Формы и методы преподавания курса "Основы православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Холина Наталья Евгеньевна

Молодежь предстаёт сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. Целеноправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий "Основ православной культуры" позволяет обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody.docx938.69 КБ

Предварительный просмотр:

формы И МЕТОДЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
 
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Холина Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ школы №55 имени А.В Чернова

2013 год.

s55spLCg60E.jpg

Что перед глазами
подрастающего поколения?

Пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести.

Воздействие массовой и контр-культуры, пропагандирующей культ потребления.

Следствие этого: молодежь предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока,  личность молодого человека неизбежно деградирует .

Разработка данного курса  направлена на:

  •  развитие у детей мотивации к освоению православной культуры;
  •  приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;
  •   развитие у детей мотивации к познанию  духовных законов в отношениях к Другому и самому себе;
  • профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;
  •  создание условий для творческой самореализации личности ученика, ее интеграции в систему отечественной культуры;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

Эффективные формы и методы работы на занятиях «Основ православной культуры» в начальной школе.

  •            Целенаправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий «Основ православной культуры» с использованием информационно-коммуникационных ресурсов, современных образовательных технологий,  позволяет процесс воспитания  сделать более естественным и эффективным и позволяет обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию личности ребёнка; повысить  познавательный интерес.

nlMFVzzkt5M.jpg

Пройденные занятия :

1.

«Православие – культурообразующая религия России» - показать роль православия в отечественной культуре, его проявления в церковной и светской культуре.

2.

«Мир вокруг и внутри нас» - знакомство с Евангелием, представление о духовной культуре православного мира.

3.

«О чем рассказывает икона и Библия» - преемственность Нового и Ветхого Завета.

Поставленные задачи:

  1. Рассмотрение обучающимися православного учения о Боге, Пресвятой Богородице, Святых через изучение православной иконографии;
  2. Рассмотрение содержания и смысла праздников церковного календаря через изучение их иконографии.
  3. Ознакомление обучающихся с заповедями, данными через пророка Моисея и заповедями, данными Иисусом Христом в Нагорной проповеди;
  4. Освоение понятий о христианских добродетелях;
  5. Рассмотрение содержания и смысла православных праздников.
  6. Изучение обучающимися истории появления и распространения Христианства в мире;
  7. Изучение истории Русской Православной Церкви;
  8. Ознакомление с житиями Святых;
  9. Рассмотрение православного миропонимания, выраженного в традиционных устоях жизни российского общества.
  10. .Рассмотрение основных понятий и вопросов христианского мировоззрения;
  11.  Освоение христианской нравственности через понимание смысла и значения Божьих заповедей как объективных законов бытия;
  12.  Понимание православного учения о Церкви; Таинствах; церковной символике.

Отличительной особенностью также следует признать то, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, словесные образы иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста.

       Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса. Другими словами, занятия по данной программе представляют собой уроки-беседы, или диалог. На таком уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство – учителю.

 Задача учителя сформулировать ключевой вопрос к уроку, который был бы наиболее созвучен с впечатлениями детей от знакомства с эпиграфом. После чего ученики начинают поиск ответа, расширяя саму область вопроса. Этот метод относится и к догматическим вопросам, которые требуют единственного ответа. Этот ответ дается, но не сразу, а после актуализации максимально широкого круга вопросов, чтобы дети подготовились к восприятию самого важного. В противном случае информация будет воспринята лишь памятью, не оказывая никакого нравственного воздействия на развитие детей. Итак, учитель задает вопрос, чтобы побудить детей к догадке, к открытию. При этом важно отметить, что урок-беседа – это не обмен мнениями, а поиск фактов, отражающих саму реальность.

Ожидаемые результаты освоения курса :

 

 Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети

будут знать:

  • Православное учение о Боге и человеке как образе Божьем;
  • Десять заповедей, данных пророку Моисею;
  • Девять заповедей блаженства, данных Иисусом Христом;
  • Евангельские события, отраженные в православных праздниках;
  • Жития Святых;
  • Основные иконографические образы;
  • Важные события истории Христианства в мире и в России;

уметь:

  • Раскрывать евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;
  • Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;
  • Видеть связь заповедей с повседневной жизнью;
  • Раскрывать содержание и смысл православных праздников;

Проявлять следующие отношения:

наблюдательность и внимательное отношение к своему внутреннему миру;

деятельную помощь ближним; почтительное отношение к старшим

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Экскурсия  в Христорождественский Николо-Зарецкий храм города Тулы.

Беседа со священником на православные темы.

Ознакомление с утварью храма  и иконами.

Презентация учащихся на темы : «Понятия слов милосердие, добродетель и использование их в жизни»

Доклад на тему « Православные Святые» «Ангел Хранитель»

Рисунки на православную тематику .

j9jSEHDeiks.jpg

Fbm9jxKqZxA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Презентация "Формы и методы преподавания ОМРК"

В презентации представлены некоторые формы и методы преподавания ОРКиСЭ модуль "Основы мировых и религиозных культур"...

Преподавание Основ православной культуры

В работе говорится о цели преподавания нового курса, его разделах, формах проведения уроков, о трудностях, с которыми пришлось сталкиваться на уроках....

Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""

Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....

Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе

Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек ...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...