Урок по ОРКСЭ по теме "Искусство в религиозной культуре".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре христианства и мусульманства" Модуль " Мировые религии".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по ОРКСЭ.
Преподаватель Юсовских Л.Е.
Курс: ОРКСЭ
Модуль: основы мировых религиозных культур.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: классический
Тема урока: «Искусство в религиозной культуре» .14 урок.1 урок по теме.
Цель: создать условия для осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека.
Задачи:
- формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира.
- познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в церкви и мечети.
Виды деятельности: эвристическая беседа, рассказ, работа в парах и группах, работа с иллюстрациями, работа с текстами, работа со справочными материалами, игры.
Средства обучения: учебник, презентация, рисунки детей.
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формируемые УУД. |
1.Организационно-мотивационный. | Улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем друг другу успеха. | Эмоционально настраиваются на урок. | |
2.Опрос-актуализация. | 1. Решим кроссворд:
- Что же такое искусство? Группами найдём это определение в толковых словарях. -Какие виды искусства вы знаете? | Решают кроссворд: 1)Синагога. 2)Иконостас. 3)Фрески. 4)Ступа. 5)Скиния. 6)Свиток Торы. 7)Минарет. 8)Православие. 9)Пагоды. (ИСКУССТВО) (Слайд) -«Творческое отражение действительности в художественных образах» (Ожегов) -Живопись, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство. | П.-анализ объектов с целью выделения признаков, умение работать с дополнительными источниками. Р.-принимать и выполнять учебную задачу. К.- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3.Целеполагание. | -Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке ОРКСЭ? Соберём корзину идей (договори словечко): -Мы узнаем… -Научимся различать… -Будем развивать… -Друг другу будем… | -Мы познакомимся с некоторыми видами искусства в различных религиях. (Слайд) | Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания П.- умение структуировать знание. К.-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4.Открытие нового знания. 1)Искусство в религиозной культуре христианства. | -Наша страна многонациональна. У каждого народа свои традиции, культура и искусство. Сегодня на уроке мы познакомимся с предметами искусства в христианстве и в исламе. 1.Искусство в религиозной культуре христианства. Презентация .Фотография внутреннего убранства православного храма. -Где мы находимся? При входе в храм мы сразу обращаем внимание на прекрасные предметы культового назначения. -Христиане уверены в том, что на Земле родился Сын Божий - Иисус Христос. О нём люди писали книги, а позже стали изображать на специальных досках и самого Иисуса Христа, и его мать Марию, и других святых.(Слайд) Рассмотрите иконы. В чём их особенность?
- Символом русского духа стала икона «Троица» Андрея Рублёва.(Слайд) Её называют светом иного мира .Тайна её до конца не раскрыта. -А Владимирская икона Божией матери(Слайд) считается чудотворной. Как вы понимаете это слово? -Да! Чудесным образом она 2 раза спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство, и дружина князя Василия была спасена. -Какие иконы знаете вы? Узнайте у своих родителей и на следующем уроке расскажите нам. (Слайд) -Что вы видите? -Как вы думаете –колокола также произведения искусства? Они созывали христиан на ратный труд, возвещали о бедах и радостях. Послушайте голоса колоколов. | Центральное расположение образа. Нимб вокруг головы, большие глаза, печальный и строгий взгляд. Золото, синий и белый цвета. - Творящая чудеса. | Р.- следовать плану реализации учебной задачи. П.-умение наблюдать и сравнивать, делать умозаключения. Л.- формирование чувства прекрасного и эстетические чувства; -чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
5.Первичное закрепление нового материала. | Работа с учебником в парах. 1) Прочтите текст на стр.34-35. Карандашом отметьте то, о чём мы ещё не говорили на уроке. 2) «Жужжащим чтением» прочитайте раздел «Это интересно». Поделитесь с нами приобретённым знанием. | Дети работают с текстом и выполняют задания. | Р.-контроль, коррекция. П.-умение работать с текстом, правильно строить речевое высказывание. К.-умение сотрудничать с товарищем. |
Физкультминутка. | |||
Продолжение п. 4 2) Искусство в религиозной культуре ислама. | - Изображение какого священного сооружения вы видите? (Слайд) - Отправимся в путешествие к этим прекрасным строениям. Мы увидим роскошно украшенные дворцы, резные двери, ажурные решётки, на стенах – изразцы. Во дворах бассейны и фонтаны. | Исламская мечеть. | |
- Почему здесь написано слово «каллиграфия»? Что обозначает это слово? Выдвиньте свою гипотезу о связи этих понятий. -Дело в том, что в исламе не рекомендуется изображать людей и животных. У мусульман есть священная книга – Коран, передающий прямую речь Бога. (Слайд) Поэтому это письмо должно быть очень красивым. Вот поэтому искусство каллиграфии считается в исламе самым благородным искусством. Мухаммад сказал : «Письмо – половина знания». Для украшения своих священных зданий, книг мусульмане используют орнамент. Сложный орнамент, состоящий из переплетающихся узоров, называется арабески.(Слайд) | - Выступление заранее подготовленного ученика про Тадж-Махал. | П.-формирование навыков частично-поисковой деятельности. Л.-развитие учебно-познавательной мотивации. | |
6.Обобщение и систематизация. | Игра «Лови ошибку» Изображения ликов святых называется «арабески». Чудотворной иконой считается «Троица» Андрея Рублёва. В Священном писании христиан Коране изображены священные животные. Сложные орнаменты в украшении мусульманских святынь - это каллиграфия. | Учащиеся исправляют ошибки. | Р.-умение контролировать учебную деятельность. П.-умение обобщать изученное. |
7.Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Вместе с родителями найти названия самых известных икон. Попробовать самим придумать и нарисовать орнамент – арабески. | Р.- умение преобразовывать познавательную задачу в практическую К.- умение взаимодействовать с партнёром П.- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебного задания с помощью дополнительной информации. | |
8.Рефлексия. | Отметь на лестнице познания своё место (при помощи индивидуальных магнитиков.) | Р.-оценка своих достижений на уроке. Л.-самоопределение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусство в религиозной культуре
Цель : создать условия для осознания учащимися значимости искусства в разных религиозных культурах в жизни человека. Задачи : - формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий ; - развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий ; - воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира . - познакомить учащихся с предметами искусства, встречающихся в церкви и мечети.
Икона Иисуса Христа Икона Божией Матери
Троица Владимирская икона Божией Матери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....
ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2
Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...