Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.
статья по орксэ (4 класс) на тему
. Аннотация к докладу.
В докладе раскрыты взаимодействие учителя, ученика и родителей, которое позволило существенно расширить содержание нового предмета, сделать общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.
Темникова Эльза Юрьевна
г.Ухта, ул. Дзержинского, д.13, МОУ «СОШ № 10»
2013 г. Аннотация к докладу.
В докладе раскрыты взаимодействие учителя, ученика и родителей, которое позволило существенно расширить содержание нового предмета, сделать общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным.
Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность.
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Считаю, что именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Слаженное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным.
На первом родительском собрании пояснила, что введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Познакомила с портретом будущего выпускника начального звена.
Затем предложила родителям познакомиться с содержанием учебника «Основы светской этики 4-5 классы». Пояснила, что на уроках ребята будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для их подготовки дети будут обращаться к опыту родителей, бабушек и дедушек, будут узнавать их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомиться с традициями семейной жизни. Убеждала, что активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
Родителям задачи курса и учебник понравились, многие сказали, что с радостью будут помогать своим детям. Выделили наиболее важные проблемы и совместно определили тематику проектов, мероприятия и формы проведения, где учитывалась индивидуальная направленность. При обсуждении проблем решили, что для выполнения поставленных задач дети будут привлечены в деятельность после уроков. Многие отметили, что возможно уроки помогут ребенку в решении его личностных, возрастных проблем, создадут условия для его духовно-нравственного развития..
В течение учебного года совместно с родителями были проведены такие мероприятия:
Мероприятие | Тема | Форма проведения |
Урок «Чтобы не было стыдно» | Стыд, вина и извинение | Проблемный диалог |
Игра «Каждый ученик класса – маленькая звездочка» | Дружба. | Имитационно-моделирующая игра |
Внеклассное мероприятие «Я сам!» | Семейные праздники | Сотрудничество |
Экскурсия в аэропорт г.Ухты. | Образцы нравственности в культуре Отечества (труженик) | Экскурсия. |
Школьный фестиваль «Солдатская песня». | Любовь и уважение к Отечеству | Исполнение песни вокальной группы мальчиков. |
Спортивные мероприятия класса на школьном и муниципальном уровне. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | Спортивные соревнования. |
Открытый урок. | Совесть | Урок одного слова. |
Внеклассное мероприятие | Дорогою добра | урок-конференция |
Внеклассное мероприятие | Мы вас любим | Урок - праздник |
Итоговые уроки. | Тема на выбор школьника | Защита проектов, презентация, мини-сценка, синквейн, коллаж, реферат |
На родительских собраниях добрыми пожеланиями и словами благодарности были отмечены родители, помогавшие в проведении мероприятий.
Одной из педагогических задач является повышение педагогической культуры родителей обучающихся. Были проведены тематические родительские собрания «Компьютер – друг или враг?», «Семейные ценности», школьный родительский лекторий, выпуск информационных материалов «Десять причин отдать детей в музыкальную школу», «После школы» и др. и публичных докладов школы. Использованы формы отчета: мини-сочинения отзывов ребят о мероприятии, интервьюирование, фото-отчеты, творческий коллаж, родители так же могли найти материалы на сайте школы.
Предмет новый. С целью изучения уровня заинтересованности школьников в курсе проведено анкетирование среди пятиклассников, в котором участвовали 52 ученика.
На вопрос: «Каким для тебя был курс – светская этика?» 50 ребят (96%) ответили, что он интересен, полезен для жизни. Лишь двоим (4%) курс показался сложным. Вот некоторые высказывания ребят:
- Это самый хороший урок.
- Этот предмет предназначен, чтобы мы стали лучше.
- Предмет учит совершать только добрые поступки.
- Эти уроки нам понадобятся в жизни.
Отвечая на вопрос «Какие темы больше всего тебе запомнились?» мнения разделились. Более всего дети прониклись темами «Добро и зло», «Семья» (60% опрошенных). Близки им темы «Дружба», «Совесть» (50%). Отметили важность, серьезность тем: «Герои России», «Моя Россия» 20%. «Золотое правило нравственности» взволновало 15% ребят.
На вопрос: «Как родители отнеслись к новому предмету?» 70% ребят в своих анкетах отметили, что родители не остались равнодушными. Вот некоторые мнения:
- Моя мама так обрадовалась, что, наконец, в школах стали изучать этот предмет.
- Мой папа давно хотел, чтобы у меня был такой урок.
- Относились отлично. Мы с мамой делали домашнее задание, а папе читали и рассказывали.
- Мама говорила, какие бывают друзья. Мне очень нравилось.
- Я делилась с родителями каждым уроком, они открывали мне многое.
При изучении темы «Семья», многие ребята по-новому, по-взрослому взглянули на близких, возросло уважение к старшим. Это тоже отражено в анкетах. Из 52 ребят – 27 хотят быть похожими на своих родителей, на бабушку и дедушку - 2, на братьев - 2. Для 4 ребят семья – это самое ценное.
Родители также отмечают важность данного курса.
Ведерникова Л.А. (мама ученицы 4 класса): «Очень жаль, что предмет не будет продолжен в среднем звене. Такой курс нужно изучать более глубоко и начинать изучать с 1 по 11 класс. Он помогает ребёнку понять, как строить отношения в современном обществе и стать личностью».
Таким образом, родители активно приобщаются к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность в рамках курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»). А это положительно влияет на уровень воспитанности обучающихся.
класс | Кол – во обучающихся | Уровень воспитанности | |||
высокий | хороший | средний | низкий | ||
3 | 23 | 3 | 8 | 11 | 1 |
4 | 22 | 6 | 12 | 4 | 0 |
Работа во взаимодействии способствует становлению личности ребенка, максимальному проявлению его способностей и возможностей, готовит его к дальнейшему саморазвитию и самопознанию
«Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!» Кант И.
Литература:
- Основы мировых религий и светской этики. Пособие для родителей.- М: 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа . В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев. М.: Просвещение, 2011.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др. ; под ред. А.Б.Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Основы мировых религий и светской этики. – Пособие для родителей. – Москва, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших шклдьников во внеурочной деятельности.
Раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания. Прилагается конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Моя семья"....
Духовно-нравственное воспитание младших шклдьников во внеурочной деятельности.
Раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания. Прилагается конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Моя семья"....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...
Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...
Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью работы любого педагога. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов....