Технологическая карта урока окружающего мира «Форма Земли» 4 класс УМК "Система Эльконина-Давыдова"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: формирование представления о великих творцах, путешественников того времени, новых изобретениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.10.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148»

Класс:

Урок: 3

Время: 16:05 – 16:45  Кабинет: 221

Студент: Снедкова Елизавета Михайловна 

Группа: 41

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Форма Земли»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о форме планеты Земля и модели-глобусе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Вспомнить о планетах Солнечной системы, глобусе - модели Земли;

2. Углубить знания учащихся о форме Земли.

Предметные:

  1. Знать форму Земли, уметь работать с картой полушарий;
  2. Усвоить знания о планетах солнечной системы.

Развивающие:

1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

2. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

Личностные:

1. Выражать положительное отношение к процессу познания;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Воспитывать интерес к астрономии.

УМК: УМК «Система Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./ Автор(ы): Букварёва Е.Н. / Чудинова Е.В., презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Михайловна сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на партах лежал учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

- Перед вами три разные планеты, они необычные, ведь каждая содержит свою тайну. Выберите 1 планету для себя, а я вам расскажу их тайны.

Первая планета - планета «добра», кто выбрал эту планету, будет самым умным человеком, ведь на этой планеты живут самые добрые во Вселенной существа.

Вторая планета - планета «уверенности», кто выбрал эту планету, тот будет самым уверенным в своих силах человека, и сможет всего достичь.

Третья планета - планета «дружбы», кто выбрал эту планету, будет самым дружелюбным и сможет найти много друзей.

- Надеюсь, что на нашем уроке, вы покажите свои лучшие качества!

-Давайте сядем ровно и продолжим наш урок.

1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала.

Учебная презентация: слайд №1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа действий

Ф, И, П

Словесный: беседа.

Практический: 

Повторение.

Приёмы: организация учебного общения

Взаимноконтроль

  1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Мы начинаем с вами новый раздел Планета Земля в Солнечной системе.

- Что интересного вы знаете об этой планете?

2. Организует и координирует работу  обучающихся, по              определению темы и целей урока.

- Сегодня мы привыкли летать на самолётах, смотреть на Землю глазами космонавтов из космических аппаратов. Нас не интересует вопрос: можно ли заглянуть за край Земли? Но этот вопрос всерьёз беспокоил людей прошлого. Они жили на холмистых равнинах и не знали, как далеко они простираются. Можно ли дойти до края этих равнин, можно ли доплыть туда, где кончается море? А если дойдёшь или доплывёшь, то упадёшь ли вниз, за край?

-Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее, убеждались в том, какая она красивая, большая, разная.

– А что вы знаете о том, какую форму имеет наша планета?

– Как вы можете это доказать?

- Правильное представление о форме нашей планеты сложилось далеко не сразу. Древние люди высказывали множество предположений  о форме Земли.

1.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают учебный материал.

Ответы обучающихся.

Р:планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П:систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

К: принимать цель  совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация: слайд №2, 3, 4,

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

-Верно, тема сегодняшнего урока: «Форма Земли».

- Я прошу вас поставить себе цель на этот урок. У нас есть вспомогательное слово «узнать, какая форма у Земли, и найти доказательства этого»

- Чтобы достичь цели, составим план с помощью опорных слов.

1. Изучить...

2. Выполнить …

3. Подвести…

1. Ставят перед собой цель.

- «Форма Земли»

- «узнать, какая форма у Земли, и найти доказательства этого»

- 1. Изучить какая форма у Земли, и найти доказательства этого

2. Выполнить самостоятельную работу.

3. Подвести итоги.

- Определил, тему, цель, план.

К: воспринимать и формулировать цели и задачи.

Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Учебная презентация: слайд №6,7,8,9,10, 11

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Практический: выполнение задания.

Приёмы: наблюдение.

Внешний контроль

1. Знакомство с новым понятием

- Начнем мы с вами с небольшого опыта, представим, что мы отправились в большое путешествие на корабле по нашей планете.

- Представим, что наша планета имеет форму плоскости, посмотрите, как движется кораблик, может ли он вернутся в начальную точку своего отправления?

- А теперь представим, что Земля имеет форму кубика, посмотрите, как движется кораблик.

- А теперь посмотрим, что будет, если Земля имеет форму шара.

- Все свои наблюдения нарисуйте на листочках, которые у вас лежат на партах.

Земля - плоскость

Земля - куб

Земля - шар

- Так, как вы думаете, какую форму имеет Земля?

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА

- А может быть, тёмное пятно на лунном боку — это просто тень, которую отбрасывает Земля, когда становится между Луною и Солнцем? — подумал Аристотель и тут же задал себе другой вопрос: Но почему эта тень всегда круглая? Взял он кубик. Вынес его на солнышко. Тень от кубика как тёмный квадрат, куда ни поверни. Нет, не может быть Земля квадратной. Взял он круглую плоскую лепёшку. От лепёшки в одном положений тень круглая, а в другом - тоненькая, как прутик. Значит, и лепёшкой Земля быть не может. Взял он половинку апельсина и тоже подставил солнцу. От половинки тень круглая только тогда, когда солнечные лучи падают на срез или на горбатую спинку. Но стоило повернуть половинку

апельсина к солнышку боком, как тень тут же оказывалась неполным кружком... И только от целого апельсина или от целого яблока тень была всегда круглой, как их ни верти. - Значит, и Земля наша должна быть шаром! — сказал Аристотель. Одно оставалось непонятно: как живут люди на противоположной - нижней половинке земного шара? Как они ходят вниз головами и почему не падают?..

- Это опыты Аристотеля, с чем здесь нельзя согласиться ?

- Посмотрим видеофрагмент и ответим, как еще можно понять, что Земля имеет форму шара.

- Как люди в древности понимали шарообразность Земли?

1. Открывают новое знание.

Отвечают на вопросы учителя. 

 

- Форму шара

Читают учебник, анализируют информацию.

Смотрят видео.

- С помощью горизонта, людей и кораблей

П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах;

К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей.

Р: умение оценивание своей работы на уроке.

К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация: слайд №12, 13, 14, 15, 16

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный:

Вывод.

 Приёмы: организация учебного общения.

 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- А теперь окунёмся в древность, как же раньше думали про форму Земли.

- Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах.

- Ваша задача будет поработать с учебником, выводами про форму Земли. Нужно прочесть, и соединить на листочках схему и жителей.  Страницы 37-39 у вас есть 2 минуты

- Давайте прочитаем в учебнике «Что нужно знать». И окончательно убедимся в шараобразности Земли.

1. Объясняют выполнение своей работы в группах.

П: устанавливать существенный признак сравнения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: умение оценивания своей работы на уроке.

Рабочие листы

Учебная презентация: слайд № 17, 18

Физкультминутка (1 мин) – видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Практический: выполнение заданий в рабочей тетради.

Приемы:

Организация учебного общения.

  1. Организует выполнение самостоятельной работы.

 

- Мы с вами выполнили первый пункт плана, и теперь переходим к какому?

- Да, выполним самостоятельную работу.

1 Вариант

  1. Какую форму имеет наша планета Земля?
  2. Кто первым высказал, что Земля имеет форму шара?
  3. Кто первый совершил кругосветное путешествие?
  4. Как представляли себе Землю древние индейцы?
  5. Кто считал, что земля плоская, а над ней стоит богиня неба?

2 вариант

  1. Какую форму имеет наша планета Земля?
  2. Кто представлял Землю в виде горы, окружённой морем?
  3. Кто поставил опыт с половинкой апельсина ?
  4. Как люди, жившие в древности понимали, что Земля имеет форму шара?
  5. Как на сегодняшний день можно посмотреть на Землю, и убедиться, что она имеет форму шара?

- Заканчиваем выполнять, обменяйтесь работами в парах, и проверяем по образцу.

- У кого нет ошибок - это 5  

У кого 1-2 ошибки - это 4

У кого 3 ошибки - это 3

1. Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Нам предстоит выполнить самостоятельную работу.

1 вариант

  1. Шар
  2. Пифагор
  3. Магеллан
  4. В виде плоскости, лежащей на спинах трех слонов
  5. Древние египтяне

2 вариант

  1. Шар
  2. Жители древней Вавилонии
  3. Аристотель
  4. С помощью кораблей
  5. Из космоса

Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Рабочие листы.

Учебная презентация: слайд №19, 20

Карточка самооценивания

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль.

  1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- А теперь сыграем в игру «Да-нет», если вы согласны с выражением - то показываете плюс, если нет - минус. Начинаем!

  1. Земля квадратная.
  2. Египтяне считали, что Земля стоит на слонах
  3. Первый сказал, что Земля - шар Пифагор.
  4. Древние люди определяли шарообразность Земли с помощью кораблей.
  5. Аристотель определил шарообразность Земли с помощью яблока.
  6. Древние индейцы считали, что Земля стоит на трех слонах.
  7. В современное время шарообразность Земли можно доказать, посмотрев из космоса.

1. Выполняют предложенные задания.

  1. -
  2. -
  3. +
  4. +
  5. -
  6. +
  7. +

П: выявление причинно- следственных связей.
К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация: слайд № 21, 22

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

  1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Все ли пункты плана мы выполнили?

-Верно, давайте вспомним, какая тема у нас была на сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы себе ставили?

- У меня есть кубик Блума, давайте кто-нибудь бросит кубик и продолжит фразу.

- Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен, можете быть свободны.

1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Нет, мы не подвели итоги.

- Форма Земли

- Узнать, какая форма у Земли, и найти доказательства этого

П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
К: уметь оценивать свои достижения на уроке.


Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация слайд №23, 24, 25, 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли под охраной человечества» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Задачи урока:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность земли и водоемы твоего края» 4 класс УМК «ПНШ»

Цель урока: Изучение карты родного края, поверхности земли и основных водоемов Челябинской областиЗадачи урокаДидактические:Актуализировать знания о поверхности  земли и водоемах родного кр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Формы земной поверхности» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления учащихся о формах земной поверхностиЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с формами земной поверхности;Формировать умение различать и называть на иллюст...

Технологическая карта урока окружающего мира «Формы земной поверхности» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления учащихся о формах земной поверхностиЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с формами земной поверхности;Формировать умение различать и называть на иллюст...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли од охраной человечества. Всемирное наследие» (4 класс)

Цель урока: формирование представления о Всемирном наследии , о его объектах и их значимости.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Дать представление о Всемирном наследии , показать ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разнообразии горных пород, минералов и полезных ископаемых.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с понятиями «горные породы&raq...