Рабочая программа по ОПК 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Харламова Татьяна Игоревна

Основы православной культуры Кураев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_opkse.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексных характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу  в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет светский; преподавание планируется вести светскими педагогами. Официальным учебником является учебник, созданный протодиаконом Андреем Кураевым.

Цель — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.

Основная педагогическая задача — познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.

Основные задачи:

  • приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
  • формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
  • укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;

•        смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового
возраста.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках предмета и его модулей, а также в соответствующей системе межпредметных связей должна обеспечивать реализацию единых требований к результатам освоения содержания:

•        понимание значения духовности, нравственности, морали, морально
ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
  • развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
  • формирование первоначальных представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
  • сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы православной культуры», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы православной культуры» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

Недочеты:

  • преобладание при описание объекта несущественных признаков;
  • неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточность при нахождении объекта на карте.

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка (словесная)

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

3. Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические материалы):

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».

А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей.

Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2014.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2014.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»

№п/п

Тема урока

Тип урока

Основные элементы содержания (ключевые понятия)

Основные виды учебной деятельности

Компетенция

Дата

1

Россия – наша Родина

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Государство, культура, культурные ценности, духовные ценности

Знакомятся  с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Узнают: Что такое духовный мир человека; что такое культурные традиции и для чего они существуют

Ценностно-смысловая

2

Культура и религия

Урок постановки учебной задачи

Патриотизм, родина, культура, религия

Как человек создаёт культуру; о чем говорит религия.

Общекультурная

3

Человек и Бог в православии

Урок постановки учебной задачи

Спасибо, Творец, добро, свобода, дары, совесть, любовь, культура.

Какие дары Бог дал человеку; как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Общекультурная

4

Православная молитва

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Православие, молитва, благодарение, культура как созидание; человек как самое ценное в православной культуре.

Что такое православие; значение слова «благодать», кто такие святые, о молитве «Отче наш».

Общекультурная

5

Библия и Евангелие

Урок постановки учебной задачи

Актуализация внутрипредметных знаний (сказка Андерсена). Форма обращения Отче, Боже! Перевод известного текста. Насущный, искушение, Небеса; Отче, Боже, Господи!

Кто такие христиане; что такое Библия; что такое Евангелие.

Общекультурная

6

Проповедь Христа

Урок постановки учебной задачи

Христианство, проповедь, Нагорная проповедь, грех как преступление против себя.

Чему учил Христос; что такое Нагорная проповедь; какое сокровище нельзя украсть.

Общекультурная

7

Христос и Его крест

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Богочеловек, Боговоплощение; Крест, «благоразумный разбойник».

Как Бог стал человеком; почему Христос не уклонился от креста.

Общекультурная

8

Пасха

Урок постановки учебной задачи

Исследовательское чтение. Толкование понятий. Формулирование идеи, смысла Креста, Пасхи. Перевод тропаря

Воскресенье не только день недели; что такое Пасха; кто празднует Пасху.

Общекультурная

9

Православное учение о человеке

Урок постановки учебной задачи

Формулирование проблемной задачи. Свертывание информации, с выявлением главного. Тело, душа, внутренний мир человека.

Чем Бог одарил человека; когда болит душа; что такое образ Божий в человеке.

Общекультурная

10

Совесть и раскаяние

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Совершенствование высказываний, формулировок. Выявление необходимой информации в ходе чтения учебного текста. Толкование ключевых понятий. Совесть, быть в ладу со своей душой, «раненая» душа, задания Творца, данные Им человеку. Раскаяние, покаяние, покаянные молитвы.

О подсказках совести; как исправлять ошибки.

Общекультурная

11

Заповеди

Урок постановки учебной задачи

Самостоятельное толкование понятий и их корректировка. Сопоставление цепочки родственных слов. Заповедь, добро, зло

Какие заповеди даны людям; что общего между убийством и воровством; как зависть гасит радость.

Общекультурная

12

Милосердие и сострадание

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Милосердие, добро и зло в русской сказке. Положительный герой сказки.

Чем милосердие отличается от дружбы; кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям.

Общекультурная

13

Золотое правило этики

Урок постановки учебной задачи

Золотое правило этики, позиция неосуждения, толерантность

Главное правило человеческих отношений; что такое неосуждение.

Общекультурная

14

Храм

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Икона, иконостас, Царские врата, алтарь

Что люди делают в храмах; как устроен православный храм.

Общекультурная

15

Икона

Урок постановки учебной задачи

Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени

Почему икона так необычна; зачем изображают невидимое.

Общекультурная

16-17

Зачётное занятие

Урок решения учебной задачи

Все понятия и термины, рассматриваемые в 4 классе

Участие в проектном исследовании. Умение найти свою нишу в общем проекте, выполняя свою долю заданий. Сопоставительная работа. Участие в составлении поэтической антологии: отбор материала, осмысление логики следования отобранных материалов, подбор и исполнение иллюстраций.

Общекультурная

18

Как христианство пришло на Русь.

Урок постановки учебной задачи

Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души, рождение качественно новой культуры.

Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Общекультурная

19

Подвиг.

Урок постановки учебной задачи

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Что такое подвиг; человеческая жертвенность.

Общекультурная

20

Заповеди блаженства.

Урок постановки учебной задачи

Духовная нищета, Царство Небесное; миротворец, заповедь, блаженство, кротость, милость, чистота сердца, зависть, самоосуждение, идеал

Когда христиане бывают счастливы; как плач может обернуться радостью; когда сердце бывает чистым.

Общекультурная

21

Зачем творить добро?

Урок постановки учебной задачи

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Самоотверженность, духовная радость, золотое правило этики, подвиги апостолов Петра и Андрея.

Как подражают Христу; чему радуются святые.

Общекультурная

22

Чудо в жизни христианина

Урок постановки учебной задачи

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Чудо, доброделание, добродетель, духовная радость

О Святой Троице; о христианских добродетелях.

Общекультурная

23

Православие о Божием суде

Урок постановки учебной задачи

Учатся приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Бессмертие души, Божий суд, Страшный Суд, смерть как переход в вечность. Жизнь как ответственность перед Творцом и людьми. Христианская вера в рай и ад.

Как видеть в людях Христа; почему христиане верят в бессмертие.

Общекультурная

24

Таинство причастия

Урок постановки учебной задачи

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Тайная вечеря Тело и Кровь Христа; таинство, крещение, причастие.

Как Христос передал себя ученикам; что такое церковное таинство.

Общекультурная

25

Монастырь

Урок постановки учебной задачи

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Монахи, послушание, монашеские обеты

Почему люди идут в монахи; от чего отказываются монахи

Общекультурная

26

Отношение христианина к природе

Урок постановки учебной задачи

Экология, Ноев ковчег, потоп, замысел Божий.

Что делает человека выше природы; какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

Общекультурная

27

Христианская семья

Урок постановки учебной задачи

Семья, венчание, бремя, семейные традиции, ответственность.

Что такое венчание; что означает обручальное кольцо.

Общекультурная

28

Защита Отечества

Урок постановки учебной задачи

Работа с историко-культурным словарем. Защита Родины, справедливая война, гнев преступный, напрасный и - священный

Когда война бывает справедливой; о святых защитниках Родины.

Общекультурная

29

Христианин в труде

Урок постановки учебной задачи

Отбор пословиц и поговорок на тему урока. Райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.

О первом грехе людей; какой труд напрасен.

Общекультурная

30

Любовь и уважение к Отечеству

Урок постановки учебной задачи

Гражданские законы, религиозные законы. Свобода совести. Разнообразная, разнонациональная, разноязыкая Россия как воплощения культурного единства и богатства Отечества.

Чтение, толкование понятий. Связные ответы.

Общекультурная

31

Региональный компонент

Урок решения учебной задачи

Местночтимые святые; святые новомученики.

Толкование понятий. Обработка материала, собранного из разных источников. Связный ответ: «Не оскудеет источник святости». Формулирование вопросов для полемики.

Общекультурная

32-34

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...