Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.
статья по орксэ (4 класс) на тему

. Аннотация к докладу.

В  докладе раскрыты  взаимодействие учителя, ученика и родителей, которое позволило существенно расширить содержание нового предмета, сделать общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочная деятельность25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.

Темникова Эльза Юрьевна  

г.Ухта,   ул. Дзержинского, д.13,   МОУ «СОШ № 10»

2013 г. Аннотация к докладу.

В  докладе раскрыты  взаимодействие учителя, ученика и родителей, которое позволило существенно расширить содержание нового предмета, сделать общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным.

Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.

Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Считаю, что именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Слаженное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным.

На первом родительском собрании пояснила, что введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Познакомила с портретом будущего выпускника начального звена.

Затем предложила родителям познакомиться с содержанием учебника «Основы светской этики 4-5 классы». Пояснила, что на уроках  ребята  будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят  определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для их подготовки дети будут обращаться к опыту  родителей, бабушек и дедушек, будут узнавать их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомиться с традициями семейной жизни. Убеждала, что активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Родителям задачи курса и учебник понравились, многие сказали, что с радостью будут помогать своим детям. Выделили наиболее важные  проблемы и  совместно определили тематику проектов, мероприятия и формы проведения, где учитывалась индивидуальная направленность. При обсуждении проблем решили, что для выполнения поставленных задач дети будут привлечены в деятельность после уроков.  Многие отметили, что возможно уроки помогут   ребенку в решении его личностных, возрастных проблем, создадут условия для его духовно-нравственного развития..

        В течение учебного года совместно с родителями были проведены такие мероприятия:

Мероприятие

Тема

Форма проведения

Урок «Чтобы не было стыдно»

 Стыд, вина и извинение

Проблемный диалог

Игра «Каждый ученик класса – маленькая звездочка»

Дружба.  

Имитационно-моделирующая  игра

Внеклассное мероприятие «Я сам!»

Семейные праздники

Сотрудничество

Экскурсия в аэропорт г.Ухты.

Образцы нравственности в культуре Отечества (труженик)

Экскурсия.

Школьный фестиваль «Солдатская песня».

Любовь и уважение к Отечеству

Исполнение песни вокальной группы мальчиков.

Спортивные мероприятия класса на школьном и муниципальном уровне.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Спортивные соревнования.

Открытый урок.

Совесть

Урок одного слова.

Внеклассное мероприятие

Дорогою добра

урок-конференция

Внеклассное мероприятие

Мы вас любим

Урок - праздник

Итоговые уроки.

Тема на выбор школьника

Защита проектов, презентация, мини-сценка, синквейн, коллаж, реферат

        На родительских собраниях добрыми пожеланиями и словами благодарности были отмечены родители, помогавшие в проведении мероприятий.  

Одной из педагогических задач является повышение педагогической культуры родителей обучающихся. Были проведены тематические   родительские собрания «Компьютер – друг или  враг?», «Семейные ценности», школьный родительский лекторий, выпуск информационных материалов  «Десять причин отдать детей в музыкальную школу», «После школы» и др. и публичных докладов школы. Использованы формы отчета: мини-сочинения отзывов ребят о мероприятии, интервьюирование,  фото-отчеты, творческий коллаж, родители так же могли найти  материалы на сайте школы.  

      Предмет новый. С целью изучения уровня заинтересованности школьников в курсе проведено анкетирование среди пятиклассников, в котором участвовали 52 ученика.

      На вопрос: «Каким для тебя был курс – светская этика?» 50 ребят (96%) ответили, что он интересен, полезен для жизни. Лишь двоим (4%) курс показался сложным. Вот некоторые высказывания ребят:

- Это самый хороший урок.

- Этот предмет предназначен, чтобы мы стали лучше.

- Предмет учит совершать только добрые поступки.

- Эти уроки нам понадобятся в жизни.

     Отвечая на вопрос «Какие темы больше всего тебе запомнились?» мнения разделились. Более всего дети прониклись темами «Добро и зло», «Семья» (60% опрошенных). Близки им темы «Дружба», «Совесть» (50%). Отметили важность, серьезность тем: «Герои России», «Моя Россия» 20%. «Золотое правило нравственности» взволновало 15% ребят.

       На вопрос: «Как родители отнеслись к новому предмету?» 70% ребят в своих анкетах отметили, что  родители не остались равнодушными. Вот некоторые мнения:

- Моя мама так обрадовалась, что, наконец, в школах стали изучать этот предмет.

- Мой папа давно хотел, чтобы у меня был такой урок.

- Относились отлично. Мы с мамой делали домашнее задание, а папе читали и рассказывали.

- Мама говорила, какие бывают друзья. Мне очень нравилось.

- Я делилась с родителями каждым уроком, они открывали мне многое.

       При изучении темы «Семья», многие ребята по-новому, по-взрослому взглянули на близких, возросло уважение к старшим. Это тоже отражено в анкетах. Из 52 ребят  – 27 хотят быть похожими на своих родителей, на бабушку и дедушку - 2, на братьев - 2. Для 4 ребят семья – это самое ценное.

      Родители также отмечают важность данного курса.

     Ведерникова Л.А. (мама ученицы 4 класса): «Очень жаль, что предмет не будет продолжен в среднем звене. Такой курс нужно изучать более глубоко и начинать изучать с 1 по 11 класс. Он помогает ребёнку понять, как строить отношения в современном обществе и стать личностью».

     Таким образом, родители активно приобщаются к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность в рамках курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»). А это положительно влияет на уровень воспитанности обучающихся.

класс

Кол – во

обучающихся

Уровень воспитанности

высокий

хороший

средний

низкий

3

23

3

8

11

1

4

22

6

12

4

0

Работа во взаимодействии способствует становлению личности  ребенка, максимальному проявлению его способностей и возможностей, готовит его к дальнейшему саморазвитию и самопознанию

«Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!»                                         Кант И.

Литература:

  1. Основы мировых религий и светской этики. Пособие для родителей.-  М: 2010.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа . В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова,  А.А. Вахрушев. М.: Просвещение, 2011.
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др. ; под ред. А.Б.Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Основы мировых религий и светской этики. – Пособие для родителей. – Москва, 2010

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших шклдьников во внеурочной деятельности.

Раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания. Прилагается конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Моя семья"....

Духовно-нравственное воспитание младших шклдьников во внеурочной деятельности.

Раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания. Прилагается конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Моя семья"....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих  обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...

Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью работы любого педагога. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов....