Технологическая карта окружающего мира окружающего мира на тему «Семья – первый и главный коллектив в жизни человека.», УМК: «Школа России», 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о роли семьи в жизни человека.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «семья» как коллектив в жизни человека.

2. Формировать у обучающихся навык составления родословной.

Предметные:

1. Знать понятие «семья» как коллектив в жизни человека.

2. Составить собственную родословную.

Развивающие:

1. Развивать познавательные интересы;

2. Развивать умения сопоставлять факты и делать выводы

Личностные:

1. Осознавать личностный смысл учения;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать понимание значения семьи в жизни человека. 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

УМК: «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» (учебник «Окружающий мир»  2 класс Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.), презентация, раздаточный материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_semya_3_lass.docx123.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.10.2024

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Класс: 3«З»

Урок: 1

Время: 14:00 – 14:40 Кабинет: 223

Студент: Ковальская Виктория Николаевна

Группа: 41

Учитель: Савчук Кристина Сергеевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Семья – первый и главный коллектив в жизни человека.»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о роли семьи в жизни человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с понятием «семья» как коллектив в жизни человека.

2. Формировать у обучающихся навык составления родословной.

Предметные:

1. Знать понятие «семья» как коллектив в жизни человека.

2. Составить собственную родословную.

Развивающие:

1. Развивать познавательные интересы;

2. Развивать умения сопоставлять факты и делать выводы

Личностные:

1. Осознавать личностный смысл учения;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Воспитывать понимание значения семьи в жизни человека. 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» (учебник «Окружающий мир»  2 класс Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н.), презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ слайда.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Никлаевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Продолжите фразу, которая написана на экране.

-На сегодняшнем уроке за активную работу и правильные ответы на опросы вы будете получать жетоны.

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

-Сегодня хороший день, потому что...

УУКД:    соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф,И

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Практический: решение теста.

Приёмы: тест.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Повторение пройденного материала.

-Кто помнит, какая была тема предыдущего урока?

-Сейчас вам предстоит письменно ответить на вопросы, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили прошлую тему урока.  Ответ запишите в строку под вопросом, на это задание у вас есть 2 минуты.

1. Общество – это…

2. Что такое государство?      

3.Как называется каждый человек государства?                                                                                                

-Отлично, давайте проверим, посмотрите на экран, сравните сою работу с эталоном.

-Поднимите руку те, у кого нет ошибок, те, у кого 1 ошибка и те, у кого 2 ошибки и более.

-Ребята, а знаете ли вы, что является наименьшей частью общества?

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

-Общество.

1. Все мы, люди.

2. Страна.

3. Гражданин.

Предполагают.

УУПД:   анализировать и создавать текстовую,

информацию в соответствии с учебной задачей.

УУРД:  оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и других

обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Учебная презентация: слайд №2

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы:  организация учебного общения.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока.

-Посмотрите на экран, что вы видите?

Что объединяет все эти слова?

-Да именно о семье пойдет речь на сегодняшнем уроке. Предположите тему нашего урока.

-Поставьте цель на сегодняшний урок используя опорные слова: узнать…

- Верно, посмотрите на экран и оставьте план на сегодняшний урок, используя слова-помощники.

1. Узнаем…

2. Выполним…

3. Подведем…

- Молодцы, приступим к первому пункту.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Облако слов. (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)

-Семь.

- Семья – первый и главный коллектив в жизни человека.

-Цель: узнать, что такое семья.

- 1. Узнаем, что такое семья.

2. Выполним задания.

3. Подведем итоги урока.

УУПД:  формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия

в аналогичных или сходных ситуациях

УУРД:  выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

УУКД:  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

Учебная презентация: слайд №3

Учебная презентация: слайд №4

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный: беседа, работа с книгой.

Наглядный: показ, демонстрация.

Практический; упражнение.

Приёмы: работа с понятиями.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Открытие для детей новых сведений.

-А знаете ли вы, чем особенен 2024 год?

-Сейчас мы посмотрим видеоролик, смотрите внимательно, потому что я буду задавать вопрос.

-Что такое семья?

-Продолжим просмотр видеоролика.

-Какие два слова спрятаны в слове «семья»?

-Что они обозначают?

-Какую семью называют многодетной?

-Что такое поколение?

-Что нужно делать для того, чтобы отношения в семье не портились?

-Отлично, ребята, а знаете ли вы, что такое семейные традиции?

-Есть ли традиции в вашей семье?

-Ребята, помните ли вы, что такое коллектив?

-Сейчас вспомните правила работы в паре. Ваша задача в паре объяснить значение фразы «Семья – первый и главный коллектив в жизни человека».

-Выслушаем несколько пар.

-Ребята, а знаете ли вы, что такое родословная?

-Родословная – это перечень поколений одного рода. Род –ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок –это древний предшественник по роду. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь.

-Как по-другому можно назвать бабушку со стороны мамы? А дедушку?

-А дедушка со стороны папы кем приходится папе? А бабушка?

-А кого мы называем дядей и тетей?

-Двоюродные братья и сестры это?

-Кого мы называем прадедушкой и прабабушки?

Выполняют задания в рабочем листе.

-Он объявлен годом семьи.

Просмотр видеоролика.

-Близкие люди, которые сплочены интересами, ценностями, идеалами, отношением к жизни.

-«Семь» и «я».

-Семеро людей похожих на меня, интересами, внешностью, характером.

-Семью, в которой больше 3 детей.

-Группа людей, которые родились и живут примерно в одно и то же время.

-Соблюдать культуру общения.

-Традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Рассказывают о традициях в своей семье.

- Коллектив -  группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами.

Вспоминаю правила работы в паре.

Выполняют задание.

-Мамина мама. Мамин папа.

-Папин папа, папина мама.

-Сестру или брата мамы или папы.

-Дети дядь и теть.

-Родителей бабушки или дедушки.

УУПД:  различать информацию, представленную в тексте, графически,

аудиовизуально.

УУКД:  создавать высказывания-рассуждения.

УУРД:  находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины.

Видеоролик.

Учебная презентация: слайд №5

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Ф, П

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: задание.

Приёмы: составление родословной.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

-Давайте рассмотрим пример родословной.

https://i.cdn01.ru/files/users/images/6e/82/6e82d0461cf17a0926d383d6f4c83cb6.jpg

-Назовите имя сестры папа.

-Назовите имя мамы мамы. Кем она является составителю родословной?

-А кто баба люба?

-Даша это?

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Алена.

-Нина. Бабушкой со стороны мамы.

-Сестра бабы Вали.

-Двоюродная сестра, дочь тети Алены.

1. Узнаем, что такое семья.

УУПД:   определять существенный признак для классификации, классифицировать

предложенные объекты.

УУКД:  проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

УУРД:  планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению

учебной задачи.

Учебная презентация: слайд №6

Раздаточный материал: листочки с родословной.

Динамическая пауза (видеоролик)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Ф, И

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: самостоятельная работа.

Приёмы: организация учебного общения.

Взаимоконтроль

1. Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Ребята, теперь проверим, как вы были внимательны  во время изучения темы. Вам предстоит выполнить самостоятельную работу.

- Ваша задача – решить тест за 3 минуты. Время пошло.

1 вариант.

1. Семья – это…

1) Близкие люди, которые сплочены интересами, ценностями и идеалами.

2) Люди, живущие вместе.

3) люди, которые вместе работают.

2. Многодетная семья – это семья, состоящая из:

1) 5 детей.

2) 2 детей.

3) 3 детей.

3. Отметьте вариант, где указаны члены семьи одного поколения.

1) Мама, ребенок, папа.

2) Бабушка, дедушка, тетя.

3) Брат, сестра, папа.

4) Мама, папа, тетя, дядя.

4. Родословная – это..

1) это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

2) группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами.

3)  группа людей, которые родились и живут примерно в одно и то же время.

5. В виде чего обычно изображают родословную?

1) Лестницы.

2) Куста.

3) Дерева.

2 вариант.

1. В виде чего обычно изображают родословную?

1) Лестницы.

2) Куста.

3) Дерева.

2. Отметьте вариант, где указаны члены семьи одного поколения.

1) Мама, ребенок, папа.

2) Бабушка, дедушка, тетя.

3) Брат, сестра, папа.

4) Мама, папа, тетя, дядя.

3. Родословная – это..

1) это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

2) группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами.

3)  группа людей, которые родились и живут примерно в одно и то же время.

4. Многодетная семья – это семья, состоящая из:

1) 5 детей.

2) 2 детей.

3) 3 детей.

5. Семья – это…

1) Близкие люди, которые сплочены интересами, ценностями и идеалами.

2) Люди, живущие вместе.

3) люди, которые вместе работают.

- Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране.

- Если всё верно поставьте 5;

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2.

- Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2. У кого 4 или 5 за самостоятельную работу поставьте себе плюс.

- Какой пункт плана мы выполнили?

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

1 вариант:

1-1

2-3

3-4

4-1

5-3

2 вариант:

1-5

2-4

3-1

4-3

5-1

Проводят взаимооценку по эталону.

Поднимают руки.

- Выполнили задания.

УУПД:  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или

на основе предложенного учителем способа её проверки.

УУРД:  оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и других

обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Раздаточный материал (тест)

Учебная презентация: слайд №7

Учебная презентация: слайд №8

Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, Г

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: составление схемы.

Внешний контроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Сейчас мы представим семью в виде солнышка, солнце - это тепло, и семья – это теплота, доброта, любовь…

-Вам предстоит составить рисунок – схему, вы изобразите солнышко, в центре будет написано слово «семья», а на его лучах те слова, которые описывают и характеризуют семью, то, на чем основывается счастливая семья.

-Опорные слова вы можете увидеть на экране:  забота, вранье, любовь, доброта, доверие, понимание, уважение, небезопасность. На свободных лучах самостоятельно придумайте и напишите характеристики счастливой семьи.

-Но выполнять это задание вы будете в парах, поэтому вспомните правила работы в паре.

-Приступайте к выполнению задания. На это у вас есть 2 минуты.

-1 представитель от группы выходит к доске и зачитывает то, что пара написала .

Вспоминают правила работы в паре.

1. Уважай мнение товарища.

2. Работайте в группе дружно и активно.

3. Выберете ответственного.

4. Когда вы закончите работу, поднимите руки вверх.

Выполняют задание в паре.

УУПД:  читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию.

УУРД:  выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

УУКД:   проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

Раздаточный материл

(рисунок солнышка)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

 Ф

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: показ.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

-Отлично, какой этап урока у нас остался невыполненным?

-Кто вспомнит, какая была тема нашего сегодняшнего урока?

-Что же такое семья?

-Почему по вашему мнению она важна в жизни каждого?

-Почему семью называют первым и главным коллективом в жизни человека?

-Какую цель мы ставили на сегодняшний урок? Достигли ли мы ее?

-Продолжите одно из фраз, которые написаны на экране.Сегодня я узнал…Я смог…Я не сумел…Я понял….Я выполнил…

-Посчитайте количество своих жетонов. Те, у кого больше 5 жетонов получает отметку 5.

-Спасибо за активную работу! На этом наш урок окончен.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

-3. Подведем итоги урока.

- Семья – первый и главный коллектив в жизни человека.

-Семья – это близкие люди, которые сплочены интересами, ценностями, идеалами, отношением к жизни.

Аргументирую свою точку зрения.

Аргументируют свою точку зрения.

-Цель: узнать, что такое семья. Да.

Проводят рефлексию деятельности.

Поднимают руки.

УУКД:  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Учебная презентация: слайд №9

Учебная презентация: слайд №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с городами Золотого...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:формирование представлений о декоративном творчестве народов Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о великих культурных ценностях народов России;2) з...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные. Профессии людей, которые заботятся о животных" для обучающихся 1 класса 1 года обучения с ЗПР

Технологическая карта урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные. Профессии людей, которые заботятся о животных" для обучающихся 1 класса 1 года обучения с ЗПР...

Технологическая карта окружающего мира окружающего мира на тему «Средние века: время рыцарей и замков», УМК: «Школа России», 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о Средневековье; о иудаизме, христианстве, буддизме, исламе; о рыцарях и замках; о изобретение книгопечатан...