Диагностический материал по ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) по теме
Методики по диагностике уровня сформированности нравственных понятий, отношения родителей и учеников к предмету "ОРКС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_material.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика №1: диагностика уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.
Анкета «Нравственные понятия»
Инструкция для учащихся: «Ребята, перед вами список из 10 слов. Вспомните, где вы в жизни с ними встречались. Запишите, как вы понимаете смысл этих понятий».
Материал для проведения диагностики: индивидуальные листы с напечатанными понятиями и разлинованными строчками для записи толкований.
Перечень понятий: добро, зло, мудрость, мужество, справедливость, счастье, дружба, милосердие, долг, вина.
Форма проведения диагностики: фронтальная.
Анализ и интерпретация данных: при обработке данных учитывается критерий точности определения того или иного нравственного понятия. Данные заносятся в сводную таблицу и отмечаются знаками + (-). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Сумма из 9-10 баллов свидетельствует о высоком уровне сформированности нравственных понятий; сумма из 6-8 баллов говорит о среднем уровне развития нравственных понятий; сумма из 5 и менее баллов – о недостаточном (низком) уровне.
Таблица
Понятия Фамилия, имя | Добро | Зло | Мудрость | Мужество | Справедливость | Счастье | Дружба | Милосердие | Долг | Вина |
Абрамова Мария | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Бирюков Михаил | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Методика №2: диагностика нравственной воспитанности учащихся.
Тест: «Размышляем о жизненном опыте»
Инструкция для учащихся: «Ребята, вам предлагается поразмышлять над 20 вопросами. На каждый вопрос имеется 3 варианта ответа. Подчеркните тот вариант, который соответствует вашему выбору, отражает лично ваше поведение».
Материал для проведения диагностики: индивидуальные тестовые листы.
Форма проведения диагностики: фронтальная.
Тестовый материал:
- На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
- а) обойду, не потревожив;
- б) отодвину и пройду;
- в) смотря какое будет настроение.
- Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
- а) ничего, какое мое дело;
- б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
- в) подойду и непременно заговорю.
- Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
- а) тороплюсь в школу;
- б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
- в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
- Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
- а) предложу свою помощь;
- б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
- в) если попросят, я, конечно, помогу.
- Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
- а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
- б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
- в) вступаюсь за обиженного.
- Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
- а) они мои, раз я их нашел;
- б) завтра спрошу, кто их потерял;
- в) может быть, возьму себе.
- Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
- а) на шпаргалки;
- б) на усталость учителя: авось, пропустит;
- в) на свои знания.
- Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
- а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
- б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
- в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
- Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
- а) соглашусь с благодарностью;
- б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
- в) отказываюсь решительно.
- Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
- а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
- б) выполняю, конечно;
- в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
- Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
- а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
- б) не знаю, как придется;
- в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
- Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
- а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
- б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
- в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
- Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
- а) напомню о праве на отдых;
- б) делаю, раз надо;
- в) посмотрю, что скажут остальные.
- С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
- а) отвечаю тем же;
- б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
- в) разрываю все отношения с этим человеком.
- Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
- а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
- б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
- в) буду ждать новых сообщений.
- Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
- а) ужасно завидую, мне неудобно;
- б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
- в) мне все равно.
- Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
- а) отдаю – здоровье дороже;
- б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
- в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
- Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
- а) быстро начинаю скучать;
- б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
- в) не замечал.
- Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
- а) отбираю интересное и приношу;
- б) ненужных книг у меня нет;
- в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
- Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
- а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
- б) человеку просто повезло прославиться;
- в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Анализ и интерпретация данных: количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
1) Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
- выбор ответа а на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19;
- выбор ответа б на вопросы 6, 10, 13, 15, 16;
- выбор ответа в на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
2) Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
- выбор ответа а на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20;
- выбор ответа б на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19;
- выбор ответа в на вопросы 11, 12.
3) Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Методика № 3: диагностика отношения обучающихся к изучению курса ОРКСЭ
Анкета по оценке отношения обучающихся к изучению модуля «Основы мировых религиозных культур»
- Интересно ли тебе изучать предмет «Основы мировых религиозных культур»?
А) Очень интересно Б) Интересно В) Иногда интересно, иногда нет
Г) Неинтересно
2. Что тебе нравится на уроке «Основы мировых религиозных культур»?
А) Работа с электронным приложением на интерактивной доске Б) Работа с учебником В) Нравится учитель
3. Чему ты учишься на уроке «Основы мировых религиозных культур»?
А) Учусь добру, любви, пониманию Б) Узнаю много новой, полезной информации В) Свой вариант ___________________________________
______________________________________________________________
Анкета по оценке отношения обучающихся к изучению модуля «Основы православной культуры»
1. Интересно ли тебе изучать предмет «Основы православной культуры»?
А) Очень интересно Б) Интересно В) Иногда интересно, иногда нет
Г) Неинтересно
2. Что тебе нравится на уроке «Основы православной культуры»?
А) Работа с электронным приложением на интерактивной доске Б) Работа с учебником В) Нравится учитель
3. Чему ты учишься на уроке «Основы православной культуры»?
А) Учусь добру, любви, пониманию Б) Узнаю много новой, полезной информации В) Свой вариант ___________________________________
______________________________________________________________
Методика № 4: диагностика отношения родителей к изучению курса ОРКСЭ
Анкета по оценке отношения родителей к изучению учебного курса «Основы мировых религиозных культур»
1. Каковы первые впечатления учащихся от изучения предмета «Основы мировых религиозных культур»?
А) Положительные впечатления Б) Впечатление от урока неоднозначное В) Отрицательные впечатления Г) Не делится впечатлениями
2. Каковы впечатления учащихся от учебных пособий?
А) Учебное пособие вызвало интерес ребёнка Б) Учебное пособие вызвало некоторые вопросы, разночтения В) Свой вариант _____________
________________________________________________________________
3. Каковы ваши ожидания от изучения учебного курса «Основы мировых религиозных культур»?
А) Расширение кругозора ребёнка Б) Нравственное развитие личности ребёнка В) Свой вариант _______________________________________
______________________________________________________________
Анкета по оценке отношения родителей к изучению учебного курса «Основы православной культуры»
1. Каковы первые впечатления учащихся от изучения предмета «Основы православной культуры»?
А) Положительные впечатления Б) Впечатление от урока неоднозначное В) Отрицательные впечатления Г) Не делится впечатлениями
2. Каковы впечатления учащихся от учебных пособий?
А) Учебное пособие вызвало интерес ребёнка Б) Учебное пособие вызвало некоторые вопросы, разночтения В) Свой вариант _____________
________________________________________________________________
3. Каковы ваши ожидания от изучения учебного курса «Основы православной культуры»?
А) Расширение кругозора ребёнка Б) Нравственное развитие личности ребёнка В) Свой вариант _______________________________________
______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс диагностического материала по изучению развития уровня внимания младшего школьного возраста
комплекс методик по развитию и коррекции внимания младших школьников...
Диагностический материал "Как определить уровень воспитанности"
Материал представлен в виде тестовой формы...
Контрольно-диагностический материал по математике 1 класс
Данный материал направлен на контроль сформированности у учащихся 1 класса знаний о понятии числа, а также на диагностику возможных трудностей и ошибок учащихся при изучении данной темы....
диагностический материал по русскому языку
Диагностический материал предназначен для проверки знаний у учащихся 1 класса...
Диагностический материал по ОРКСЭ
Методики для диагностики уровня сформированности нравственных понятий у учащихся, уровня воспитанности, по оценке отношения учащихся и родителей к изучаемому курсу ОРКСЭ....
Диагностический материал по формированию ууд (тренировочный материал для родителей)
Диагностический материал по формированию ууд....
Диагностический материал по формированию ууд (тренировочный материал для родителей)
Диагностический материал...