Рабочая программа по ОПК 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексных характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет светский; преподавание планируется вести светскими педагогами. Официальным учебником является учебник, созданный протодиаконом Андреем Кураевым.
Цель — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.
Основная педагогическая задача — познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Основные задачи:
- приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;
• смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового
возраста.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках предмета и его модулей, а также в соответствующей системе межпредметных связей должна обеспечивать реализацию единых требований к результатам освоения содержания:
• понимание значения духовности, нравственности, морали, морально
ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
- развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
- формирование первоначальных представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
- сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы православной культуры», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы православной культуры» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии оценивания | Параметры | Оценка (словесная) |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Средняя оценка по дизайну | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Средняя оценка по содержанию | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; | ||
Средняя оценка по защите проекта |
3. Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические материалы):
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».
А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей.
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2014.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.
Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2014.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
№п/п | Тема урока | Тип урока | Основные элементы содержания (ключевые понятия) | Основные виды учебной деятельности | Компетенция | Дата |
1 | Россия – наша Родина | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Государство, культура, культурные ценности, духовные ценности | Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Узнают: Что такое духовный мир человека; что такое культурные традиции и для чего они существуют | Ценностно-смысловая | |
2 | Культура и религия | Урок постановки учебной задачи | Патриотизм, родина, культура, религия | Как человек создаёт культуру; о чем говорит религия. | Общекультурная | |
3 | Человек и Бог в православии | Урок постановки учебной задачи | Спасибо, Творец, добро, свобода, дары, совесть, любовь, культура. | Какие дары Бог дал человеку; как вера в Бога может влиять на поступки людей. | Общекультурная | |
4 | Православная молитва | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Православие, молитва, благодарение, культура как созидание; человек как самое ценное в православной культуре. | Что такое православие; значение слова «благодать», кто такие святые, о молитве «Отче наш». | Общекультурная | |
5 | Библия и Евангелие | Урок постановки учебной задачи | Актуализация внутрипредметных знаний (сказка Андерсена). Форма обращения Отче, Боже! Перевод известного текста. Насущный, искушение, Небеса; Отче, Боже, Господи! | Кто такие христиане; что такое Библия; что такое Евангелие. | Общекультурная | |
6 | Проповедь Христа | Урок постановки учебной задачи | Христианство, проповедь, Нагорная проповедь, грех как преступление против себя. | Чему учил Христос; что такое Нагорная проповедь; какое сокровище нельзя украсть. | Общекультурная | |
7 | Христос и Его крест | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Богочеловек, Боговоплощение; Крест, «благоразумный разбойник». | Как Бог стал человеком; почему Христос не уклонился от креста. | Общекультурная | |
8 | Пасха | Урок постановки учебной задачи | Исследовательское чтение. Толкование понятий. Формулирование идеи, смысла Креста, Пасхи. Перевод тропаря | Воскресенье не только день недели; что такое Пасха; кто празднует Пасху. | Общекультурная | |
9 | Православное учение о человеке | Урок постановки учебной задачи | Формулирование проблемной задачи. Свертывание информации, с выявлением главного. Тело, душа, внутренний мир человека. | Чем Бог одарил человека; когда болит душа; что такое образ Божий в человеке. | Общекультурная | |
10 | Совесть и раскаяние | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Совершенствование высказываний, формулировок. Выявление необходимой информации в ходе чтения учебного текста. Толкование ключевых понятий. Совесть, быть в ладу со своей душой, «раненая» душа, задания Творца, данные Им человеку. Раскаяние, покаяние, покаянные молитвы. | О подсказках совести; как исправлять ошибки. | Общекультурная | |
11 | Заповеди | Урок постановки учебной задачи | Самостоятельное толкование понятий и их корректировка. Сопоставление цепочки родственных слов. Заповедь, добро, зло | Какие заповеди даны людям; что общего между убийством и воровством; как зависть гасит радость. | Общекультурная | |
12 | Милосердие и сострадание | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Милосердие, добро и зло в русской сказке. Положительный герой сказки. | Чем милосердие отличается от дружбы; кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям. | Общекультурная | |
13 | Золотое правило этики | Урок постановки учебной задачи | Золотое правило этики, позиция неосуждения, толерантность | Главное правило человеческих отношений; что такое неосуждение. | Общекультурная | |
14 | Храм | Урок решения частных задач с применением открытого способа | Икона, иконостас, Царские врата, алтарь | Что люди делают в храмах; как устроен православный храм. | Общекультурная | |
15 | Икона | Урок постановки учебной задачи | Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени | Почему икона так необычна; зачем изображают невидимое. | Общекультурная | |
16-17 | Зачётное занятие | Урок решения учебной задачи | Все понятия и термины, рассматриваемые в 4 классе | Участие в проектном исследовании. Умение найти свою нишу в общем проекте, выполняя свою долю заданий. Сопоставительная работа. Участие в составлении поэтической антологии: отбор материала, осмысление логики следования отобранных материалов, подбор и исполнение иллюстраций. | Общекультурная | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | Урок постановки учебной задачи | Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души, рождение качественно новой культуры. | Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Общекультурная | |
19 | Подвиг. | Урок постановки учебной задачи | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | Что такое подвиг; человеческая жертвенность. | Общекультурная | |
20 | Заповеди блаженства. | Урок постановки учебной задачи | Духовная нищета, Царство Небесное; миротворец, заповедь, блаженство, кротость, милость, чистота сердца, зависть, самоосуждение, идеал | Когда христиане бывают счастливы; как плач может обернуться радостью; когда сердце бывает чистым. | Общекультурная | |
21 | Зачем творить добро? | Урок постановки учебной задачи | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Самоотверженность, духовная радость, золотое правило этики, подвиги апостолов Петра и Андрея. | Как подражают Христу; чему радуются святые. | Общекультурная | |
22 | Чудо в жизни христианина | Урок постановки учебной задачи | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Чудо, доброделание, добродетель, духовная радость | О Святой Троице; о христианских добродетелях. | Общекультурная | |
23 | Православие о Божием суде | Урок постановки учебной задачи | Учатся приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Бессмертие души, Божий суд, Страшный Суд, смерть как переход в вечность. Жизнь как ответственность перед Творцом и людьми. Христианская вера в рай и ад. | Как видеть в людях Христа; почему христиане верят в бессмертие. | Общекультурная | |
24 | Таинство причастия | Урок постановки учебной задачи | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Тайная вечеря Тело и Кровь Христа; таинство, крещение, причастие. | Как Христос передал себя ученикам; что такое церковное таинство. | Общекультурная | |
25 | Монастырь | Урок постановки учебной задачи | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Монахи, послушание, монашеские обеты | Почему люди идут в монахи; от чего отказываются монахи | Общекультурная | |
26 | Отношение христианина к природе | Урок постановки учебной задачи | Экология, Ноев ковчег, потоп, замысел Божий. | Что делает человека выше природы; какую ответственность несёт человек за сохранение природы. | Общекультурная | |
27 | Христианская семья | Урок постановки учебной задачи | Семья, венчание, бремя, семейные традиции, ответственность. | Что такое венчание; что означает обручальное кольцо. | Общекультурная | |
28 | Защита Отечества | Урок постановки учебной задачи | Работа с историко-культурным словарем. Защита Родины, справедливая война, гнев преступный, напрасный и - священный | Когда война бывает справедливой; о святых защитниках Родины. | Общекультурная | |
29 | Христианин в труде | Урок постановки учебной задачи | Отбор пословиц и поговорок на тему урока. Райский сад, мудрость, трудиться в поте лица. | О первом грехе людей; какой труд напрасен. | Общекультурная | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Урок постановки учебной задачи | Гражданские законы, религиозные законы. Свобода совести. Разнообразная, разнонациональная, разноязыкая Россия как воплощения культурного единства и богатства Отечества. | Чтение, толкование понятий. Связные ответы. | Общекультурная | |
31 | Региональный компонент | Урок решения учебной задачи | Местночтимые святые; святые новомученики. | Толкование понятий. Обработка материала, собранного из разных источников. Связный ответ: «Не оскудеет источник святости». Формулирование вопросов для полемики. | Общекультурная | |
32-34 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...