Урок с презентацией "Притча о самарянине"
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_._pritcha_o_samaryanine.doc | 56.5 КБ |
pritcha_o_samaryanine.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 5
Притча о милосердном самарянине
Методическая разработка занятия
Тема: «Притча о милосердном самарянине»
Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям
Задачи занятия:
Образовательные:
- научить учащихся читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
- формировать у школьников представление о жизни людей во времена Иисуса Христа;
- раскрыть детям содержание таких понятий как сочувствие и сострадание, любовь и милосердие;
- раскрыть школьникам смысл понятия «мой ближний».
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение формулировать свои мысли и чувства;
- способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
- развивать желание учиться, познавать окружающий мир.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость;
- воспитывать у школьников желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе.
Оснащение (оборудование) занятия
- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
- Презентация репродукций картин на тему урока — Леандро Бассано, Юлиуса Шнорра, Гюстава Доре, С. Н. Рериха, Винсента Ван Гога;
- Рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
- Музыкальная кассета с духовной музыкой;
- Большой фланелеграф с движущимися фигурками священника, левита, самарянина, иудея, ослика, хозяина гостиницы.
Тип занятия: открытие нового знания
Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»
(Лк. 6:3)
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Мф. 22:39)
Учитель: «Русскому философу Николаю Бердяеву принадлежат слова: «Христианство – не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке». Священное Писание говорит, что мы созданы по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Чтобы стать прекрасным воплощением жизни, мы должны пойти по пути приобретения качеств Создателя. И одно из этих качеств – милосердие.
Какого человека можно назвать милосердным?
Ответы детей: «Человека доброго, с милым сердцем, готового помочь».
Учитель: Правильно, милосердный человек готов помочь ближнему. А кто для вас «ближний?»
Ученики: «Ближние» - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, в общем, семья.
Учитель: Вот такой же вопрос: «А кто мой ближний?», - задал Спасителю один человек. Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей.
Иисус Христос, когда учил людей, часто использовал притчи. А начал он Своё служение в возрасте 30 лет (Слайд 1, 2, 3).
Что такое притча в библейском понимании? Притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Он раскрывал людям тайны духовного учения о Царствии Божием через притчи. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Он делал короткие, яркие, меткие сравнения. И такой прием помогал людям понять, о чём говорил их великий Учитель.
Притча – это земная история с небесным смыслом. Она надолго запоминалась и побуждала тех, кто заинтересован поиском духовных истин, к ещё более глубокому поиску. Мы даже можем сказать, что притчи Спасителя — это послание в вечность. Проходят века, а притчи, по-прежнему, производят на нас сильнейшее впечатление, воспитывают нравственно и духовно.
Рассказывая притчу о самарянине, Иисус Христос уводит слушателей на одинокую дорогу, ведущую из Иерусалима в Иерихон (Слайд 4, карта Израиля; Виды Иерусалима и Иерихона Слайды 5, 6).
Иерусалим – город трёх мировых религий - Христианство, иудаизм, ислам. Люди, исповедующие эти религии, по-разному поклоняются Богу. У них разные Священные сооружения, различные Священные книги. Но во всех Священных книгах звучит призыв Бога быть милосердными.
Иерихон – прекрасный зелёный город. Пальмы, благоухающие плантации роз…
Но вернемся на дорогу, соединяющую Иерусалим и Иерихон. Эта дорога имела дурную славу, т. к. была опасной. Она извивалась между скалами, проходила мимо ущелий и спускалась в Иорданскую долину. Это было просто идеальное место для грабителей и разбойников.
Не зря еще в пятом веке эту дорогу называли «красной, или кровавой». Даже в нашем веке, в 30-х годах туристов предупреждали: возвращаться домой по этой дороге надо до заката солнца. В своей притче Иисус Христос описывает действительное положение дел на дороге.
Устанавливаю большой фланелеграф, на котором изображена вьющаяся в горах пустынная дорога. На дороге лежит израненный иудей. Далее все события притчи иллюстрируются движущимися фигурами действующих лиц: священника, левита, самарянина с осликом, хозяина гостиницы.
Учитель: Сегодня библейский текст читаю Я, а не вы (Лк. 10:30-37).
«На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым».
Учитель: Что вы можете сказать о состоянии пострадавшего?
Ученик: Ему было больно, и он хотел пить.
Ученица: Я была в Израиле, там очень жарко. Жгучее солнце могло убить раненого человека.
Учитель продолжает читать Евангелие «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его ...».
Делаю паузу: Кто знает, кто такой священник?
Ученики: Он служит в храме.
Учитель: Правильно, он проводит богослужения в храме. Слово «священник» (евр. «коген») означает священнодействующий. Он совершает священное служение.
Учитель: А чему он учит?
Ученик: Доброте и милосердию.
Учитель: Как вы думаете, что сделает священник, увидев этого несчастного?
Дети хором: Он ему поможет, даст воды, перетащит его в прохладное место.
Учитель читает дальше: «прошёл мимо».
В классе тишина, на лицах – недоумение.
Учитель: Возможно, священник подумал, что этот несчастный мёртв. Иудейский священник, конечно, помнил, что по иудейскому закону «всякий, прикоснувшийся к мёртвому человеку, будет нечист семь дней» (Числ. 19:11).
Прикоснувшись к мёртвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме. Можем ли мы сказать, что у священника «милое сердце»?
Дети: Нет, у него каменное сердце.
Учитель: Как вы думаете, угоден ли Богу его поступок?
Дети: Дружное: «Нет»! Конечно, нет. Обряд для него важнее милосердия.
Ученик: Но ведь он любит Бога и хочет служить Ему в храме, потому и прошёл мимо.
Учитель: Игорь, представь себе, что утром я бегу на уроки в школу и обнаруживаю тебя лежащим на снегу. Ты не можешь пошевелить ногой, острая боль – подвернул ногу. Ты смотришь на меня и надеешься, что я помогу тебе.
Игорь, улыбаясь: Конечно, поможете.
Учитель: А я говорю тебе: «Прости, спешу на урок, мне надо учить детей добру. Не обессудь, но я побегу дальше».
В классе смех.
Учитель: Игорь, ты говоришь, что священник любил Бога. В Библии написано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8). А была ли в сердце иудейского священника любовь к избитому до полусмерти человеку? Очевидно – нет. Значит, и любви к Богу у него в сердце не было.
О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).
Сочувствие и сострадание, любовь и милосердие, если они истинны, должны проявляться в делах. Милосердие — это любовь в действии.
Учитель продолжает чтение: «Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и …».
Делаю паузу: Левиты – помощники священника [иподиаконы]. Они не проводили богослужения. Они смотрели за одеждой, сосудами, светильниками, носили дрова и воду. Они же приготовляли животных для жертвы. Левиты не были связаны запретом на прикосновение к телу мёртвого человека. Как поступит тот левит?
Ученики: Поможет!
Дочитываю стих Евангелия: «… прошёл мимо».
Обсуждаем, почему и этот человек ушёл, не оказав помощь.
Возможно, собственная безопасность для него – прежде всего. Бандиты на этой дороге применяли различного рода западни. Один притворялся раненым, другие набрасывались на склонившегося для оказания помощи человека. Левит, по-видимому, не захотел рисковать собой. Можно ли его назвать милосердным? Конечно, нет. А какое у него сердце?
Дети: Трусливое.
Учитель: Да, трусливое.
Уже много часов лежал человек на дороге. Он совсем изнемог от боли, жажды и жары. Он потерял всякую надежду на помощь. Но вдруг на дороге появился ещё один человек. Он ехал на ослике, и это был самарянин, чужестранец в этой местности.
У евреев – а пострадавший был евреем – были враждебные отношения с самарянами. Евреи считали самарян язычниками, и поэтому презирали их, говорили им обидные слова.
Читаем Евангелие далее: «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, …». Пауза.
Учитель: Что сделает самарянин?
Дети: Позлорадствует, скажет так тебе и надо.
Учитель: Давайте прочитаем, что же случилось на самом деле: «… и, увидев его, сжалился, И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Милосердие состоит не только в вещественной помощи, но и в духовной поддержке. А как вы думаете, как проявлялась духовная помощь самарянина пострадавшему?
Ученики: Самарянин, наверное, всю ночь поддерживал раненого, утешал его, подбадривал, клал ему мокрое полотенце на лоб....
Учитель: «Да, он отдавал себя пострадавшему — своё внимание, силы, время.
Мать Тереза, известная своим милосердием, говорила: «Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую, что помогаю самому Господу». Разве это не прекрасное ощущение?» (Слайд 7).
Священник и левит видели своими глазами беспомощного человека и всё-таки не помогли ему. Их сердце осталось холодным и равнодушным, они отвернулись от него.
Есть люди, которые, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Они привыкли считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путём, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте.
Самарянин тоже видел, но видел сердцем - сердцем, в котором жила любовь к Богу. Положение потерпевшего тронуло его сердце, а сердце, исполненное божественной любви, повелевало его рукам.
Когда самарянин подъехал к лежащему человеку, он не задумывался над тем, кто лежит перед ним – еврей или самарянин. Он просто слез с осла, напоил несчастного, промыл и перевязал ему раны. Затем очень осторожно, чтобы не причинить боли, посадил бедного еврея на осла и повёз его в город в гостиницу.
Далее Иисус Христос задаёт вопрос, который я переадресовываю вам: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»
Дети отвечают: «Самарянин».
Учитель: Правильно. А знаете, какими словами Иисус Христос заканчивает притчу?
Читаю: «И ты поступай так же». Это Он говорит для нас. А я опять спрашиваю: «Так кто же ближний для вас?»
Дети отвечают, что ближний – это тот, кто в тебе сейчас нуждается, кому нужна помощь. Ближним может быть незнакомый человек.
Учитель: Исполнили ли священник и левит заповедь Бога: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Дети хором: «Нет, они не помогли беспомощному человеку, остались равнодушными к нему».
Учитель: Вы поняли духовный смысл притчи. Надо научиться увидеть ближнего, который нуждается в моей любви и помощи. Чтобы хорошо видеть, нужно внимание и чуткое сердце. Это и есть милосердие.
Всегда можно найти много причин и отговорок, чтобы оставить человека лежать на обочине и пройти мимо. В таких случаях, чтобы оправдать себя, люди говорят: «Ведь всё равно всем не поможешь». Будем внимательны к людям на обочине.
Ученик: Моя бабушка нашла стихотворение о самарянине в интернете и попросила передать его Вам.
Учитель: Так, прочти его вслух.
Ученик: стихотворение называется: «Сегодня можем мы бежать»:
Сегодня можем мы бежать
И силы есть, и крепки ноги
А завтра, может быть, лежать
Мы тоже будем у дороги...
Кто пожалеет нас тогда?
В чьём сердце жалость шевельнётся?
Нам повезёт, коль в трудный час
Самарянин для нас найдется
Тогда не спросим, кто твой Бог
Неважно будет, кто наставил,
Лишь будет важно, что помог,
И что в беде нас не оставил
Поэтому спеши, мой друг,
Освоить доброты науку
Не дознавайся: «Кто твой Бог»?
А протяни страдальцу руку.
Учитель: Поблагодари от нашего имени свою мудрую бабушку.
А сейчас, давайте, поиграем в экскурсоводов. Перед вами репродукции картин на тему притчи (Слайды 8 — 12).
Ученики комментируют репродукции. Слушаем «Аве Мария».
Домашнее задание для тех, кто захочет его выполнить: присмотрись, кто нуждается в твоей помощи. Подумай. На следующем уроке мы продолжим обсуждение начатой сегодня темы о милосердии.
Спасибо, ребята, вы порадовали меня
сегодняшней работой на занятии, до встречи!
Стр. из
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Иванов «Явление Христа народу»
Художник И.К. Макаров
Карта Святой Земли
Старый Иерусалим
Мать Т ереза
Быть милосердным – значит видеть Бога в каждом человеке. Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую. что помогаю Самому Господу. Разве это не прекрасное ощущение? Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом только потому, что оно - дело рук Создателя. Мать Тереза говорит:
Юлиус Шнорр . Притча о милосердном самарянине
Святослав Николаевич Рерих. Притча о милосердном самарянине
Винсент Ван Гог. Добрый самарянин
Гюстав Доре. Добрый самарянин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"
Конспект разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....
Открытый урок и презентация к уроку «Три музыкальные основы» 2 класс 1 четверть итоговый урок.
Открытый урок и презентация «Три основы в музыке» К уроку по музыке 2 класс 1 четверть ( итоговый урок) (к программе «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и...
Презентация Притча о доброте
Притча...
Конспект урока по ОРКСЭ "Притчи Господни"
"Притчи Господни"...
Конспект урока по ОРКСЭ "Притчи"
Цели: - знакомство с понятием притчи; узнать об особенностях притчи; познакомиться с текстом притчи; учиться понимать смысл притчи; развивать связную речь; обогащать словарный запас; расширить знания ...
Презентация "Притчи Иисуса Христа"
Презентация "Притчи Иисуса Христа"...