Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по основам православной культуры для 3 класса на 2014-2015учебный год
рабочая программа по орксэ (3 класс) на тему

Извекова Елена Алексеевна,

Данная программа разработана в соответствии со стандартом начального образования и Примерным содержанием образования по учебному предмету     «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002г.), на основе учебных материалов и опыта преподавания по авторскому учебно-методическому комплекту «Православная культура» (автор Л.Л. Шевченко), Учебным планом МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_3_kl.doc59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ниженский филиал

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Черемисиновского района, Курской области

Рассмотрено                                          Согласовано                                Принято на заседании

На заседании МО                          Заместитель директора по                                      педсовета

                                                          УВР                                                        от______________

                                                     _______/_______________/                  протокол №_____

Утверждено приказом

№______ от_______________

Директор школы ____________

Чаплыгина Р.М.

Рабочая программа педагога

Извековой Елены Алексеевны

базовая категория 

по основам православной культуры для 3 класса на 2014-2015учебный год

2014 г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии со стандартом начального образования и Примерным содержанием образования по учебному предмету     «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002г.), на основе учебных материалов и опыта преподавания по авторскому учебно-методическому комплекту «Православная культура» (автор Л.Л. Шевченко), Учебным планом МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.

Цель рабочей программы учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и       воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других          

Программа определяет ряд практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • актуализация знаний современных школьников в области православной культурной традиции;
  • развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
  • приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
  • формирование нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей;

воспитание чувства сопричастности к сохранению богатого наследия  традиций религиозной культуры как средства духовно-нравственного  и эстетического развития личности; пробуждение познавательного интереса к феноменам православной культуры

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Православная  культура» основных задач образовательной области:

  • формирование первоначальных представлений о богатом наследии православной культуры;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

   

 Общая характеристика учебного курса

Содержание программы позволяет младшим школьникам узнать  о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный  возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и  светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления  о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире.

 Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

 Постепенно  ребенок  может быть подведен  к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства  неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.  Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.  

   Православная христианская картина мира

         Общее представление о красоте окружающего мира, умение слышать его звучание и рассуждать о взаимосвязанности его явлений. Осознание связи между внешним миром и состоянием души. Овладение базовым понятием «Бог - Творец». Знание библейской истории сотворения красивого мира Богом и жизни в нем человека с Богом. Общее представление о христианской картине мира. Понимание взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире. Представление о мире духовном и материальном.

   История православной религии и культуры

          Усвоение элементарных представлений о православной культуре на основе художественных впечатлений. Овладение понятиями православной культуры: «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «благочестие». Знание библейской истории  грехопадения Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Ноя и его сыновей, рождения  и Благовещения Девы Марии, Рождения, Крещения, Распятия и Воскресения Иисуса Христа. Объяснение смысла грехопадения первых людей. Осознание христианского понимания о всепрощении Божием.

Письменная культура Православия (православная словесность)

    Первичное представление о славянской азбуке. Создатели славянской азбуки. Праздник славянской азбуки. Представление о житийной литературе. Ознакомление с житием святого князя Александра Невского. Православная поэзия. Православная художественная литература. Выделение особенностей и отличий православной художественной литературы и поэзии.  Ознакомление с произведениями И.Шмелева.

Православный образ жизни

        Понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека. Знание христианских традиций и обычаев празднования на Руси Рождества Христова, Воскресения Христова. Осознание состояния духовного совершенства человека как результата полного самопожертвования.

        Общее представление о Таинстве Крещения. Знание обычаев праздника Богоявления.

        Усвоение понятий «святой» и «ангел».  Объяснение сути праздника именины. Усвоение различий между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знание традиций праздника именины.

        Осознание служения воина как проявление жертвенной любви к ближнему.  Знание основных событий жизни святого князя Александра Невского, связанных с его воинскими подвигами. Усвоение понятия «благоверный». Знание традиций и обычаев Масленицы.

        Осознание духовно-нравственных ориентиров и путей самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Формирование ценностного отношения к подвигу, к истории Отечества. Осознание важности проявления уважения к памяти погибших за свою Родину.

        Усвоение понятий «род», «родословная», «потомки».  Формирование представлений о духовных ценностях семьи.

        Знание обязанностей человека по отношению к Богу, к людям, к себе. Усвоение понятия «ответственность» как послушание воле родителей, не осуждение других, защита красивого окружающего мира, умение преодолевать свои недостатки. Формирование потребности в труде. Осознание важности и необходимости любого труда на благо ближнего.

        Понимание молитвы как центра духовной жизни христиан.

Нравственная культура Православия

         Усвоение понятий:  «красота», «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «православная вера», «Крест».  Понимание «послушания», «милосердия», «не осуждения», раскрытых в содержании рассказов и заданий учебного пособия, как правил жизни, данных Богом людям. Усвоение  христианского понимания сути борьбы добра и зла в мире. Овладение навыками  в нравственной оценке поступков  людей и самооценке на основе норм христианской морали. Понимание сущности «зла» как нарушения заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Осознание понятия «Родина». Представление о проявлении любви к Родине. Православные нравственные основы любви к Родине. Патриотизм и гражданственность.

        Установление понятийно-содержательных связей:  «послушание – красота - радость», «непослушание - печаль», «благочестие – красота», «грех – смерть», «прощение - праздник - красота - радость»; «предательство - грех» и объяснение их. 

        Осознание последствий греховных поступков в жизни человека. Осознание греха как беззакония, нарушения заповедей. Понятие о посте как средства борьбы с грехом.

 

Художественная культура Православия

      Различение добра и зла в музыкальных произведениях и художественных изображениях природы и человека. Передача с помощью средств изобразительного искусства радости праздника, печального настроения. Представление о феноменах православной культуры. Отражение православной тематики в творчестве русских художников, композиторов. Церковное пение.

     Формирование первоначального представления о православной иконе как изображении лиц или событий Священной истории.

Место учебного предмета в учебном плане

По предмету «Основы православной культуры» для 3 класса - 2 год обучения (Радостный мир православной культуры) учебным планом МКОУ «Покровская СОШ» из регионального компонента определено количество часов в неделю:   1 час, количество часов в году: 34 часа (34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные результаты

  • Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали; осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты

  • -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • -определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • -готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

  • -Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • -формирование первоначальных представлений о православной культуре; знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • -осмысление базовых понятий христианской этики; понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
  • -понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  • -первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • -становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
  • -осознание ценности человеческой жизни.

Содержание курса

Наименование разделов

Часы учебного времени

1

«Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм -православная икона- православный праздник)»

8

2

«Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина»

8

3

«Радость православной веры».

8

4

«О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

8

Итого

34ч

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе

п/п

Дата

Название раздела.

Тема урока.

Планируемые предметные

результаты

Универсальные учебные действия

Примечания

План.

Факт.

Радостный мир православной культуры (8 часов)

Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник).

1

Красота и радость в жизни людей.

Ориентироваться в учебнике по православной культуре. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять смысл пословиц. Находить общее и отличия. Размышлять над прочитанным.

Личностные результаты

Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;

Метапредметные результаты

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Предметные результаты

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; формирование первоначальных представлений о православной культуре; знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

2

Буквица славянская. История азбуки.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека. Уметь различать красоту рукотворную и нерукотворную. Получить первичное представление о славянской азбуке и ее создателях.

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали; осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики; понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека; понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

Раскрашивание славянских букв.

3

Праздники – радости сентября. Рождество Пресвятой Богородицы.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека. Уметь различать красоту рукотворную и нерукотворную.

Личностные результаты

Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

Метапредметные результаты 

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о православной культуре;

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Сочинить рассказ или нарисовать рисунок на тему «Доброе дело»

4

Православный храм – дом Божий.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с сотворением мира.  Уметь соотносить изображения на иллюстрациях с днями творения. Характеризовать дни творения. Научиться видеть в красоте окружающего мира проявление любви Бога к человеку. Понимать взаимосвязь красоты и добра в сотворенном мире. Усвоить базовое понятие «Бог - Творец».

Личностные результаты

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Предметные результаты

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Рисование буквы «В» в стиле русского орнамента

5

О чем рассказывают иконы.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.  Усвоить понятие о Библии. Передавать с помощью средств изобразительного искусства красоту сотворенного мира на бумаге. Читать тексты учебника и пересказывать прочитанное.

Личностные результаты

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные результаты 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

осмысление базовых понятий христианской этики;

Рисование в стиле русского орнамента буквы «Глаголь», рисование символа Креста.

6

Радостный мир православной иконы.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью первых людей в раю. Усвоить понятие о Боге как Отце (Отче наш). Усвоить понятие «молитва». Иметь понятие о роли молитвы в жизни человека.

Личностные результаты

Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

Метапредметные результаты 

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;

Коллективная творческая работа

7

Скорби и торжество в православной иконе.

Осознавать связь между внешним видом и внутренним содержанием. Усвоить сущность «зла» как нарушение заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять по иллюстрации текст-описание.

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

Метапредметные результаты 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики;

Коллективная творческая работа.

8

Печаль и радость. Повторение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты 

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

Коллективная творческая работа.

Православная культура в жизни людей (8 часов)

Творец как радость и смысл жизни человека.

9

Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с грехопадением первых людей в раю. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей.

Личностные результаты

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики;

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

Рисунок «Покров»

10

Радостные гимны Романа Сладкопевца.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные  с жизнью Иосифа – прообраза Христа. Усвоить понятийно-содержательные связи «послушание - радость», «непослушание - печаль». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Уметь видеть радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Видеть красоту природы, подбирать музыкальное  сопровождение к тексту.

Личностные результаты

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики;

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

Русский орнамент

11

Какими законами Бог сохранял красоту мира.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с Каином и Авелем. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Усвоить понятийно-содержательные связи «благочестие – красота», «грех – смерть». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей и самооценку на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о православной культуре;

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Рисунки на темы: «Дочь фараона»,

12

Синайское законодательство

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные со Всемирным потопом. Усвоить понятийно-содержательные связи «совесть - грех». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей и самооценку на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

Рисование на темы стих. К.Фофанова «Неопалимая Купина».

13

История Царя Давида. Псалтырь.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Девы Марии. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Понимать состояние духовного совершенства человека как результат полного самопожертвования. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение - праздник - красота - радость».

Личностные результаты

формирование  нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

Нарисовать музыкальный инструмент

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Девы Марии. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Понимать состояние духовного совершенства человека как результат полного самопожертвования. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение - праздник - красота - радость».

Личностные результаты

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о православной культуре;

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

осмысление базовых понятий христианской этики;

Рисуем на тему «Введение во храм».

15

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева?

Знать основные факты, связанные с историей храмов города. Осознавать важную роль храма в жизни людей. Уметь правильно себя вести в храме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные результаты

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

Рисуем на тему: «Храм».

16

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева?

Знать основные факты, связанные с историей храмов города. Осознавать важную роль храма в жизни людей. Уметь правильно себя вести в храме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты 

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

Творческая коллективная работа.

Радость православной веры (10 часов)

17

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Иисуса Христа. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета.

Усвоить понятийно-содержательные связи

«прощение – радость - праздник». Получить первичные представления о жертвенной любви Христа к людям.

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты

 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

осмысление базовых понятий христианской этики;

Рисование на темы: «Рождество Христово», «Новогодние радости».

18

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Иисуса Христа. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета.

Усвоить понятийно-содержательные связи

«прощение – радость - праздник». Получить первичные представления о жертвенной любви Христа к людям.

Личностные результаты

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Предметные результаты

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

осмысление базовых понятий христианской этики;

Буквицы славянские «РХ», раскрашивание.

19

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.

Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Знать христианские традиции и обычаи празднования на Руси Рождества Христова. Осмыслить понятия «грех», «стыд». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника.

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование  нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

Рисование орнамента.

20

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются».

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с крещением Иисуса Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Получить первичные представления о Таинстве Крещения. Называть обычаи праздника.

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование  нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные результаты

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

Раскрашивание славянских букв.

21

Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Усвоить понятия «святой» и «ангел».  Объяснять суть праздника именины. Усвоить разницу между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знать традиции праздников. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование  нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

Рисование древа добродетелей.

22

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.

Осознать служение воина как проявление жертвенной любви к ближнему.         Знать основные события, связанные с воинскими подвигами святого князя Александра Невского. Усвоить понятия «благоверный», «православная вера». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

осознание ценности человеческой жизни.

Рисунки на тему: «Чудесная дружба».

23

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.

Называть традиции и обычаи Масленицы. Усвоить понятие «прощение». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радостное настроение.

Личностные результаты

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;

Метапредметные результаты 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики;

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

Рисунки на тему: «Счастье».

24

Радость послушания. Дети и родители.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи

«предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

осмысление базовых понятий христианской этики;

Раскрашивание буквиц славянских.

25

«Небесное веселье». Христианские мученики.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи

«предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты 

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

формирование первоначальных представлений о православной культуре;

Раскрашивание буквы «М».

26

Радости православной веры.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи

«предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование  нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

осмысление базовых понятий христианской этики;

Творческая коллективная работа.

О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт певчий)? (8 часов)

27

О чем рассказывают создатели православной культуры?

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Благовещением Пресвятой Богородицы. Усвоить понятия «благо», «благодать», «благословенна». Называть обычаи праздника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Личностные результаты

становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

Метапредметные результаты 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики;

понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

Коллективная творческая работа.

28

Благовестие спасения.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с распятием Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «Крест» и объяснять значение слова «плащаница». Уметь давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали. Иметь представление о жертвенной любви Христа к людям.

Личностные результаты

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

29

Воля Божия и воля человеческая.

Знать сюжеты Нового Завета, связанные с

Воскресением Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Называть традиции и обычаи праздника. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника.

Личностные результаты

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты 

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики;

Раскрашивание буквы «И».

30

Радость праведных.

Осознать духовно-нравственные ориентиры и пути самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Сформировать уважение к подвигу, к истории Отечества. Называть героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «поминовение». Осознать важность проявления уважения к памяти погибших ради своей страны, Родины

Личностные результаты

формирование  нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

готовность слушать собеседника и вести диалог;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

Рисование букв в стиле древнерусского орнамента.

31

Праздник праздников. Торжество торжеств.

Называть степени родства в семье. Усвоить понятия «род», «родословная», «потомки». Уметь находить дополнительную информацию в различных источниках. Иметь представление о духовных ценностях семьи.  Освоить способы изображения родословной. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Личностные результаты

Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности; становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;

Метапредметные результаты 

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

осмысление базовых понятий христианской этики; понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;

Раскрашивание буквиц заставных.

32

Защита веры. Святые люди.

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека.

Личностные результаты 

осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные результаты

понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

Коллективная творческая работа.

33

Доброта и милосердие христианина.

Усвоить правила поведения в храме.

Иметь представление о роли православного храма в жизни человека. Получить первичное представление об устройстве православного храма, иконах,  называть имена известных православных святых.

Личностные результаты

 осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;

Метапредметные результаты 

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;

Коллективная творческая работа.

34

Какой он, христианин?

Знать обязанности по отношению к Богу, к людям и к себе. Иметь потребность в труде. Осознать важность и необходимость любого труда на благо ближнего. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Давать нравственную оценку поступкам  людей на основе норм христианской морали.

Личностные результаты

 формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;

Метапредметные результаты 

готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.

Предметные результаты

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях; осознание ценности человеческой жизни.

Коллективная творческая работа.

Материально – техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплект «Православная культура», Л.Л. Шевченко,

Москва, 2004 ( 1-3 годы обучения).

Состав комплекта:

1) методическое пособие для учителя: программа, планы, разработки

уроков);

2) наглядное пособие «Иллюстрации»;

3) музыкальное пособие «Звуковая палитра»;

4) учебное пособие для учащихся.

Оборудование класса

  • Шкафы – 2 шт.
  • Столы ученические – 4 шт.
  • Стулья ученические – 8 шт.
  • Стол учителя – 1 шт.
  • Стул мягкий – 1 шт.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по математике для 3 класса на 2014-2015 учебный год

Настоящая программа «Математика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании традиционной программы по математике для 3 кла...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по искусству (изобразительное искусство) для 3 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по Литературному чтению для 3 класса на 2014-2015учебный год

Программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по искусству (музыка) для 3 класса на 2014-2015

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом  вто...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по окружающему миру для 3 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для третьего класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общег...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по технологии для 3 класса на 2014-2015 учебный год

Программа по технологии разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания лично...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по физической культуре для 3 класса на 2014-2015учебный год

Планирование  для   3 класса,  составлено на основе:1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от    30 августа 2010 г. №  889  «О вн...