Урок окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

 Смышляева Ольга Александровна

Урок окружающего мира в 3 классе "Органы чувств" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

Урок окружающего мира

3 класс

Органы чувств

C:\Users\user\Desktop\img12.jpg

Составитель:  

                        Смышляева Ольга Александровна,

 учитель начальных классов

                  первой категории

Анжеро – Судженск, 2017

Программа: УМК  «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Органы чувств

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Форма учебной работы: классно-урочная (групповая, фронтальная, индивидуальная)

Ресурсы урока: А.А. Плешаков «Окружающий мир» учебник 1 часть, А.А. Плешаков «Окружающий мир» рабочая тетрадь 1 часть, презентация к уроку, карточки с заданиями, токовые словари.

Краткая аннотация работы

Урок «открытия» новых знаний по теме «Органы чувств» по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся 3 класса по УМК «Школа России».

В сценарии урока содержатся карточки для групповой работы и проверки первичного восприятия знаний

Данная методическая разработка может представлять интерес для учителей начальных классов при подготовке к урокам с использованием технологий проблемного и личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, использования здоровьесберегающих образовательных технологий.

Данный урок помимо основной образовательной цели позволяет ученикам развивать навыки исследовательской деятельности, открывать и осознавать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.

Цели урока:

  • Формировать понятие «органы чувств».
  • Показать роль и специфику разных органов чувств.
  • Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Планируемые результаты

(четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Предметные:

Знать системы органов человека (их части и назначение);

Уметь показывать расположение органов чувств на теле человека

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

Оценивать достижения на уроке;

Умение работать в группе;

Участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы;

Формулировать определения понятий

Личностные:

Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

Владеть начальными навыками адаптации в мире;

Определять личностный смысл учения

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика, учителя, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь, уметь договариваться при работе в группе.

Регулятивные:

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

строить монологическую речь в устной форме.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, проблемный, репродуктивный.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, в группе.

Педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

1 этап (2 мин)

Организационный момент

Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

- Итак, усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес за новыми открытиями и знаниями. У вас у каждого на парте слева лежит конверт со смайликами, пожалуйста, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и положите его справа. Есть три вида смайликов отличное настроение, хорошее, немного грустное.

Приветствуют учителя и друг друга

Подготовить все к уроку

Приветствие. Вступительное стихотворение

Коллективная

2 этап (6 мин)

Актуализация знаний

Формулирование темы и целей  урока

Цель: повторение изученного материала, необходимого для перехода к новым знаниям.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

Работа со словарём (2 учащихся)

Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит: подвергнуть научному изучению;

осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

- Но прежде чем приступить к исследованию,  я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком, я хотела нарисовать портрет знакомой девочки, но что-то пошло не так)

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

-У этой девочки нет лица. У неё нет глаз, рта, носа, а также ушей

-Что будет предметом нашего исследования?  

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

Тема нашего урока: «органы чувств»

- Что вы знаете об органах чувств, а что хотели бы еще узнать? Отвечая на этот вопрос, мы будем заполнять таблицу.

- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы. Во второй графе запишите, что бы вы хотели узнать по этой теме.

Знаю

Хочу узнать

        

Несколько учеников работают со словарем

Активно отвечают на вопросы учителя

Заполняют таблицу

Ответы на вопросы

Вспомнить пройденное

Исследование

Игра  

Репродуктивный

Фронтальная, Коллективная, индивидуальная

3 этап (20 мин)

Изучение нового материала

Физминутка

(2 мин)

- Итак, представьте, себе что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных.

Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

-Повторим правила работы в группе.

Дети проговаривают правила:

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

- У вас на столах карточки с заданиями.

(Время на подготовку ответа – 5 минут.Группы работают с текстом в учебнике стр. 126-128, а затем отвечают)

1 группа: Орган чувства – глаза. 

Задание:

  • Глаза- орган (чего?) _________________________________
  • Зрение помогает ____________________________________
  • Благодаря зрению мы можем

_________________________________

  • Как беречь зрение

____________________________________

- Прежде чем мы услышим ответ первой группы, давайте проведём исследование. Закройте глаза. Скажите, какой предмет появился у меня на столе? (Мяч)

-Почему вы не можете ответить?

- Откройте глаза.

-Значит, вам понадобились глаза?

*Выступление первой группы.

Вывод: глаза – орган зрения. (На доске «Глаза- орган зрения.)


2 группа: Орган чувства – уши. 

Задание:

  • Уши – орган (чего?)

_____________________________

  • С помощью ушей _______________________________
  • Особенно важно для человека

_____________________

  • Как беречь орган слуха

____________________________


- Прежде чем мы услышим ответ 2 группы, давайте проведём исследование : закройте глаза.

(Включается фонограмма «Вальс цветов» Чайковского).

- Что произошло сейчас?


- Как вы догадались?   
(услышали)

- Это было музыкальное произведение композитора Чайковского «Вальс цветов».

- Какой орган вам помог услышать мелодию?   (уши)

*Выступление второй группы.

Вывод: уши- орган слуха. (На доске «Уши – орган слуха».)

3 группа: Орган чувства – нос. 

Задание:

  • Нос – это орган (чего?) _______________________
  • Обоняние – это _____________________________
  • Как запахи предупреждают об опасности? _______________________________
  • Что поможет сберечь орган обоняния? ______________________

- Проведём исследование: (вызывается ученик)

- Закрой глаза. ( Провести перед носом флакончиком с духами)

- Что ты чувствуешь?
- А какой орган помог тебе почувствовать запах?

*Выступление третьей группы.

Вывод: нос – орган обоняния. (На доске « Нос – орган обоняния».)

4 группа: Орган чувства – язык. 

Задание:

  • Язык – орган (чего?)

______________________________

  • На языке есть

_____________________________________

  • Благодаря чему человек различает вкус?_______________
  • Как правильно относиться к органу вкуса?__________________

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём исследование: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык) 
*Выступление четвёртой группы.

Вывод: язык – орган вкуса. (На доске «Язык – орган вкуса».)

5 группа: Орган чувства - кожа. 

Задание:

  • Кожа – орган  (чего?) ___________________________
  • Осязание – это _________________________________
  • Что можно почувствовать с помощью кожи?__________
  • Как уберечь кожу от повреждений ______________________

- Проведём исследование.

(вызывается ученик)
- Закрой глаза. ( Капнуть каплю воды – на кожу).

- Что почувствовал? ( прохладную жидкость)
- Какой орган чувств помог определить это?

(кожа)
*Выступление пятой группы.

Вывод: кожа – орган осязания. (На доске «Кожа – орган осязания».)

- Посмотрите на нашу девочку, что с ней произошло? (Появились органы чувств)

Повторяют правила работы в группе

Получают задания, выполняют его в группах по тексту учебника

Выступление представителей от групп

Вспомнить правила работы в группе

Выступление каждой группы

Объяснительно-иллюстративный

здоровьесбережение

Групповая

4 этап (5 мин)

Первичное осмысление и закрепление

Цель: организовать дискуссию по теме

(Работа в группах)

Даны слова: мелодичный, горячий, сладкий, визгливый, ароматный, красный, круглый, зелёный, подвижный, тихий, солёный, громкий, горький, кислый, шершавый, душистый, твёрдый, неподвижный, качающийся.

-Перед вами слова, которые связаны с органами чувств. Каждая группа должна выбрать соответствующие своему органу слова.

- Какие слова выбрали?

1.        Людям, какой профессии, нужно острое чувство обоняния? (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)

2.        Людям, какой профессии, нужно острое чувство вкуса? (Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.)

3.        Людям, какой профессии, нужно острое чувство слуха? (Музыканты, охотники, пограничники)

Выполняют задание по карточке в группе

Выступление представителей от групп

Ответы на вопросы

Репродуктивный

Групповая

5 этап (3 мин)

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- Как бы оценили своё настроение после урока?

- Как считаете, хорошо ли усвоили тему урока?

- Все ли было понятно и интересно?

Сейчас каждый оценит свою работу на уроке, при помощи наших смайликов.

Показывают смайлики

Оценить свою работу на уроке

Игровой

Индивидуальная

6 этап (7 мин)

Итоги урока

Домашнее задание

Синквейн

  1. Кто? Что? ( Глаза.)

Какой? Какая? Какае?
2прилагательных (Зоркие, прекрасные.)

Что делает?
3 глагола. ( Смотрят, моргают, узнают)

Суть
Одно предложение
.( Глаза - орган зрения.)

Итог 
Одно слово. 
(Важный!)

- У вас на столах карточки. Я предлагаю ответить на вопросы, которые там написаны

Выставление оценок

Домашнее задание Стр.73-74, задания 1-3 (в рабочей тетради). Кроссворд «Органы чувств»

C:\Users\user\Desktop\slide_18.jpg

-Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы в таблице

Заполнить синквейн

Репродуктивный

Индивидуальная



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".

Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...

Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.

Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)

Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний  об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1.   Открыть и осознать богатство возмо...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....