Конспект урока модуль Основы духовно нравственной культуры народов России Светская этика
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Данный конспект курса ОРКСЭ , тема: "Долг и совесть". 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
модуль Основы духовно нравственной культуры народов России
Светская этика
4 класс
Тема: «Долг и совесть»
Учитель:
Звизжева О.Н., учитель начальных классов МБОУ кадетской школы
Цель и задачи урока:
помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «долг» и «совесть»
Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, долг,стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД:
понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
Учебник, раздаточный материал – копии рассказа Н.Артюховой «Совесть заговорила», Ф.Шопен. Ноктюрн №20.
Ход урока
1.Организация деятельности (настрой на урок под музыку Шопена)
2. Определяем проблему урока.
Послушайте притчу.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
- Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть. Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
- Нужна ли человеку совесть?
- Различаются ли понятия стыд и совесть?
- Когда появилось понятие совесть?
- Что такое долг?
3.Актуализация знаний.
- Прочитайте статью учебника с.20
- Что помогает поступать человеку хорошо, правильно?
4. Решаем проблему, открываем новые знания.
- Опираясь на текст учебника с.21-22 объясни, что такое долг и стыд.
- Сделай вывод по проблеме урока: что помогает человеку поступать хорошо,
правильно. (читают текст самостоятельно)
- Что удивило, может быть, поразило вас при чтении текста?
- Изменилось ли представление о совести в наши дни?
- Приведите примеры проявления чистой совести.
- Какие компоненты имеет совесть? (долг, честь, достоинство, справедливость)
- Что такое чувство стыда?
- Как понять, что у каждого человека свой долг?
Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову. А.Барто
Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?
Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры ситуаций, в которых вы ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или вам ( им) было совестно.
Физкультминутка
5.Комментированное чтение рассказа Нины Артюховой «Совесть заговорила»
Сейчас мы познакомимся с замечательным произведением детской писательницы Нины Михайловны Артюховой – советской писательницы, посвятившей свою жизнь созданию произведений для детей. Читать будем по очереди «цепочкой». Если вам встретится непонятное слово, то воспользуйтесь нашим помощником- «Толковым словарем русского языка".
Вопросы для обсуждения в парах:
- Почему Дима перестал списывать у товарищей?
- Кто , как вы думаете, разговаривал с ним?
- Чем честный человек отличается от обманщика?
- Можно ли услышать совесть другого человека?
- Как ты понимаешь слова «голос совести»?
- Можно ли увидеть совесть?
- Как проявляется совесть?
- Как можно отличить совестливого человека от бессовестного?
- Если бы все люди стали бессовестными, что бы произошло?
- Может ли бессовестный человек быть хорошим человеком? А добрым?
- Зачем людям нужна совесть?
- Есть ли совесть у плохих людей?
- Можно ли иметь одну совесть на двоих?
- Отличается ли твоя совесть от совести твоего друга?
- Что такое раскаяние?
6.Работа в группах (игра)
А сейчас я предлагаю вам игру. Разобьемся на три команды.
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Карлсон;
-Винни-Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?
Задание второе. «Автобус»
В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
Задание третье. «Муки совести»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?
Задание четвертое. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .
Задание пятое. «Совесть»
Согласны ли вы с утверждениями:
-у всех людей есть совесть;
-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
-плохих людей, преступников совесть не мучает;
-бессовестному человеку жить легче?
Задание шестое. «Объяснялки»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?
Задание седьмое. «Собиралки»
Нужно собрать пословицы ( у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)
Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)
- Кто выиграл в наших соревнованиях?
-Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе,
о совести, о долге.
-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).
Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
7. Рефлексия. Оценка.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .
Не забывайте использовать слова…..Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
8.Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1)Расспросите родителей о значении совести, долге в их жизни.
2) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
4) Написать эссе « Моя совесть», «Мой долг».
5) Выполнить задания учебника стр.23.
Расставаясь, я хочу пожелать:
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы !
О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
По данным анкетирования среди родителей можно говорить о том, что родители (законные представители) в своём большинстве удовлетворены введением данного курса и организацией обучения. Положительно, что 90 % родителей считают данный курс полезным для своего ребёнка. Результаты анкетирования среди обучающихся говорят о том, что ученикам нравится данный предмет. Они считают, что данный курс учит правилам поведения в обществе, т. е. затрагивает вопросы морали и нравственности; заставляет задуматься о долге перед собой, окружающими, родителями; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. | Ребятам не нравится, что по данному курсу отсутствует бальное оценивание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» по учебнику Е.И. Николаевой, Е.Н. Петровой «Я в мире людей» Тема урока: Я в кругу друзей (1...
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»
Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)...
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс
Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Рабочая программа ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн...
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России.Светская этика....
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Толерантность.
Познакомиться с новыми терминами: терпение, терпимость, тактичность, бестактность, толерантность; научиться различать значения терминов; уметь использовать в устной ...