Добро и зло
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по курсу "Основы православной культуры и светской этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по ОРКСЭ | 147.13 КБ |
презентация к уроку "Добро и зло" | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 3 г. Богородицка
Разработка урока
по модулю «Основы светской этики»
« Добро и зло»
(урок 1 )
Учитель начальных классов
Гусева Любовь Алексеевна
Цели:
формирование представлений у школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
Задачи:
- формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Ход урока.
- Организационный момент.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте эпиграфы на доске и попробуйте определить тему урока.
(слайд 2)
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
- На какие вопросы мы должны найти ответы?
- Подготовка к изучению нового материала.
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
- Изучение нового материала.
- Работа в группах. (слайд 3)
Как вы понимаете понятие «Добро»?
Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.
Работая в группах, вам необходимо найти определения добра и зла.
Группа 1. Работа с Толковым словарём.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Группа 2. Работа с учебником. Что такое добро?
Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?
Группа 4. Какая бывает доброта? Что такое зло? Работа с текстом.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
- Проверка самостоятельной работы. (слайд 4 - 5)
- Притча. (слайд 6)
Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!
- Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
- Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.
- Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.
- Закрепление понятий.
Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.
В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя? Ответы детей.
- Обобщение и рефлексия.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.
Доброта последнюю рубашку
Снимет с плеч своих и нищему отдаст.
Разведет сады, похожие на сказку,
И в несчастье друга не предаст.
Не обидит добрую старушку,
Приласкает малое дитя
И отдаст последнюю краюшку,
Не оставив корки для себя.
Доброта как солнце, теплый ветер,
На неё ты не предъявишь счет.
Доброта нам достаётся даром,
Ценится дороже всех щедрот.
Доброта в глазах лучистым светом
Отражает путь своей души.
В добром деле и решенье смелом
Все её поступки хороши.
Будем жить в согласии и вере,
Говорить лишь правду и не лгать!
Будем доброту повсюду сеять,
Чтобы зло потом не пожинать!
- Что хотела передать автор в этих строках?
- К чему она нас призывает?
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми (работа в парах).
ПРАВИЛА ДОБРОТЫ (слайд 7)
Помогай людям! | Будь добрым к людям! |
Защищай слабого! | Учись добру у добрых! |
Прощай ошибки другим! | Не завидуй! |
Делись последним с другом! | Не причиняя зла, добрей становишься! |
Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. | Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее. |
- ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
- ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
- Практикум «Добрый ли человек…» (слайд 8 - 10).
- Итог урока.
- С какими понятиями вы познакомились на уроке? Дайте определения этим понятиям.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий добро и зло?
- Домашнее задание (по выбору). (слайд 11)
а) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле.
б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.
- Заключение.
Закончить наш разговор мне хотелось бы песней «ДОБРОТА»
(Слова Н. Тулуповой, музыка И. Лученка).
Предлагаю спеть её всем вместе. (слайд 12)
Список используемой литературы:
- Основы светской этики. 4 – 5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
- Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Москва: «ОНИКС 21 век», 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...