Формы и методы преподавания курса "Основы православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Молодежь предстаёт сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. Целеноправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий "Основ православной культуры" позволяет обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody.docx | 938.69 КБ |
Предварительный просмотр:
формы И МЕТОДЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Холина Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ школы №55 имени А.В Чернова
2013 год.
Что перед глазами
подрастающего поколения?
Пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести.
Воздействие массовой и контр-культуры, пропагандирующей культ потребления.
Следствие этого: молодежь предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока, личность молодого человека неизбежно деградирует .
Разработка данного курса направлена на:
- развитие у детей мотивации к освоению православной культуры;
- приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;
- развитие у детей мотивации к познанию духовных законов в отношениях к Другому и самому себе;
- профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;
- создание условий для творческой самореализации личности ученика, ее интеграции в систему отечественной культуры;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Эффективные формы и методы работы на занятиях «Основ православной культуры» в начальной школе.
- Целенаправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий «Основ православной культуры» с использованием информационно-коммуникационных ресурсов, современных образовательных технологий, позволяет процесс воспитания сделать более естественным и эффективным и позволяет обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию личности ребёнка; повысить познавательный интерес.
Пройденные занятия :
1.
«Православие – культурообразующая религия России» - показать роль православия в отечественной культуре, его проявления в церковной и светской культуре.
2.
«Мир вокруг и внутри нас» - знакомство с Евангелием, представление о духовной культуре православного мира.
3.
«О чем рассказывает икона и Библия» - преемственность Нового и Ветхого Завета.
Поставленные задачи:
- Рассмотрение обучающимися православного учения о Боге, Пресвятой Богородице, Святых через изучение православной иконографии;
- Рассмотрение содержания и смысла праздников церковного календаря через изучение их иконографии.
- Ознакомление обучающихся с заповедями, данными через пророка Моисея и заповедями, данными Иисусом Христом в Нагорной проповеди;
- Освоение понятий о христианских добродетелях;
- Рассмотрение содержания и смысла православных праздников.
- Изучение обучающимися истории появления и распространения Христианства в мире;
- Изучение истории Русской Православной Церкви;
- Ознакомление с житиями Святых;
- Рассмотрение православного миропонимания, выраженного в традиционных устоях жизни российского общества.
- .Рассмотрение основных понятий и вопросов христианского мировоззрения;
- Освоение христианской нравственности через понимание смысла и значения Божьих заповедей как объективных законов бытия;
- Понимание православного учения о Церкви; Таинствах; церковной символике.
Отличительной особенностью также следует признать то, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, словесные образы иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста.
Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса. Другими словами, занятия по данной программе представляют собой уроки-беседы, или диалог. На таком уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство – учителю.
Задача учителя сформулировать ключевой вопрос к уроку, который был бы наиболее созвучен с впечатлениями детей от знакомства с эпиграфом. После чего ученики начинают поиск ответа, расширяя саму область вопроса. Этот метод относится и к догматическим вопросам, которые требуют единственного ответа. Этот ответ дается, но не сразу, а после актуализации максимально широкого круга вопросов, чтобы дети подготовились к восприятию самого важного. В противном случае информация будет воспринята лишь памятью, не оказывая никакого нравственного воздействия на развитие детей. Итак, учитель задает вопрос, чтобы побудить детей к догадке, к открытию. При этом важно отметить, что урок-беседа – это не обмен мнениями, а поиск фактов, отражающих саму реальность.
Ожидаемые результаты освоения курса :
Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети
будут знать:
- Православное учение о Боге и человеке как образе Божьем;
- Десять заповедей, данных пророку Моисею;
- Девять заповедей блаженства, данных Иисусом Христом;
- Евангельские события, отраженные в православных праздниках;
- Жития Святых;
- Основные иконографические образы;
- Важные события истории Христианства в мире и в России;
уметь:
- Раскрывать евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;
- Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;
- Видеть связь заповедей с повседневной жизнью;
- Раскрывать содержание и смысл православных праздников;
Проявлять следующие отношения:
наблюдательность и внимательное отношение к своему внутреннему миру;
деятельную помощь ближним; почтительное отношение к старшим
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Экскурсия в Христорождественский Николо-Зарецкий храм города Тулы.
Беседа со священником на православные темы.
Ознакомление с утварью храма и иконами.
Презентация учащихся на темы : «Понятия слов милосердие, добродетель и использование их в жизни»
Доклад на тему « Православные Святые» «Ангел Хранитель»
Рисунки на православную тематику .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.
Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....
Презентация "Формы и методы преподавания ОМРК"
В презентации представлены некоторые формы и методы преподавания ОРКиСЭ модуль "Основы мировых и религиозных культур"...
Преподавание Основ православной культуры
В работе говорится о цели преподавания нового курса, его разделах, формах проведения уроков, о трудностях, с которыми пришлось сталкиваться на уроках....
Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""
Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....
Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе
Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...
К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры, традиций, в том числе и религиозных, своей страны и своего народа. Только человек ...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...