Православная молитва
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

урок представлен в каскадной модели, с УУД на каждом этапе урока, составление кластера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_molitva.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бодрова Татьяна Вячеславовна

Район

Автозаводский

Место работы

МБОУ гимназия №136

Должность

Учитель начальных классов

  1. Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Издательство «Просвещение»

Тема урока

Православная молитва

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Общая цель: знакомство детей с православным отношением христиан к Богу, формирование толерантности

Задачи:

  • Узнать значение и связь слов «православие», «молитва», «благодать»;

познакомить с видами молитвы

  • Уточнить разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать»
  • Помочь осознать разницу между материальными благами и духовными радостями человека
  • Учить работать в группах, развивать коммуникативные навыки, анализировать свои поступки

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, распечатки текста молитвы «Отче наш», фонограмма молитвы «Отче наш»

Дидактическое обеспечение

В.Катаев «Цветик-семицветик», толковый словарь под ред.И.С. Ожегова, А. Пушкин «Отче наш» М. Лермонтов «Молитва»

  1. Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • формирование основ нравственного отношения к окружающим

  • предметные
  • знание, понимание смысла понятия «молитва»

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение работать с учебным текстом, статьёй, словарем
  • овладение логическими действия анализа, синтеза, сравнения
  • уметь принимать различные точки зрения собеседника, отстаивать свою точку зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

  составление кластера, выполнение заданий в рабочей тетради

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Основы православной культуры. А.В.Кураев.-М.: Просвещение,2010

Дополнительная

  • А.С. Пушкин Избранные сочинения,т.1,М.:Художественная литература,1978,
  • С.И.Ожегов Словарь русского языка,М.: Русский язык. 1984

Интернет-ресурсы

  • School-collection.edu.ru

ЭОРы


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Заранее было дано задание вспомнить сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Задает вопрос: «Откуда эти  слова: Лети, лети, лепесток…?» « Все ли желания девочки вам понравились?»  Прикрепляет рисунок цветика-семицветика, делит доску на две части: 1-материальные просьбы, 2- духовные и ставит вопрос: «Представьте себе, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить одно ваше желание. Что бы вы попросили?»

Дети выказывают свои мнения, желания, учитель записывает их на двух половинках доски. Если духовных пожеланий мало, дети отрывают лепестки цветка и добавляют их.

Коммуникативные УУД:

Участие в диалоге

Познавательные УУД:

Умение отвечать на вопросы

Личностные УУД:

Оценка жизненных ценностей

Регулятивные УУД:

Самооценка

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Включает фонограмму с молитвой «Отче наш» и говорит, что волшебники существуют только в сказках, православные люди убеждены, что их просьбы и желания слышит Бог.  Обращались ли вы когда-нибудь  к создателю с просьбами? А с требованиями?  Какая разница между словами «требовать» и «молить»?

Слушают фонограмму.  Отвечают, что просили (молили) у Бога, а  вот требовать нельзя. Объясняют разницу между словами «требовать» и «молить»

Разыгрывают сценки с просьбой  (пусть Витя будет здоров) и требованием (хочу, чтобы…) по сказке В. Катаева.

Личностные УУД:

Участие в диалоге

 Регулятивные УУД:

самооценка

Предметные УУД:

работа со словарем

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Под  фонограмму

сообщает, что одна из самых распространенных и главных молитв называется «Отче наш», каждое слово ее имеет особый смысл. Какие чувства вызывает у вас слова  молитвы? Раздает карточки с текстом.

Слушают, высказывают свои чувства и эмоции

(Стало радостнее, светлее на душе и т.п.)

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения

Регулятивные УУД:

самооценка

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Прочитайте текст молитвы «Отче наш», подчеркните слова, вызывающие затруднения.

Отвечает на вопросы детей.

Говорит, что люди обращаются к богу с разными целями.

Работают по карточкам и по учебнику в парах.

Задают вопросы учителю:

- иже еси на небесех

-яко

-даждь

- якоже

Предметные УУД:

Анализ и синтез, смысловое чтение, умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова-синонимы, составлять предложения с новыми понятиями

Коммуникативные УУД:

Участие в паре

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Какие бывают молитвы? Найдите ответ в учебнике на с. 12-13

Составляют кластер:

 

           Предметные УУД:

Чтение  учебного текста, умение находить необходимую информацию Составление кластера

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Есть ли у тебя долги перед близкими? Что ты готов простить своим друзьям и близким?

 Отвечают на вопросы, высказывают предположения, что можно и нужно прощать, а что –  нет

Коммуникативные УУД:

Отстаивать и аргументировать свою точку зрения на поступки

Личностные УУД:

Ценить и принимать основные ценности: «добро», «терпение», «справедливость» ит.д.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Дает задание в рабочей тетради: Проведи линии соответствия

«Аллилуйя!»

«Подай, Господи!»

«Господи, помилуй!»

«Слава Богу!»

Молитвы просьба, покаяние, благодарственная, славословие

Выполняют задание в рабочей тетради

Предметные УУД:

Анализировать и сравнивать, делать выводы, умение отбирать нужную информацию

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Перед детьми рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна нижняя засохшая. Ствол – это молитва. Напиши на ветвях о чём будет каждая молитва - ветвь

Пишут свои ответы; на засохшей ветке предполагается написать просьбы материальные, на цветущих – духовно-нравственные

Регулятивные  УУД:

Умение давать самооценку своим желаниям и поступкам

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Дает задание: «Подумайте дома вместе с родителями, что означает выражение «знать как «Отче наш»?», найдите стихотворения русских поэтов с названием «Молитва» и прочитайте одно из них.

Оцени себя: все понятно. частично понятно, не понятно

Учащиеся  записывают домашнее задание, осуществляют рефлексию

Регулятивные УУД:

Самооценка.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОПК "Православная молитва"

Технологическая карта урока с презентацией...

Урок по теме "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры")

Урок "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры") был разработан и проведён мною в 4 классе  в рамках практического семинара "Использование современных педагогических технологий...

Молитва – её происхождение и значение православной молитвы в современном мире

Молитвы в мировой религиозно-культурной практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. И даже в Ветхом завете молитвы не имели точных формулировок. В...

ОРКСЭ основы православной культуры "Православная молитва"

На уроке дети познакомятся с понятием "молитва", с видами молитв, проанализируют молитву "Отче наш"....

Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)

Методическая разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ Тема: «Православная молитва» ( модуль «Основы православной культуры»)...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...