Добро и зло.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок способствует формированию у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobro_i_zlo.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Добро и зло».

Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Ход урока:

1. Организационный момент

2.Введение в тему.

 -  Прочитайте    пословицы:

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело два века живёт.

На добрый привет — добрый и ответ.

Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятие?

-Сегодня мы  будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

3. Новый материал.

- Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
- Понятны ли вам слова добро и зло?

- Я предлагаю вам поработать с толковым словарем и выяснить, что означают эти понятия.

Так, что же такое добро?  (высветить определение – добро)

На уроках культуры и светской этики  мы говорили, что доброта тоже может быть разная. Существует 3 понятия доброты. Какие? (пассивная, активная, созидательная).

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством собственного достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

У слова  «добро» - есть много друзей.  Как можно назвать человека, у которого доброе сердце, добрая душа,  добрая совесть, желает добра.

          - А что такое зло?  (высветить определение – зло)

Как вы понимаете такие слова – злословие, злорадство, злодеяние.

           Работа в группе.

  1. Распределите слова на две группы. В первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло":

обман,  взаимовыручка, помощь,  жестокость, милосердие, трусость, жадность, честность,   хитрость,  справедливость, лень, терпение, злоба, щедрость, зависть, вежливость, наглость, добродушие, героизм, равнодушие.

(афиширование)

  1. Прочитайте притчи, которые лежат у вас на столах. Обсудите и сделайте вывод.

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым?

  1.  Практикум

Обсудите ситуации и определите, добрые ли поступки совершали ребята. Приведите свои примеры доброты по отношению к Вам. Назовите примеры Ваших добрых поступков.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?

- Надо ли учиться доброте? У кого мы можем научиться доброте?

 Не так давно на канале Россия проводилось интерактивное голосование. Телезрители  выбирали Человека Мира. Если бы можно было присудить другой титул «Человек добра», то, несомненно, в этом списке оказались бы  - Мать Тереза, Леонид Рошаль и многие другие.

(дом. зад. – рассказать о человеке добра)

  1. Правила добра.

Попробуйте составить правила доброты.

Подводя итог нашего занятия, я хотела бы вам рассказать еще одну притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка  я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями  и   отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?        - Как вы думаете, что ответил мудрец?

Всё в твоих руках.

Вот и я хочу вам сказать, вы – алмазы. Станете ли вы многогранным бриллиантом и засверкаете на солнце, и все вас будут любить или останетесь холодным камнем, зависит только от вас. Всё в ваших руках.

Я хочу подарить вам памятку доброты:

  • Попробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать.
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  • Не спрятать, а поделиться.
  • Не кричать, а выслушать.
  • Не разорвать, а склеить.

Попробуй, и ты увидишь, какими тёплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

Рефлексия.

 Уходя с занятия задумайтесь над 3 вопросами:

 -  Какой я?

 - Что мне нравится в себе?

 - Что бы я хотел изменить в себе?

Составить синквейн по теме разговора.

Зло 
Беспощадное, изворотливое
Губит, калечит, убивает.
Зло необходимо уничтожить!
Борьба!

Добро.
Светлое, радостное.
Помогает, спасает, лечит.
Добро должно победить!
Счастье!

Закончить песней «Дорога добра» (1 куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...