Урок окружающего мира во 2 классе "Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

 Смышляева Ольга Александровна

Тип урока: изучение нового.
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Гимназия №11»

Урок окружающего мира

«МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

2 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Смышляева О.А.

Цель урока:.

создание условий для повторения изученных групп животных, знакомство с дикими и домашними животными, приручением диких животных, сходством и различием диких и домашних животных.

Задачи урока:

Обучающая: учить безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать находить сходство и различия.

Воспитывающая: воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: находить связи в природе, между природой и человеком; сравнивать объекты природы, делить их на группы; соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных; выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные: работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; выполнять действия по образцу; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре; развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные: осознание необходимости учения; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; работать над осознанием ответственности за общее дело; учиться выражать свое мнение.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиа.
  3. Набор карточек с ищображением диких и домашних животных.
  4. Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир».
  5. Сигнальные карточки.

Формы и методы:

  1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  2. Наглядный метод.
  3. Применение ИКТ (презентация).

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

#1054;рганизационный момент

Цель:

Организовать направленное внимание на начало урока.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Ольга Александровна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие и возьмём с собой багаж знаний. А что такое багаж? (вещи, которые берёт с собой в дорогу путешественник)

- А багаж знаний? (запас знаний, сведений, которые у нас уже есть)

-Также предлагаю взять с собой хорошее настроение. Покажите мне свое настроение при помощи смайликов, которые лежат у вас на столах

А побываем мы в одном из Семи чудес Кузбасса, у вас у каждого есть чемоданчик, а на обратной стороне которого карта Кемеровской области. Найдите две красные звёздочки, наш город Анжеро-Судженск и вторая – наш пункт назначения. А как мы сможем туда попасть? На чём?

А на животных можно?

На каких? А на ком нам сегодня удобнее путешествовать? Предлагаю на собаках

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать имеющиеся знания о животных. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме.

- Наш путь непростой, через леса, через поля, и встретить мы можем кого угодно, а кого, например? (животных)

- О ком пойдёт речь на нашем уроке?

Тема урока: «Многообразие животных»

Посмотрите, на какие группы можно разделить этих животных? (Насекомые, рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).


- Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе, в воде.

- А вы слышали выражение «Узелки на память»? (когда нужно что-то хорошо запомнить). Мы сейчас попробуем достать из вашей памяти достать информацию и завязать воображаемые узелочки, которые зафиксируют информацию в наших головах.

- Но у нас уже есть определенный багаж знаний. И чтобы полученные знания служили опорой, нам пригодится путеводитель, а путеводителе будет наш учебник. Откроем его на стр.68, пробежимся глазами по странице учебника и повторим изученный материал. Повторили? Мы садимся в нашу собачью упряжку.

-Посмотрите, какая это группа животных (насекомые)

Какие признаки этих животных вы помните? (6 ног, насечки)

Мчим дальше

-Посмотрите, какая это группа животных (рыбы)

Какие признаки этих животных вы помните? (чешуя, плавники)

-Посмотрите, какая это группа животных (птицы)

Какие признаки этих животных вы помните? (перо, крылья)

-Посмотрите, какая это группа животных (звери)

Какие признаки этих животных вы помните? (шерсть, 4 лапы)

-Посмотрите, какая это группа животных (земноводные)

Какие признаки этих животных вы помните? (4 лапы, голая кожа)

-Посмотрите, какая это группа животных (пресмыкающиеся)

Какие признаки этих животных вы помните? (4 ноги, либо их нет, чешуйки)

- Итак, ребята у нас получалась такая модель, которая поможет нам запомнить и никогда не забыть информацию про данные группы животных.

- А сейчас заглянем в наш чемоданчик и достанем такую же модель, только некоторые слова пропущены, давайте теперь уже сами завяжите недостающие узелочки и дополните нашу схему.

- что ты добавил? А ты?

- Сверим с доской. У кого всё правильно поставьте в уголочке себе «5», у кого 1-2 ошибки - «4», у кого 3 ошибки – «3», а двоек, думаю, у нас не будет.

- Ребята мы с вами незаметно приехали в наш пункт назначения, давайте дадим нашим собакам отдохнуть, и сами немного разомнёмся

Отвечают на вопросы учителя

Работают с логико-смысловой моделью

Личностные: Проявление познавательной активности.

Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Предметные: Повторение пройденного материала. Сравнивать объекты природы, делить их на группы.

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Цель:

Смена вида деятельности.

Поиграем, я вам буду называть животных, а вы показывать движения.

Если услышите название насекомых – вы хлопаете, зверей – топаете, птиц – выполняете взмахи руками, рыб – ладони вместе.

Воробей

Рысь

Божья коровка

Карась

Волк

Сова

Комар

Цапля

Щука

Кошка

Выполняют движения

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

3. Изучение нового материала

Цель:

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию.

- Ребята, а где же мы оказались?

В музее-заповеднике «Томска Писаница», кто-нибудь бывал? А что это такое заповедник?

- У вас на чемоданчике на обратной стороне, под картой Кемеровской области есть определение, что такое заповедник. А зачем нужны заповедники? И как себя там нужно вести? (бережное отношение к природе)

- Обратите внимание на верхнюю часть центральных ворот. Кто изображен? Символом Томской Писаницы является сова, её изображение – точная копия наскального рисунка, который был изображён около 6 тыс.лет назад. Здесь есть несколько групп рисунков, есть изображение лося и собаки.

- А кого из этих животных мы видим чаще в нашей жизни? (собака)

- Почему? (собака – домашнее животное). А лось - дикое.

- Значит всех животных можно разделить по другим признакам, каким?

- Дальше нас разговор пойдет про Дикие и домашние животные

- А чему можем научиться? Что узнать?

Давным-давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они питались дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. И животные были только дикие. Но однажды, а что было однажды, мы узнаем, когда посмотрим м/ф. Обратите внимание, что делает человек и зачем он это делает

- Так что он делает? (пытается приручить)

- А как это?

- Т.е. как появились домашние животные?

- Иногда охотники приносили в дом детёнышей других зверей и те росли рядом с человеком.

- А зачем человек приручал животных?

- Т.е. домашние животные должны приносить пользу.

- А у вас есть домашние животные? А в деревне у бабушки? Какую пользу приносят?

Отвечают на вопросы учителя

Просматривают мультфильм

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.

Метапредметные: Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о животных). Работа с разными видами информации.

Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе.

Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки.

Различать диких и домашних животных.

Выделять характерные особенности диких и домашних животных.

  1. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала.

Цель:

Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради.

- А человек одомашнил только зверей?

- Давайте обратимся к нашей схеме, какие ещё группы животных одомашнил человек и с какой целью?

- У вас у всех под сидением стула есть сюрприз, а у некоторых ещё и карточки со словами, поднимите их вверх. Прочитайте слова, попробуем определить к какой группе животных их можно отнести

- Первую задачу мы выполнили

- А теперь я вам предлагаю поработать в паре, раскрасьте жёлтым цветом названия диких животных, а зелёным – домашних.

- Проверим на слайде. У кого всё правильно?

-Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

Читают и прикрепляют карточки со словами к определенной группе животных

Работают в парах

Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность.

Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям.

Метапредметные: Высказывания своего мнения. Аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания.

Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.

  1. Закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель:

- Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.

- Ой, а посмотрите, кто к нам пришёл?

- Мышка - дикое или домашнее животное?

- Чтобы нам никогда не ошибиться, и чётко определять какое животное дикое или домашнее, мы составим табличку, опираясь на наш багаж знаний, который у нас уже есть.

- У вас чемоданчиках есть жёлтый листочек, но некоторые слова пропущены. Первую строчку мы заполним вместе, а потом поработаете самостоятельно.

- Проверка со слайда

- Вывод: дикие животные не зависят от человека, а домашние от человека зависят.

- А где мы с вами находимся? А вы знаете, что в Томской Писанице есть небольшой зоопарк, и животные там и дикие, и домашние, давайте поможем учёным распределить их по своим домикам.

- Я вам сейчас на парту положу по 2 картинки с изображением животных. Посовещайтесь в группах, какие это животные, опираясь на нашу таблицу. Условно, домашних животных мы прикрепляем возле домика, диких – возле леса. Обоснуйте свой ответ.

- Спасибо за помощь!

Отвечают на вопросы учителя

Заполняют таблицу

Отвечают на вопросы учителя

Распределяют животных по группам

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению заданий.

Регулятивные:

Умение вести самостоятельный отбор информации; Умение выполнять учебное действие;

Контроль деятельности по ходу выполнения задания;

Оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально.

Предметные:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Проверка правильности результата при ответе на вопросы теста.

#1056;ефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Наше путешествие подходит к концу. И пока мы садимся в нашу собачью упряжку, посмотрим на задачи нашего урока

- Так каких животных мы называем дикими? Домашними?

-Домашние животные нужны человеку? Зачем?

- А нужны ли нам дикие животные?

- Молодцы! Конечно, в природе все животные и растения нужны, вспомните о невидимых нитях, всё в природе взаимосвязано

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке, всё ли вам было понятно на уроке, со всем ли смогли справиться?

У вас на чемоданчиках есть картинки, обведите соответствующего зайчика

ОЦЕНКИ

Отвечают на вопросы учителя

Обводят зайцев

Личностные УУД:

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

#1044;омашнее задание

Цель: организовать выполнение домашнего задания.

А чтобы наш багаж знаний ещё смог пополниться по данной теме, предлагаю вам выполнить домашнее задание. Посмотрите на карточки белого цвета, которые лежат в ваших портфелях. Нужно определить и разделить животных по группам. И по желанию задние чуть посложнее, привести свои примеры диких и домашних животных.

Покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня…

Спасибо за урок, было очень приятно с вами познакомиться.

И я хочу отблагодарить вас за работу вот такими сладкими сувенирами. А когда вы их развернете, подумайте… сами догадаетесь, о чём.

Личностные:

Понимание обучающимися цели и содержания д/з.
Проявление познавательной активности при выборе д/з.
Метапредметные:
Умение работать индивидуально самостоятельно в домашних условиях.
Предметные:
Повторение пройденного
материала дома.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Домашние животные"

На данном  уроке расширяются представления детей о жизни домашних животных, их пользе для человека, расширяется кругозор о способах ухаживания за домашними животными...

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

В работе представлены методическая разработка к уроку окружающего мира во 2-м классе по теме «Дикие и домашние животные». На уроке учащиеся узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними...

Урок окружающего мира во 2 классе "Домашние опасности"

Цели:− воспитания ответственности за собственное здоровье;− развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;− развитие умений распознавать опасные ситуации, ...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Урок окружающего мира. Тема «Дикие и домашние животные». 2-й класс .

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепленияТема: «Дикие и домашние животные»...

Урок окружающего мира в 1 классе "Разнообразие животного мира"

Урок окружающего мира в 1 классе «Разнообразие животного мира». УМК «Перспектива». Учебник: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» . Цель урока: сформировать ...