви, дружбы.

Не зря и в песне поется: «Дружба начинается с улыбки».

Слайд №1  

II. Сообщение темы, цели и задачи урока.

- Подумайте и назовите тему сегодняшнего урока?

- Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, доброте  и отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.  

Слайд 2

- Откройте тетради, запишите число, тему урока – «Дружба».

- Давайте определим задачи урока. Что  бы вы хотели узнать на этом уроке? Чему научиться?  

  1. Что такое дружба?
  2. Между кем она может быть?
  3. Как найти друга и не потерять его?
  4. Есть ли законы в дружбе?
  5. Каким должен быть друг?
  6. А каким ты должен быть другом?

III. Изучение нового учебного материала.

1. Работа над понятием «дружба». 

Учитель читает Монолог «О дружбе".

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно? 

Слайд №3  

- А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?

Я предлагаю написать своё определение дружбы в тетрадь – 2 минуты на выполнение задания (высказывание мнений учащихся).

(Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным , разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками)  

2. Работа с учебником.        

- А теперь  мы узнаем  еще одно мнение о понятие дружба, прочитаем в учебнике на с.112,  А теперь сравните свои  высказывания с   текстом определения в книге.

3. Работа со словарём.

- А теперь посмотрите, как объясняется слово «дружба» в толковом словаре С.И. Ожегова  (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)  

Слайд №4  

4. Беседа.

Запишите определение «Дружба»  в тетради.

- Как вы понимаете взаимное доверие?

- Общность интересов?

- Привязанность?    

Ответы детей. (Привязанность - чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому чему нибудь) 

Слайд № 5 

На слайде написано предложение: «Друг – это …..». Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: Друг - это тот, кто:.). Я начну с себя «Друг - это тот, кто никогда не предаст.»

5. Работа со словарём.

- Очень часто в речи мы можем услышать слова «друг», «приятель», «товарищ»?

- Чем отличаются слова «друг», «приятель», «товарищ»? (Друг один, а товарищей может быть много)   

 - Посмотрите, как объясняются эти слова   в толковом словаре С.И. Ожегова.  

(Работа в группах )

  • Задание 1 группе. Найдите понятие друг.
  • Задание 2 группе. Найдите понятие приятель.
  • Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ.

(Друг – человек, который связан с кем нибудь дружбой. 

Приятель –  близкий и дружески расположенный знакомый. 

Товарищ –  человек, близкий кому нибудь  по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому нибудь.)

Слайд № 6

Вывод: Так в чем разница между этими понятиями?

 IV. Закрепление учебного материала        

1. Работа над пословицами

Издавна люди свой жизненный опыт передавали из поколения в поколение. Своё отношение к добру и злу народ отразил в поговорках и пословицах. А какие  пословицы о дружбе знаете вы  ? 

Игра «Собери пословицу». (Работа в группах). 

  •  Старый друг лучше новых двух.
  •  Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
  •  Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.
  • Друга на деньги не купишь. 
  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  • Друга иметь – себя не жалеть. 
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

Слайд № 7  

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

2. Легенда.   

- А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы                                                «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

                                                            Легенда.

       К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:                                                                                

- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей.                                                                                            

Кто что выбирает?                                                                                                                                                                          

    Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.                                                                                            – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.                                                                                                 А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- «Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам». Так говорил Д. Аддисон.

- «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Л. А. Сенека Мл.

 3. Составление законов дружбы

- А есть книга (мультфильмы), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.

- Кто этот герой? 

Слайд № 8

- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

- Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

- Давайте поразмышляем вместе, какими мы должны быть, и по каким законам жить в Доме Дружбы. (Работа в группах). 

- Правила напечатаны на карточках. Нужно выбрать только те законы, которые считаете нужными. 

Слайд № 11

Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.
  2. Умей с другом разделить радость.
  3. Обманывай своего друга.
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
  5. Умей принять помощь.
  6. Не помогай ни в чём другу.
  7. Не обманывай друга.
  8. Не предавай друга.
  9. Будь жадным.
  10. Относись к другу как к себе.   

Слайд № 10

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

VI Итог урока. Рефлексия.

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания,

полученные на уроке, в жизни?

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали.

- А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.)

Слайд № 11

 VII.  Домашнее задание.

Прочитайте в учебнике стр. 112-114. Нарисуйте портрет своего друга. Напишите 2-3 предложения о том, что вы поняли сегодня на уроке.

- Я понял, что друг – это тот, кто ….

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу ОРКСЭ 4 класс

разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме "Россия - наша Родина"...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")

Урок по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс

Урок  №22 "Паломничества и святыни"  4 класс по курсу «Основы религиозных культур и св Цель: Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вер...