Этап | Содержание
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | - Урок основы православной веры. Проверьте готовность к уроку. Перед началом урока давайте попросим благословения у Господа. | Ставит задачу – проверить подготовку рабочего места. Чтение молитвы в начале урока. | Проверяют наличие необходимых учебных вещей. Молитва. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. |
Повторение изученного материала. Актуализация знаний. | -С какой частью Священного Писания мы знакомимся на наших уроках? - Имена каких ветхозаветных героев вы помните? - В Священном Писании уже в Ветхом завете встречается много чисел. Посмотрите, я написала на доске имена некоторых ветхозаветных героев и ряд чисел. Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? 3 10 11 7 6 | Бог-творец Иосиф Ной Авраам Фараон |
(Соединить число с именем и объяснить, как они связаны). - Как вы думаете, имя какого героя закрыто в этом списке? (Моисей) - Почему вы так решили? - В какой момент нашего знакомства с этим героем мы расстались? -Давайте проверим всё ли правильно на картине, которую мы составили на прошлом уроке? - С каким числом вы бы соединили имя Моисея? Почему? | Организует устный опрос.
Фронтальный опрос. | Дают ответы на вопросы учителя. Делают предположения. Выполняют задания.
Работают с фланелеграфом. | Познавательные: обобщение, прогнозирование, моделирование, структурирование знаний, анализ. Регулятивные: самоконтроль, коррекция.
|
Постановка познавательной задачи урока. | - Прочтите тему нашего сегодняшнего урока. - О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - Постарайтесь предположить, что нового мы узнаем на уроке?
| Подводит обучающихся к формулированию цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся о правилах посадки при письме. | Читают тему урока, формулируют цели урока. | Регулятивные: целеполагание контроль Коммуникативные построение речевого высказывания.
|
Вступительная беседа. Проблемная ситуация | - В нашей гимназии есть хорошая традиция. После ночного снегопада гимназисты средних и старших классов расчищают дорожку к гимназии. Какой это труд? (физический) - Что работает в нашем организме, когда мы занимаемся физическим трудом? - Приведите примеры, когда вы занимались физическим трудом? -А вот мы пришли на урок. Мы думаем, вспоминаем, предполагаем, сравниваем, считаем. Какой это труд? (умственный) - Что при этом усиленно работает? - А что же это – труд души? | Задаёт проблемный вопрос. Нацеливает мыслительную деятельность обучающихся на поиск ответа на него.
Фронтальный опрос. | Приводят примеры , опираясь на жизненный опыт, высказывают предположения для объяснения смысла словосочетания «труд души». | Познавательные: Установление связей. Коммуникативные осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевого высказывания. Регулятивные: контроль. |
| Душа наша как цветок. Цветок всегда тянется к свету, солнцу. А для христианина Солнце правды – это Господь. Душа тянется к Богу, как цветок к солнцу. - Как сделать так, чтобы наш цветок стал ближе к солнцу? (привязать к корзине с цветком воздушный шарик, чтобы тот потянул его вверх). - Но ведь это не просто цветок. Это наша душа. Значит, шары не просто шары. Эти шары – заповеди Божии. - Давайте будем по одному привязывать шары-заповеди к нашей корзинке, называя заповедь и читая её значение. - Кто-нибудь спрашивал дома у старших, как прочитать заповедь на церковно-славянском языке? - Но спущенный шарик не полетит вверх. Что для этого надо сделать? (надуть) - Но это не настоящий шарик, шарик-заповедь. Просто так воздухом его не наполнишь. -Что надо сделать, чтобы заповедь тянула душу нашу к Господу? (надо её исполнить). -Как это сделать? | Вводит наглядные символы и даёт их значение. | Читают заповеди (на церковнославянском языке), их объяснение, прикрепляют «шары». Отвечают на вопросы. | Познавательные: поиск информации в учебнике, знакомство со значением заповедей, принятие значения символа на данном уроке. Коммуникативные: построение речевого высказывания.
|
Физ. минутка | - Потягивание.
- Стихотворные упражнения:
Если хочешь жить легко И быть к Богу близко, Держи сердце высоко, А головку низко. - Посчитайте, сколько изображений ангелов в нашем классе.
| Контролирует выполнение заданий. | Выполняют физические упражнения. |
|
Знакомство со значением словосочетания «труд души». | - Вспомните, когда мы в классе последний раз надували шары? (на уроке технологии для поделки) - Легко ли было надуть такие маленькие шарики? - Как вы выходили из положения? (просили помощи у одноклассников, учителя) - А ведь мы с вами уже пробовали «надувать шарики-заповеди», когда наблюдали за собой в течение 1 недели (зависть, обида, уважение). И кто-то говорил, что ему было легко справиться с этим заданием, а кому-то трудно. - У кого можно просить помощи в выполнении заповеди Божией? (у Бога, у святых, попросить совет у священника, родителей). |
|
| Личностные: приводят примеры из личного опыта. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем, построение речевого высказывания. |
Наблюдение за вымышленной ситуацией. | - Представьте себе такую счастливую ситуацию: гимназист решил, что будет соблюдать заповеди Божии, чтобы душа его была ближе к Господу. Но однажды он поленился сделать домашнее задание по одному предмету. Мама его спросила: «Сынок, ты все уроки сделал?» «Да,»- ответил мальчик и занялся любимой игрой в шахматы. - Какую заповедь нарушил гимназист? (5 и 9) - Что произойдёт с шариком-заповедью, если она нарушена? (сдуется) -Что произойдёт с душой? (будет опускаться, удаляться от Бога) - Что надо сделать, чтобы не произошла душевная «авария»? (покаяться, исповедаться, начать снова исполнять заповедь, наблюдая за собой). - Попробуйте, определить какие заповеди выполняют или нарушают дети в данных ситуациях. Если дети выполняют заповедь – поставьте цифру зелёным цветом, а если нарушают – красным. | Беседа. Подведение к мысли о необходимости наблюдать за своими мыслями, делами, словами.
|
Читают описание ситуаций на карточках, обсуждают. | Познавательные: Анализ ситуации. Установление причинно-следственных связей. Личностные: Нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: Умение работать в группе, построение речевого высказывания. Регулятивные: Контроль. |
Закрепление изученного материала. | - Давайте вернёмся к нашим заповедям. Почему шары 2 цветов: красного и жёлтого? - Давайте проверим ваши предположения. Найдём ответ на последнем форзаце нашего учебника. - А кто это – наш ближний? | Подводит к разделению заповедей на 2 группы. | Анализ. Высказывают предположения. | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Анализ. Коммуникативные: построение речевого высказывания. Регулятивные: самоконтроль. |
Итог урока. Рефлексия. | - Как же мы можем свою душу приблизить к Богу? (исполняя заповеди) - Как вы поняли, что же такое труд души? (исполнение заповедей – это и есть труд души). - Кто же оказался прав в своих предположениях в начале урока? -Нам с вами, ребята, надо постоянно наблюдать за собой, за своими словами, поступками, мыслями, чтобы душа наша, оставаясь чистой, без греха, стремилась в небеса к Богу. -А как узнать, какую заповедь вы нарушили или не нарушили? (их надо знать). - Если вы на сегодняшнем уроке узнали значение заповедей, то поставьте свой магнит на красную полочку, если вы узнали значение заповедей и поняли, что такое труд души – на зелёную, а если узнали значение заповедей, поняли, что такое труд души и решили в течение недели понаблюдать за собой, удается ли вам выполнять заповеди – на жёлтую. -За что будете благодарить Господа на сегодняшнем уроке? |
|
| Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: построение речевого высказывания. Личностные: смыслообразование, духовно-нравственная ориентация. |