Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Воздух и его охрана»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Залога Виктория Леонидовна

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о воздухе и его свойствах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о составе и пользе воздуха для окружающего мира.

2. Изучить опыты нагревания и охлаждения воздуха с помощью видео фрагментов.

Предметные:

1. Знать состав и пользу воздуха для окружающей среды.

2. Уметь исследовать вещества с помощью опыта.

Развивающие:

1. Развивать логические процессы мышления.

2. Развивать умения сравнивать, выделять главное.

Личностные:

1. Формировать целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире.

2. Формировать способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающей нас природе.

2. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ456.82 КБ
Файл Раздаточный материал94.44 КБ
Файл Самостоятельная работа13.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 22.10.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 3-4

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 302

Студент: Залога Виктория Леонидовна

Группа: 43

Учитель: Маркина Светлана Владимировна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о воздухе и его свойствах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о составе и пользе воздуха для окружающего мира.

2. Изучить опыты нагревания и охлаждения воздуха с помощью видео фрагментов.

Предметные:

1. Знать состав и пользу воздуха для окружающей среды.

2. Уметь исследовать вещества с помощью опыта.

Развивающие:

1. Развивать логические процессы мышления.

2. Развивать умения сравнивать, выделять главное.

Личностные:

1. Формировать целостный взгляд на мир в единстве природы через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире.

2. Формировать способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающей нас природе.

2. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» 3 класс, А.А. Плешаков, 1 часть, рабочая тетрадь. Презентация, учебник, рабочая тетрадь, рабочий лист, материалы для опыта.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин
)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных методов: беседа

прием: эмоциональный настрой

Группа наглядных методов:

изображение лаборатории

Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.  

Эмоционально настраивает класс на урок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Леонидовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Займите свои места и поднимите руку те, кто сегодня на уроке готов хорошо поработать, проявить трудолюбе, находчивость и внимательность.  

- Отлично! Я думаю, у вас это точно получится!

- Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

- Верно! Но сегодня мы с вами попробуем себя в роли контрольной группы, которая следит за учёными и их опытами.

- Поднимите руки те, кто готов начать.

- Очень хорошо!

Приветствуют учителя.

Садятся.

Отвечают на вопросы учителя.

- В химическую лабораторию.

УУКД:

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами  самомотивации и рефлексии

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

презентация

Группа практических методов:

игра «Цвета».

Внешний контроль

Ф

Группа словесных методов: беседа

Актуализирует знания обучающихся.

- Ребята, перед вами карточка, с помощью которой я узнаю, сможете ли вы стать участниками самой важной контрольной группы. Подпишите её, пожалуйста, мы обратимся к ней позже.

- Для начала, вспомните тему, с которой вы работали на прошлом уроке.

- Что такое вещества?

- Какая наука изучает вещества?

- Какие 3 состояния веществ вы знаете?

Проводит игру «Цвета».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цвета». Если я называю жидкое вещество, вы показываете зелёный карандаш, если твёрдое – жёлтый, а если газообразное, то красный карандаш.

Вода, метал, кислород, железо, углекислый газ, мел, молоко, пластмасса, уксус, соль, крахмал, воздух.

- Отлично! А что такое воздух?

Дает задание по актуализации знаний.

- Исходя из ваших знаний попробуем описать некоторые вещества по плану: название, внешние признаки, главные свойства, где встречаются в природе. (Молоко, железо, воздух)

Подводит к изучению новой темы.

- Спасибо! Ребята, а без чего, из этих веществ, человечество не сможет прожить?

Вспоминают прошлый материал. Отвечают на вопросы учителя.

Подписывают карточку.

- «Разнообразие веществ»

– это то, из чего состоят тела.

- химия

- жидкие, твёрдые и газообразные.

Играют.

- зеленый, желтый, красный, желтый, красный, желтый, зеленый, желтый, зелёный, жёлтый, желтый, красный.

- смесь газов (азот, кислород, углекислый газ).

Выполняют задание на карточках.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать, интерпретировать информацию

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

Презентация, рабочий лист

Постановка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: изображение темы, целей, плана

Группа практических методов: составление плана

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Догадались ли вы, какова тема нашего сегодняшнего урока? Верно, «Воздух и его охрана»

- Поставьте цели на урок, дополнив фразы:

1. Узнать…

- Верно. Перед вами план урока, но кажется, в нем не хватает некоторых слов. Давайте его дополним.

1) Повторим … и подготовимся к тому, чтобы стать химиками.

2) Выполним … для … материала.

3) Изучим … с воздухом.

4) Расскажем о результатах …

5) Проведем … .

Слова для справок: таблицу, материал, итоги, воздуха, исследование, задания, опыт, закрепления.

- Какой пункт мы уже выполнили? Отлично, используя красный, желтый или зелёный карандаш оцените себя и свою работу за этот пункт в листе успеха.

Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- «Воздух»

- Узнать о свойстве и составе воздуха.

Составляют план.

1) Повторим материал и подготовимся к тому, чтобы стать контрольной группой.

2) Выполним задания для закрепления материала.

3) Изучим опыт с воздухом.

4) Проведём исследование.

5) Подведем итоги.

- Повторили материал.

УУПД: извлекать и интерпретировать информацию.

УУКД:

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности

общения;

УУПД:

аргументировать свою позицию, мнение.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Презентация, рабочий лист

«Открытие» детьми нового знание (8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов:

изображение иллюстраций, работа с учебником

Группа практических методов: заполнение таблицы

Внешний контроль

Самоконтроль

Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал.

- Ребята, вы доказали, что готовы стать контрольной группой и следить за всеми опытами учёных! Перед тем как их проверять, что нам нужно изучить?

Организовывает работу в рабочих тетрадях.

- Верно, для этого нам самим нужно хорошо разбираться в теме урока. Откроем рабочие тетради на странице 27, посмотрим на первое задание.

- Что нам нужно сделать?

- Сейчас я вам прочитаю предложения, а ваша задача правильно подписать названия газов в составе воздуха. Слушаем внимательно: воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей.

- Посмотрите на экран и сравните ответы. Поднимите зелёный карандаш, если у вас всё верно, красный – сделали ошибку.

- Теперь возьмём в руки красный и зелёный карандаш. Красным карандашом отметим, что живые существа выделяют, зелёным – поглощают. Как мы закрасим квадратики?

- Вы отлично справились!

Проводит игру «Верно-Неверно».

- Сейчас мы сыграем в игру «Верно-Неверно», в которой я буду задавать вам вопросы. Если вы считаете, что утверждение верное – поднимите зелёный карандаш, неверное – красный.

  1. Воздух прозрачен?
  2. Воздух имеет цвет?
  3. Воздух имеет запах?
  4. Воздух можно нагреть?
  5. Воздух можно охолодить?

- Отлично! Для того, чтобы проверить ваши суждения, откроем рабочую тетрадь на странице 27. Будем по очереди читать информацию в столбце и заполнять выводы.

Проводит опыты вместе с обучающимся.

ОПЫТ 1.

- Для первого вывода предлагаю вам провести опыт. Для этого нам понадобится стакан. Сейчас этот стакан наполнен воздухом, можете ли вы прочитать букву, которая находится за стаканом? Человека?

- Какой вывод мы можем сделать? Запишем.

ОПЫТ 2.

- Как вы думаете, какого цвета воздух? Для точного ответа, мы снова возьмём стакан, он всё ещё наполнен воздухом. Посмотрим на экран, какой цвет вы видите? А через стакан с воздухом? Какой вывод можно сделать? Запишем.

ОПЫТ 3.

- Ребята, вспомните, когда вы заходите в пекарню, воздух с каким запахом вы чувствуете? В аптеке? На заправке?

- А какой воздух в классе? Дома? Что будет если мы на него повлияем?

Использует духи для изменения запаха.

- Что вы чувствуете сейчас? Какой вывод можно сделать?

Верно! А для того, чтобы заполнить остальные строчки нам нужно внимательно понаблюдать за работой учёных. Поэтому давайте немного разомнём наши глазки и направимся в лабораторию.

Отвечают на вопросы учителя. Читают информацию. Заполняют таблицу.

- информацию

- подписать состав воздуха

Выполняют задание в рабочих тетрадях.

- Воздух прозрачен

- Воздух не имеет цвет.

- Без влияния воздух не имеет запаха.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

УУПД: применять базовые логические действия

УУПД:

извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице.

УУРД: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

УУПД: выделять существенную информацию из литературы разных типов.

УУПД: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; сравнивать объекты по различным признакам.

Презентация, рабочая тетрадь, духи, стакан для опыта.

Динамическая пауза (1 мин)

Сядем ровно и правильно, поставим правую ручку на локоток и вытянем указательный палец.

Отведём его вправо и следим только глазками, влево.

Приблизим, отдалим. Изучим глазками весь кабинет по кругу, и ещё раз.

Теперь потянемся обеими руками выше к потолку, теперь в сторону доски.

Положим голову на парту и расслабимся, считаем до 10 про себя.

Снова займём свои места, сядем в позу ученика.

Первичное закрепление (3 мин)

Усвоение нового способа действий.

Ф, Г

Группа словесных методов: объяснение, беседа

Группа практических методов: выполнение задания в рабочей тетради

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Мы с вами настроились на работу, теперь внимательно следим за работой учёных.

Организует просмотр видео с опытами над воздухом.

- Итак, ребята, что происходит с воздухом при нагревании?

- А при охлаждении?

- Почему так происходит?

- Отлично! В рабочей тетради на странице 28 попробуем изобразить эти частицы в виде кружочков, в парах обсудите как можно изобразить.

- У вас есть 2 минуты на работу.

Организует работу с учебником.

- Откройте учебник на странице 53 и сравните свои ответы.

- Какие пункты плана мы с вами выполнили? Оцените себя с помощью цветных карандашей.

Изучают видеоматериал, записывают выводы.

- Он расширяется

- Он сжимается

- Потому что частицы воздуха очень подвижные.

Выполняют работу в тетрадях.

Оценивают себя.

УУПД: применять базовые логические действия

УУПД:

извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице.

УУРД: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Презентация, рабочая тетрадь, учебник, видео, рабочий лист.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин)

Интериоризация нового способа действий

Ф, И

Группа словесных методов: объяснение, беседа

Группа практических методов: самостоятельная работа

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

 - Посмотрите на следующее задание. Здесь у вас находится небольшой тест. На его решение у вас будет 2 минуты. Можете начинать. 

 

Организует взаимопроверку.

- Заканчиваем работу. Сейчас на экране появятся правильные ответы. Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте работу.

Если не допущено ошибок поставьте 5, если допущена одна или две ошибки, то 4. Если больше, то 3.

- Поднимите руки те, у кого 5? 4?

- Молодцы! Какой пункт плана мы выполнили?

Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант: а, б, в, в, в.

2 вариант: в, в, в, а, б.

Выполняют взаимопроверку.

Оценивают соседа.

Поднимают руки

УУПД: применять изученный метод познания.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

Презентация, рабочий лист

Включение в систему знаний повторение (13 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Ф, Г

Группа словесных методов: инструктаж

Группа наглядных методов:

презентация

Внешний контроль

Взаимоконтроль

Организует закрепление ранее изученного материала, проведение опыта.

- Какой пункт плана у нас следующий?

- Для его выполнения необходимо разделиться на группы по 4 человека. Отроем учебники на странице 54. Вам нужно прочитать текст и ответить на 4 вопроса со слайда:

1. Какие предметы загрязняют воздух?

2. Какие вещества загрязняют воздух?

3. Что следит за чистотой воздуха?

4. Как мы можем сделать воздух чище?

- У вас есть 4 минуты, время пошло.

- Время вышло, ответим на наши вопросы.

- Вы отлично справились! И мы завершили этот пункт.

Проводят опыт. Работают в группах.

- Проведём исследование

Выполняют задание в группах.

Ответы обучающихся.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её решению.

УУПД: устанавливать цепочки связей причинно-следственного характера.

Презентация, рабочий лист, рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения коррекции выявленных ошибок

Формирование способности к осуществлению контрольной функции

Ф

Группа словесных методов: беседа

прием: рефлексия

Группа наглядных методов: презентация

Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке.

- Какой пункт плана нам остался?

- Давайте подведем итоги!

- Что мы сегодня изучали?

- Какие их свойства вы запомнили?

- Какой опыт мы наблюдали?

- А какие цели мы ставили?

- Поднимите правую руку те, кто считает, что мы их достигли.

- Отлично! Оцените себя в последнем пункте. Если у вас большинство кружочков – зелёные – дайте своему соседу «пять»

Спасибо вам за урок, ребята. До свидания!

Подводят итоги.

- Подвести итоги.

- Воздух и его свойства

- прозрачный, бесцветных, без запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается.

- нагревание и охлаждение воздуха

- Узнать о свойствах воздуха.

Поднимают руки.

Оценивают себя.

УУКД:

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды

УУРД:

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.

Презентация, рабочий лист


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Повторим материал. 2) Выполним задания для закрепления материала. 3) Изучим опыт с воздухом. 4) Проведём исследование . 5) Подведем итоги. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА 1) Повторим материал. 2) Выполним задания для закрепления материала. 3) Изучим опыт с воздухом. 4) Проведём исследование . 5) Подведем итоги. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА


Предварительный просмотр:

Тест 1 вариант

  1. Воздух – это смесь …

А) газов     Б) жидкостей     В) веществ

  1. Какого свойства воздуха на существует?

А) запах     Б) вкус     В) цвет

  1. При нагревании воздух …

А) исчезает     Б) увеличивается     В) расширяется

  1. При охлаждении воздух …

А) сужается     Б) уменьшается     В) сжимается

  1. В воздухе больше всего …

А) пыли     Б) воды     В) азота

Тест 2 вариант

  1. В воздухе больше всего …

А) пыли     Б) воды     В) азота

  1. При охлаждении воздух …

А) сужается     Б) уменьшается     В) сжимается

  1. При нагревании воздух …

А) исчезает     Б) увеличивается     В) расширяется

  1. Воздух – это смесь …

А) газов     Б) жидкостей     В) веществ

  1. Какого свойства воздуха на существует?

А) запах     Б) вкус     В) цвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Анализ урока окружающего мира на тему: «Воздух и его охрана».

Анализ урока окружающего мира на тему: "Воздух и его охрана"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Карта - наш экскурсовод" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о физической карте, условных обозначениях.Планируемые результаты:Предметные:1.Формировать умения работать с физической картой;2.Тренировать умения, связан...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...